г. Краснодар |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А32-38682/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Зайдензаль Сергея Геннадьевича (ИНН 231506994427, ОГРНИП 314231511100122) - Прасоловой А.А. (доверенность от 21.12.2018), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Сельта" - Бельской М.В. (доверенность от 05.09.2019), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Тэкар Групп" (ИНН 9729034075, ОГРН 5167746245299), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зайдензаль Сергея Геннадьевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А32-38682/2018, установил следующее.
ООО "Тэкар Групп" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Зайдензаль С.Г. (далее - предприниматель) о взыскании 859 405 рублей 09 копеек ущерба, причиненного повреждением груза.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Сельта".
Решением от 02.08.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2019, с ответчика в пользу истца взыскано 859 405 рублей 09 копеек ущерба, а также 20 188 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, суды не учли наличие в материалах дела двух заявок на перевозку груза, исполнителями по которым выступают ООО "Тэкар" и общество. Доказательства того, что водитель Саркисян А.О. был уполномочен предпринимателем на принятие товара, в материалах дела отсутствуют. Вывод судов о принятии груза к перевозке ответчиком не подтвержден соответствующими документами. Факт утраты груза в результате ДТП в соответствии с требованиями действующего законодательства не доказан. Справка об утрате груза не соответствует требованиям действующего законодательства. Сумма ущерба, причиненного в результате утраты груза, истцом не обоснованна. Кроме того, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Заявитель также указывает, что в материалах дела отсутствуют оригиналы документов или надлежащим образом заверенные копии, в связи с чем вывод судов об удовлетворении иска является неправомерным.
В отзывах общество и третье лицо просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 27.03.2020 изменены дата и время назначенного на нерабочий день судебного заседания. Рассмотрение кассационной жалобы предпринимателя назначено на 29.04.2020 в 15 часов 30 минут.
Определением от 12.05.2020 суд округа изменил дату и время назначенного на нерабочий день судебного заседания, в связи с чем рассмотрение жалобы назначено на 26.05.2020 в 12 часов 00 минут.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель третьего лица возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО "Тандер" (заказчик) поручило ООО "Сельта" (исполнитель) осуществить перевозку груза по заключенному договору от 01.01.2006.
ООО "Сельта" (заказчик) и ООО "Тэкар" (перевозчик) заключили договор на перевозку грузов автомобильным транспортом от 13.10.2014. На основании указанного договора сторонами оформлена заявка на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в которой водителем указан Саркисян А.О.
01 января 2017 года ООО "Тэкар" (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор транспортно-экспедиционного обслуживания при перевозках грузов автомобильным транспортом.
03 марта 2017 года общество (экспедитор) и предприниматель (перевозчик) заключили договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом N ПТГ17-0325 (далее - договор) и оформили заявку от 28.10.2017 N ЮФ-00025534, в которой водителем указан Саркисян А.О.
Согласно указанному договору и заявке предприниматель обязался осуществить перевозку груза по следующему маршруту: 353960, Краснодарский край, г. Новороссийск, с. Борисовка, пер. Борисовский, д. 2А - 623141, Свердловская обл., г. Первоуральск, с. Новоалексеевское, ул. 8 Марта, водитель - Саркисян А.О., автомобиль Mersedes, государственный номер М 167 СН 123.
Истец указывает, что в пути следования названного транспортного средства произошло ДТП, что подтверждается справкой о ДТП 36СС от 31.10.2017 N 013825.
В результате данного происшествия груз полностью поврежден и утратил свои потребительские качества. Данный факт подтвержден справкой о полном повреждении груза, выданной грузоотправителем (ООО "Сельта").
Общая сумма поврежденного груза согласно товарно-транспортной накладной от 29.10.2017 N CNT-02326950 и бухгалтерской справке, выданной АО "Тандер", составила 859 405 рублей 09 копеек.
Общество возместило заказчику указанную сумму в полном объеме путем проведения зачета встречных требований с ООО "Тэкар".
30 июля 2019 года истец направил ответчику претензию с требованием возместить причиненный ущерб.
Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу статьи 803 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Кодекса.
Согласно статье 805 Кодекса, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В силу статьи 393 Кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Кодекса.
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) контрагентом обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о доказанности принятия ответчиком груза к перевозке, его порчи и возникновения вследствие этого у истца убытков. Поскольку предприниматель не доставил вверенный ему груз в согласованное сторонами место выгрузки, не представил доказательств выдачи груза уполномоченному лицу, не опроверг размер убытков в виде стоимости утраченного груза, возмещенных истцом грузополучателю, суды удовлетворили иск в заявленном размере.
Отклоняя доводы ответчика о неподтверждении фактов принятия груза, его утраты, отсутствия вины предпринимателя в причинении истцу ущерба, суды указали, что имеющиеся в материалах дела документы подтверждают приемку водителем Саркисяном А.О. к перевозке спорного товара по заявке, заключенной истцом и предпринимателем, его утрату в результате ДТП и стоимость (заявка на перевозку от 28.10.2017 N ЮФ-00025534, подписанная предпринимателем, транспортная накладная от 29.10.2017 N CNT-02326950, справка об утрате груза, выданная ООО "Сельта", бухгалтерская справка АО "Тандер", справка о ДТП от 31.10.2017).
Кроме того, согласно справке о ДТП 36СС от 01.03.2018 N 013825 ответчик является собственником транспортного средства Mersedes М 167 СН 123. Предприниматель не представил доказательств того, что его автомобилем неправомерно завладели третьи лица. Подписывая с обществом заявку на перевозку груза с указанием данных о транспортном средстве и водителе, ответчик тем самым дал согласие на получение груза к перевозке непосредственно водителем Саркисяном А.О.
Поскольку груз, переданный для перевозки водителю к месту назначения не доставлен, факт ДТП подтвержден, водитель Саркисян А.О. погиб в результате ДТП, ответчик должен нести ответственность перед истцом в виде возмещения стоимости груза.
Доводы кассационной жалобы фактически связаны с доказательственной стороной спора, свидетельствуют о несогласии с оценкой, данной судами представленным доказательствам. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А32-38682/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 805 Кодекса, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В силу статьи 393 Кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2020 г. N Ф08-1462/20 по делу N А32-38682/2018