г. Краснодар |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А32-24040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании путем использования систем онлайн-заседания от заявителя - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Трофимовой А.С. (доверенность от 20.11.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Краснодарского края - Заренкова Д.С. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутвие его представителей, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А32-24040/2019, установил следующее.
АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Краснодарскому краю в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства (далее - министерство) о взыскании 696 322 рублей в счет возмещения потери в доходах, возникших в результате предоставления бесплатного проезда (льгот) за сентябрь 2017 года.
Решением суда от 21.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2019, с Краснодарского края в лице министерства за счет казны Краснодарского края в пользу общества взысканы 696 322 рубля в счет возмещения потери в доходах, возникших в результате предоставления бесплатного проезда (льгот) за сентябрь 2017 года, а также 16 926 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края, утвержденного Приказом министерства от 27.05.2016 N 233 (далее - Порядок N 233), не предусмотрен отказ в выплате субсидий по причине пропуска 30-дневного срока на повторную подачу документов.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.10.2019 и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что организация вправе повторно обратиться в министерство с предоставлением документов, оформленных надлежащим образом, подготовленных в полном объеме в соответствии с Порядком N 233 в срок, не превышающий 30 календарных дней. Письмом от 19.10.2017 N 60-13813/17-03-06/19 министерство, рассмотрев заявление общества отказало в предоставлении субсидии ввиду нарушения условий порядка предоставления субсидий.
Письмом от 17.11.2017 N 3192 (зарегистрировано 21.11.2017 под N В-60/23503) общество повторно обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии.
Учитывая тот факт, что днём поступления и регистрации повторного обращения является 21.11.2017, у министерства отсутствовали правовые основания для их рассмотрения. Кроме того обществом не приложены документы, подтверждающие полномочия лица на подписание проекта Соглашения о предоставлении субсидий, а также в проекте Соглашения о предоставлении субсидий за октябрь 2017 года отсутствует подпись генерального директора общества, что также не соответствует условиям и порядку предоставления субсидий, предусмотренных Порядком N 233. Учитывая изложенное, в связи с нарушением истцом условий порядка предоставления субсидии у министерства отсутствовали правовые основания для предоставления обществу соответствующей субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Краснодарского края поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе министерства.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 09.03.2017 между министерством (уполномоченный орган) и обществом (получатель) заключено соглашение (договор) рег. N 39/2017 на возмещение в 2017 году недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края, образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.
11 октября 2017 года общество на основании соглашения от 09.03.2017 рез. N 39/17 и пункта 4 Порядка N 233 (в редакции, действовавшей до 21.08.2017) направило в адрес министерства следующие документы за сентябрь 2017 года: обращение от 11.10.2017 исх. N 2760 с приложением отчета о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края за сентябрь 2017 года, отчетом по статистической отчетности ЦО-22 пригород и ЦО-22ф пригород Краснодарского края за сентябрь.
19 октября 2017 года министерство направило обществу отказ (исх. N 60-13813/17-03-06) в выплате субсидий по причине предоставления документов не в полном объеме, предусмотренном пунктом 2.8 Порядка N 233 (в редакции приказа министерства от 21.08.2017 N 391), с возможностью повторного обращения в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения уведомления.
21 ноября 2017 года в адрес министерства общество повторно направило обращение от 17.11.2017 исх. N 3192 о выплате субсидий за сентябрь 2017 года с приложением следующих документов: отчет о возмещении затрат или недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края за сентябрь 2017 года; отчет по форме статистической отчетности ЦО-22 пригород Краснодарского края за сентябрь; реестр по льготному проезду учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края с учетом корректировки по установленному тарифу для населения;справку о том, что общество не получало средства из краевого бюджета Краснодарского края; справку о том, что общество не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения; справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей; соглашение (договор) о предоставлении субсидии.
23 ноября 2017 года от министерства поступил отказ (исх. N 60-15334/17-03-06) в выплате субсидии по причине пропуска 30-дневного срока на повторную подачу установленных Порядком N 233 документов, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих полномочия лица на подписание проекта соглашения о предоставлении субсидий. Также обществу предложено повторно обратиться с заявлением о получении субсидий за октябрь 2017 года в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения уведомления.
Невыплата в добровольном порядке расходов, связанных с предоставлением льготы от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за сентябрь 2017 года, послужила основанием для обращения общества в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, судебные инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 1 статьи 28 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (далее - Закон N 2770-КЗ), правомерно указали, что публично-правовым образованием - Краснодарский край - обучающимся общеобразовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде скидки в размере 50 процентов от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Краснодарского края.
Как правильно установили судебные инстанции, общество во исполнение пункта 1 статьи 28 Закона N 2770-КЗ осуществляло перевозку обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края, в периоды с 1 января 2017 года по 15 июня 2017 года и с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года по льготному тарифу с предоставлением 50 процентной скидки на проезд.
Краснодарским краем в лице уполномоченного органа - Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края издан Приказ "Об установлении тарифа для расчета с пассажирами в отношении услуг ОАО "Кубань - Экспресс - Пригород" и ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении Краснодарского края" от 19.12.2019 N 6/2016-жд.
В соответствии с указанными Приказом тариф для расчета с пассажирами установлен в размере 24 рублей за одну десятикилометровую зону (с 1 апреля 2017 года). При этом с учетом льготы на проезд, установленной Законом N 2770-КЗ, общество получало при оплате проезда отдельными категориями пассажиров (школьников и студентов) стоимостью в размере 12 рублей за одну десятикилометровую зону.
Вышеуказанная льгота на проезд фактически представляла собой финансовую скидку 50% от установленной платы за проезд отдельных категорий пассажиров в поездах пригородного сообщения.
Данная льгота предоставлялась только школьникам и студентам и вводилась в целях обеспечения доступности передвижения на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество обращалось в министерство по вопросу возмещения субсидии за сентябрь 2017 года в период действия Порядка N 233 (в редакции приказа министерства от 21.08.2017 N 391).
Пунктом 2.3 Порядка N 233 (в действующей редакции) установлено, что в целях получения субсидий организация ежемесячно, не позднее месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство обращение о заключении соглашения (далее - обращение) в произвольной форме, с приложением следующих документов:
проект соглашения, типовая форма которого размещена на официальном сайте министерства, подписанного уполномоченным лицом организации в двух экземплярах;
документы, подтверждающие полномочия лица на подписание проекта соглашения;
отчет о возмещении затрат или недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края (далее - отчет) по форме согласно приложению N 1 к Порядку N 233;
отчет о перевозках пассажиров предприятиями пригородного комплекса по форме статистической отчетности ЦО-22 пригород, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27.04.2004 N 1964р (далее - ЦО-22 пригород). Данные о количестве обучающихся, воспользовавшихся правом льготного проезда (человек), и средняя дальность поездки одного обучающегося (км) в отчетности ЦО-22 пригород отражаются отдельно по каждому тарифу для расчетов с пассажирами, применяемому организацией;
реестр по льготному проезду учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края с учетом корректировки по установленному тарифу для населения (далее - реестр) по форме, согласно приложению N 2 к Порядку N 233;
справку о том, что организация не получала средства из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка N 233, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, подписанную руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенную печатью заявителя (при наличии печати);
справку о том, что организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, подписанную руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенную печатью заявителя (при наличии печати);
справку об отсутствии у организации просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед краевым бюджетом, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, подписанную руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенную печатью заявителя (при наличии печати).
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка N 233 (в действующей редакции), министерство отказывает организации в заключении соглашения и соответственно в предоставлении субсидии по следующим основаниям:
непредставление (предоставление не в полном объеме) организацией документов, указанных в пункте 2.3 данного раздела; несоответствие организации требованиям и условиям предоставления субсидий, предусмотренным Порядком N 233;
недостоверность предоставляемых организацией документов и сведений на получение субсидий.
О принятом решении министерство уведомляет организацию в письменной форме не позднее срока, указанного в пункте 2.5 данного раздела.
Уведомление может быть передано руководителю организации или ее уполномоченному представителю лично под расписку, либо направлено заказным письмом, или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в адрес организации.
Организация вправе повторно обратиться в министерство с предоставлением документов, оформленных надлежащим образом, подготовленных в полном объеме в соответствии с Порядком N 233 в срок, не превышающий 30-ти календарных дней с даты получения уведомления об отказе в заключении соглашения и в предоставлении субсидии от министерства.
Таким образом, как правильно установили судебные инстанции, основание для отказа в выплате субсидий по причине пропуска 30-дневного срока на повторную подачу документов Порядком N 233 не предусмотрено.
При этом, сам по себе факт непредоставления обществом сведений, подтверждающих полномочие лица на подписание проекта соглашения, не может служить достаточным основанием для отказа в выдаче субсидии, поскольку обращение, прилагаемые к нему документы и проект соглашения подписаны единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором Ермаковым Е.А., действующим от имени общества на основании устава.
Кроме того, 08.12.2017 общество еще раз обратилось в министерство с заявлением о выплате субсидии за сентябрь и октябрь 2017 года.
Письмом от 12.12.2017 исх. N 60-16190/17-03-06 заявителю отказано выдаче субсидий за сентябрь 2017 года в связи с нарушением 30-дневного срока на повторное обращение с заявлением, исчисляемого с 19.10.2017 (дата получение первого уведомления об отказе в выплате субсидии за сентябрь 2017 год).
Информация о непредоставлении либо неполном предоставлении обществом документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка N 233, в указанном уведомлении отсутствует.
Таким образом, документы для получения субсидии за сентябрь 2017 года в размере 696 322 рублей обществом представлялись в министерство 11.10.2017, 21.11.2017 и 08.12.2017 (в совокупности), в соответствии с перечнем, установленным Порядком N 233.
Со стороны ответчика по представленным отчетам о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и отчетам ЦО-22 разногласий не последовало, документы на доработку не возвращались.
Факт выполнения истцом своих обязательств по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Краснодарского края с предоставлением льготы на проезд подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и министерством не отрицается.
С учетом представленных истцом в материалы дела документов, а также ввиду отсутствия разногласий между сторонами по размеру недополученных доходов, отраженных в отчетах о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края судебные инстанции правомерно ппризнали доказанными и документально подтвержденными недополученные доходы за сентябрь 2017 в размере 696 322 рубля.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Суды верно указали, что убытки, возникшие у перевозчика в связи с предоставлением льгот в железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суды пришли к выводу о доказанности совокупности условий, необходимых для возложения на публично-правовое образование в лице уполномоченного органа обязанности возместить обществу спорные убытки (выпадающие доходы), поскольку факт перевозки льготной категории пассажиров истцом доказан и ответчиком не оспаривается. Расчет убытков суды признали верным и установили отсутствие возражений по их размеру.
Доводы министерства были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, основанные на совокупной оценке имеющихся в деле доказательств, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А32-24040/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
...
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2020 г. N Ф08-2505/20 по делу N А32-24040/2019