город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2019 г. |
дело N А32-24040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от истца - Ратиевой О.В. по доверенности от 17.01.2019,
от ответчика - Бахтиевой Е.В. по доверенности от 02.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-24040/2019
по иску акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289 ОГРН1076162005864)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Краснодарскому краю в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края,
при участии третьего лица: Министерства финансов Краснодарского края,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - истец, АО "СКППК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - ответчик) о взыскании с Краснодарского края в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края денежных средств в размере 696 322 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 с Краснодарского края в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края за счет казны Краснодарского края в пользу АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" взыскана сумма в размере 696 322 руб. в счет возмещения потери в доходах, возникших в результате предоставления бесплатного проезда (льгот) за сентябрь 2017 года, а также 16926 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что организация вправе повторно обратиться в министерство с предоставлением документов, оформленных надлежащим образом, подготовленных в полном объеме в соответствии с настоящим Порядком N 233 в срок, не превышающий 30 календарных дней. Письмом от 19.10.2017 N 60-13813/17-03-06/19 министерство, рассмотрев заявление истца, отказало в предоставлении субсидии ввиду нарушения условий порядка предоставления субсидий. Письмом от 17.11.2017 N 3192 (зарегистрировано 21.11.2017 под N В-60/23503) общество повторно обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии. Учитывая тот факт, что днём поступления и регистрации повторного обращения является 21.11.2017, у министерства отсутствовали правовые основания для их рассмотрения. Кроме того обществом не приложены документы, подтверждающие полномочия лица на подписание проекта Соглашения о предоставлении субсидий, а также в проекте Соглашения о предоставлении субсидий за октябрь 2017 года отсутствует подпись генерального директора общества, что также не соответствует условиям и порядку предоставления субсидий, предусмотренных Порядком N 233. Учитывая изложенное, в связи с нарушением истцом условий порядка предоставления субсидии у министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края отсутствовали правовые основания для предоставления АО "СКППК" соответствующей субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Краснодарского края просило решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 октября 2017 года АО "СКППК" на основании соглашения и п. 4 Порядка N 233 (в редакции, действовавшей до 21.08.2017) направило в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края следующие документы за сентябрь 2017 года: обращение от 11.10.2017 исх. N 2760 с приложением отчета о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края за сентябрь 2017 года, отчетом по статистической отчетности ЦО-22 пригород и ЦО-22ф пригород Краснодарского края за сентябрь.
19 октября 2017 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства по факсу направило отказ (исх. N 60-13813/17-03-06) в выплате субсидий по причине предоставления документов не в полном объеме, предусмотренном пунктом 2.8 Порядка N 233 (в редакции приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 21.08.2017 N 391, то есть в действующей редакции), с возможностью повторного обращения в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения уведомления.
21 ноября 2017 года АО "СКППК" направило в адрес министерства повторное обращение от 17.11.2017 исх. N 3192 о выплате субсидий за сентябрь 2017 года с приложением следующих документов:
отчет о возмещении затрат или недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края за сентябрь 2017 года;
отчет по форме статистической отчетности ЦО-22 пригород Краснодарского края за сентябрь;
реестр по льготному проезду учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края с учетом корректировки по установленному тарифу для населения;
справку о том, что АО "СКППК" не получало средства из краевого бюджета Краснодарского края;
справку о том, что АО "СКППК" не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения;
справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных платежей;
соглашение (договор) о предоставлении субсидии.
23 ноября 2017 года от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края поступил отказ (исх. N 60-15334/17-03-06) в выплате субсидии по причине пропуска 30-дневного срока на повторную подачу установленных Порядком N 233 документов, а также в связи с отсутствием сведений, подтверждающих полномочия лица на подписание проекта соглашения о предоставлении субсидий. Также обществу предложено повторно обратиться с заявлением о получении субсидий за октябрь 2017 года, в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения уведомления.
Невыплата в добровольном порядке расходов, связанных с предоставлением льготы от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за сентябрь 2017 года, послужила основанием для обращения общества в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится также решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление тарифов на перевозку пассажиров осуществляется публично-правовым образованием - Краснодарский край - в пределах, предоставленных ей полномочий.
Кроме того, в силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Законом Краснодарского края от 16.07.2013 N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (п. 1 ст. 28) обучающимся общеобразовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края установлена льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде скидки в размере 50 процентов от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Краснодарского края.
Во исполнение указанного выше закона АО "СКППК" осуществляло перевозку обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края, в периоды с 1 января 2017 года по 15 июня 2017 года и с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года по льготному тарифу с предоставлением 50 процентной скидки на проезд.
