город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2019 г. |
дело N А32-22658/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Нудьги Ю.А. по доверенности от 02.08.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гаврилова Ивана Михайловича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 по делу N А32-22658/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Гаврилова Ивана Михайловича (ОГРНИП 308230414400048 ИНН 230400014002)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края,
при участии третьего лица: государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу",
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гаврилов Иван Михайлович (далее - предприниматель, ИП Гаврилов И.М.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении государственной услуги N 202-06.3-27-4006/19 от 14.02.2019, об обязании Министерство природных ресурсов Краснодарского края принять в форме приказа решение о заключении с ИП Гавриловым И.М. без проведения торгов нового договора аренды лесного участка общей площадью 5 га, имеющего местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 38 А, часть выдела 33, номер учетной записи в государственном реестре:23-05-01-08-00205, кадастровый номер 23:40:0502000:51; об обязании Министерство природных ресурсов Краснодарского края направить в адрес ИП Гаврилова И.М. приказ о заключении с ИП Гавриловым И.М. без проведения торгов нового договора аренды лесного участка общей площадью 0,5 га, имеющего местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал 38 А, часть выдела 33, номер учетной записи в государственном реестре 23-05-01-08-00205, кадастровый номер 23:40:0502000:51 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гаврилов И.М. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что вынесение министерством как уполномоченным органом постановлений о привлечении предпринимателя к административной ответственности находится в области публичных отношений, а не частных гражданско-правовых, в связи с чем не свидетельствует о нарушении условий договора. Срок предоставления проекта на экспертизу ни договором аренды лесного участка, ни нормативными актами не установлен. Проект освоения по предыдущему договору аренды N 241/12-08 от 10.12.2008 был утвержден 19.02.2010, т.е. через 14 месяцев после заключения договора, однако у министерства претензий к заявителю по данному обстоятельству не возникало, указанное обстоятельство в качестве нарушения условий договора N 241/12-08 от 10.12.2008 министерство не указывает. Кроме того, на момент подачи заявления о предоставлении лесного участка в аренду (расписка 220122019-23-110 от 22.01.2019) срок проекта освоения не истек, так как согласно заключению N 120 от 19.02.2010 проект был утвержден 18.02.2010 сроком на 10 лет, т.е. проект действует до 19.02.2020. С 2010 по 2014 г. предприниматель к использованию лесного участка не приступал, в связи с чем декларации и отчеты об использовании лесов им не подавались. В связи с тем, что предприниматель воспроизводство лесов не осуществляет, обязанность по предоставлению отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении у него отсутствует. 17.04.2009 является датой государственной регистрации, а не датой обращения для осуществления государственной регистрации. Пункт 3.4.20 содержит требование к сроку обращения для государственной регистрации, а не к сроку регистрации. Срок государственной регистрации зависит не от предпринимателя, а от уполномоченного государственного органа. Отказ в предоставлении преимущественного права на заключение договора по указанному основанию является незаконным, так как п. 3.4.20 не содержит требований к сроку государственной регистрации. Спорный лесной участок в настоящее время находится в пользовании ИП Гаврилова И.М., предприниматель вносит арендные платежи, возражений со стороны министерства не поступало. При указанных обстоятельствах подлежит применению п. 2 ст. 621 ГК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Краснодарского края указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель министерства не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ИП Гаврилова И.М. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Гавриловым Иваном Михайловичем и государственным учреждением Краснодарского края "Комитетом по лесу" заключен договор аренды лесного участка N 241/12-08 от 10 декабря 2008 г., согласно которого арендатору предоставлен лесной участок общей площадью 0,5 га, местоположение: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Кабардинское участковое лесничество, квартал N 38А, часть выдела N 33, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-01-08-00205, сроком на 10 лет.
21.02.2019 предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов.
В письме от 14.02.2019 N 20-06.3-27-4006/19 министерство отказало в предоставлении государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду без проведения торгов. Отказ был мотивирован тем, что арендатор ненадлежащим образом исполнял условия договора аренды лесного участка, что препятствует предоставлению участка без проведения торгов.