Краснодарским краем в лице уполномоченного органа - Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края издан Приказ "Об установлении тарифа для расчета с пассажирами в отношении услуг ОАО "Кубань - Экспресс - Пригород" и ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении Краснодарского края" от 19 декабря 2016 года N 6/2016-жд. В соответствии с указанными Приказом тариф для расчета с пассажирами был установлен в размере 24 рублей за одну десятикилометровую зону (с 1 апреля 2017 года).
При этом с учетом льготы на проезд, установленной Законом Краснодарского края от 16.07.2013 года N 2770-КЗ, АО "СКППК" получало при оплате проезда отдельными категориями пассажиров (школьников и студентов) стоимостью в размере 12 рублей за одну десятикилометровую зону.
Вышеуказанная льгота на проезд фактически представляла собой финансовую скидку 50% от установленной платы за проезд отдельных категорий пассажиров в поездах пригородного сообщения.
Данная льгота предоставлялась только школьникам и студентам и вводилась в целях обеспечения доступности передвижения на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края 27 мая 2016 года издан приказ N 233, которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края (далее - Порядок N 233).
В исполнение указанного Порядка N 233 09.03.2017 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (уполномоченный орган) и ОАО "Северо-Кавказской пригородной пассажирской компанией" (получатель) заключено соглашение (договор) рег. N 39/2017 на возмещение в 2017 году недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края, образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края.
Соглашение от 09.03.2017 рез. N 39/17 расторгнуто сторонами на основании соглашения о расторжении от 17.11.2017, обязательства сторон прекращены с 31.08.2017.
Пунктом 4 Порядка N 233 (в редакции, действовавшей до 21.08.2017) установлено, что организацией, получателем субсидий предоставляется в Министерство транспорта ежемесячно, не позднее месяца, следующего за отчетным обращение в произвольной форме с приложением документов (отчета о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края по форме, согласно приложению к настоящему Порядку и отчет по форме ЦО-22 пригород).
Истец обращался в Министерство транспорта и дорожного хозяйства по вопросу возмещения субсидии за сентябрь месяц 2017 года в период действия Порядка N 233 (в редакции приказа Министерства транспорта Краснодарского края от 21.08.2017 N 391).
Приказом Министерства транспорта Краснодарского края от 21.08.2017 N 391 "О внесении изменений в приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 27 мая 2016 года N 233 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края", в Порядок N 233 внесены изменения.
Пунктом 2.3 Порядка N 233 (в действующей редакции) установлено, что в целях получения субсидий организация ежемесячно, не позднее месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство обращение о заключении Соглашения (далее - обращение) в произвольной форме, с приложением следующих документов:
проект Соглашения, типовая форма которого размещена на официальном сайте Министерства, подписанного уполномоченным лицом организации в двух экземплярах;
документы, подтверждающие полномочия лица на подписание проекта Соглашения;
отчет о возмещении затрат или недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края (далее - отчет) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
отчет о перевозках пассажиров предприятиями пригородного комплекса по форме статистической отчетности ЦО-22 пригород, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 27.04.2004 N 1964р (далее - ЦО-22 пригород). Данные о количестве обучающихся, воспользовавшихся правом льготного проезда (человек), и средняя дальность поездки одного обучающегося (км) в отчетности ЦО-22 пригород отражаются отдельно по каждому тарифу для расчетов с пассажирами, применяемому организацией;
реестр по льготному проезду учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края с учетом корректировки по установленному тарифу для населения (далее - реестр) по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
справку о том, что организация не получала средства из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, подписанную руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенную печатью заявителя (при наличии печати);
справку о том, что организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, подписанную руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенную печатью заявителя (при наличии печати);
справку об отсутствии у организации просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед краевым бюджетом, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения, подписанную руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенную печатью заявителя (при наличии печати).
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка N 233 (в действующей редакции), министерство отказывает организации в заключении Соглашения и соответственно в предоставлении субсидии по следующим основаниям:
непредставление (предоставление не в полном объеме) организацией документов, указанных в пункте 2.3 настоящего раздела;
несоответствие организации требованиям и условиям предоставления субсидий, предусмотренным настоящим Порядком;
недостоверность предоставляемых организацией документов и сведений на получение субсидий.
О принятом решении Министерство уведомляет организацию в письменной форме не позднее срока, указанного в пункте 2.5 настоящего раздела. Уведомление может быть передано руководителю организации или ее уполномоченному представителю лично под расписку, либо направлено заказным письмом, или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в адрес Организации.
Организация вправе повторно обратиться в Министерство с предоставлением документов, оформленных надлежащим образом, подготовленных в полном объеме в соответствии с настоящим Порядком в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения уведомления об отказе в заключении Соглашения и в предоставлении субсидии от Министерства.
Таким образом, основание для отказа в выплате субсидий по причине пропуска 30-ти гневного срока на повторную подачу документов Порядком N 233 не предусмотрено.
Сам по себе факт непредоставления заявителем сведений, подтверждающих полномочие лица на подписание проекта соглашения, не может служить достаточным основанием для отказа в выдаче субсидии, поскольку обращение, прилагаемые к нему документы и проект соглашения подписаны единоличным исполнительным органом АО "СКППК" - генеральным директором Е.А. Ермаковым, действующим от имени общества на основании устава.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
При этом актуальные сведения о единоличном исполнительном органе общества имеются в открытом доступе в сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru). Соглашение на возмещение в 2017 году недополученных доходов от 09.03.2017 рег. N 39/2017 подписано со стороны АО "СКППК" генеральным директором Е.А. Ермаковым.
Кроме того, 08.12.2017 АО "СКППК" еще раз обратилось в министерство с заявлением о выплате субсидии за сентябрь и октябрь 2017 года.
Письмом от 12.12.2017 исх. N 60-16190/17-03-06 заявителю отказано выдаче субсидий за сентябрь 2017 года в связи с нарушением тридцатидневного срока на повторное обращение с заявлением, исчисляемого с 19.10.2017 (дата получение первого уведомления об отказе в выплате субсидии за сентябрь 2017 год). Информация о непредоставлении либо неполном предоставлении АО "СКППК" документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка N 233, в указанном уведомлении отсутствует.
Т.о., документы для получения субсидии за сентябрь 2017 года в размере 696 322 рублей представлены истцом в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края 11 октября 2017 года, 21 ноября 2017 года и 08 декабря 2017 года (в совокупности), в соответствии с перечнем, установленным Порядком N 233.
Со стороны ответчика по представленным отчетам о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и отчетам ЦО-22 разногласий не последовало, документы на доработку не возвращались.
Факт выполнения истцом своих обязательств по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Краснодарского края с предоставлением льготы на проезд подтверждается представленными истцом отчетами о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся, отчетом по статистической форме ЦО-22 пригород и ЦО-22ф пригород Краснодарского края за сентябрь, реестром билетов о предоставлении льгот в сентябре 2017 года, копиями ежедневных контрольных лент контрольно-кассовой техники за сентябрь 2017, используемой для оформления проездных документов (билетов) билетными кассирами.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края подтверждается факт получение отчетов от АО "СКППК", а также не оспорены суммы недополученных доходов, указанных в отчете за сентябрь, в размере 696 322,00 рублей.
Перечень оснований для отказа организации в заключении соглашения и соответственно в предоставлении субсидии, установленный пунктом 2.8 Порядка N 233, является закрытым.
Вместе с тем, Верховный суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2017 года по делу N 305-ЭС17-5344, указал на обязанность государственного органа, уполномоченного на выплату субсидий, давать правовую оценку фактическим обстоятельствам исполнения перевозчиком возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорный период, совершения действий по их документальному подтверждению и при этом, государственный орган не вправе ограничиваться формальной констатацией факта нарушения требований Порядка по выплате субсидий.
С учетом изложенного судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка фактическому исполнению истцом (АО "СКППК") обязанности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Краснодарского края с предоставлением льготы на оплату стоимости проезда и совершения действий по их документальному подтверждению.
Судом установлено, что все необходимые документы для получения субсидий, подтверждающие выполнение своих обязательств перевозчиком за период сентябрь 2017 года, предоставлены.
С учетом представленных истцом в материалы дела документов, а также ввиду отсутствия разногласий между сторонами по размеру недополученных доходов, отраженных в отчетах о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифа на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения государственных профессиональных образовательных организациях Краснодарского края и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Краснодарского края, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Краснодарского края суд первой инстанции правомерно посчитал доказанными и документально подтвержденными недополученные доходы за сентябрь 2017 в размере 696 322 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Т.о., убытки, возникшие у перевозчика в связи с предоставлением льгот в железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, в данном случае подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2019 N Ф08-6072/2019 по делу N А32-47919/2017.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-24040/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24040/2019
Истец: АО "СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", ОАО СКППК
Ответчик: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
Третье лицо: АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания", МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