Полагая, что отказ министерства противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, индивидуальный предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
В силу пункта 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018 утвержден Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов).
Согласно подпункту 3 подпункта 2 пункта 2.10 Административного регламента одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов, является несоблюдение условия об отсутствии случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом.
Отказывая в предоставлении государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду без проведения торгов, министерство указало на неоднократное привлечение арендатора к административной ответственности (01.06.2015 постановлением N 175-Л о назначении административного наказания заявитель признан виновным в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка (ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ), на него наложен административный штраф в размере 5 000 рублей; 09.07.2018 постановлением N 294-Л/2018 о назначении административного наказания заявитель признан виновным в нарушении правил санитарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ), на него наложен административный штраф в размере 1 000 рублей.; 09.07.2018 постановлением N 293-Л/2018 о назначении административного наказания заявитель признан виновным в нарушении правил пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ), на него наложен административный штраф в размере 50 000 рублей).
Кроме того, приказом департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 22.12.2008 N 1081 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств" срок действия лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества был установлен до 2019 года. Для осуществления рекреационной деятельности проект освоения лесов разрабатывается на срок, не превышающий срока действия лесохозяйственного регламента.
Приказом министерства от 01.02.2018 N 181 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств" утвержден лесохозяйственный регламент Геленджикского лесничества со сроком действия до 2029 года.
На момент рассмотрения заявления арендатора проект освоения лесов на государственную экспертизу в министерство арендатором не представлен, чем нарушен пункт 3.4.3 договора аренды.
В нарушение пункта 3.4.4 договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 241/12-08 не обеспечена ежегодная подача лесных деклараций.
Лесные декларации не представлялись с 2010 по 2014 год и за 2018 год, также арендатором не представлялись отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, отчет об использовании лесов за период с 2010 по 2014 годы, за 2018 год, что в силу пункта 8.6 договора аренды от 10.12.2008 N 241/12-08 является существенным нарушением его условий.
Государственная регистрация договора аренды осуществлена 17.04.2009, то есть по истечение 4 месяцев с даты его подписания, чем нарушен пункт 3.4.20 договора аренды.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Геленджикского лесничества, утвержденным приказом министерства от 01.02.2018 N 181, невыполнение лесохозяйственного регламента является основанием для расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования лесными участками (ст. 24, 51, 61 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 8.5 договора от 10.12.2008 N 241/12-08 арендатор, надлежащим образом исполнивший настоящий договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.
В соответствии с пунктом 8.6 договора от 10.12.2008 N 241/12-08 существенными условиями настоящего договора являются:
- объемы использования лесов, установленные проектом освоения лесов;
- своевременное внесение арендной платы;
- представление отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;
- разработка проекта освоения лесов;
- соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации.
Пунктом 3.4.20 договора от 10.12.2008 N 241/12-08 предусмотрено, что арендатор в течение месяца со дня подписания сторонами настоящего договора должен обратиться для осуществления государственной регистрации договора и в 10-дневный срок со дня обращения предоставить арендодателю документальное подтверждение указанного обращения.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2019, договор аренды лесного участка N 241/12-08 от 10 декабря 2008 года зарегистрирован 17.04.2009, номер регистрации 23-23-12/042/2009-022.
Доказательств соблюдения предпринимателем пункта 3.4.20 договора от 10.12.2008 N 241/12-08 не представлено.
Указанные обстоятельства подтверждают неоднократное нарушение условий заключенного ранее договора аренды.
Более того, из материалов дела усматривается, что ИП Гаврилов И.М. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение условий договора аренды и нарушение правил пожарной и санитарной безопасности в лесах.
С учетом вышеизложенного заявителем нарушена совокупность условий, при которых он имел право на заключение договора аренды на новый срок (подпункт 3, пункта 2 статьи 74 ЛК РФ, подпункт 3, пункта 2, пункта 2.10 Административного регламента).
Поскольку оспариваемый отказ соответствует закону, права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 по делу N А32-22658/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22658/2019
Истец: Гаврилов И. М., ГАВРИЛОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
Ответчик: Министерство природных ресурсов КК, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГКУ КК "Комитет по лесу", ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу"