г. Краснодар |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А32-26112/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Крокус" (ИНН 2311190245, ОГРН 1152311006121) - Зайцевой Н.В. (доверенность от 05.07.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство об отложении судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А32-26112/2019, установил следующее.
ООО "Крокус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о взыскании 521 945 рублей 48 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Решением суда от 27.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.12.2019, суд удовлетворил уточненные обществом требования.
Судебные акты мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), обоснованностью требования общества при наличии вступивших в законную силу решений арбитражного суда о признании незаконной корректировки таможенной стоимости товаров и начислении таможенных платежей.
Таможня обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.09.2019 и постановление апелляционной инстанции от 09.12.2019, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель жалобы считает, что таможня не могла самостоятельно возвратить излишне уплаченные денежные средства - только по заявлению общества. Суды не возлагали на таможню обязательства по возврату денежных средств. До подачи исковых заявлений в суд общество не обращалось с жалобами на действия (бездействия) должностных лиц таможни, с заявлениями о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, либо о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, то есть не предпринимало действия по инициированию внесения изменений и возврату излишне уплаченных таможенных платежей.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Таможня надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание своего представителя не направила, заявив ходатайство об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2020 N 266 "О продлении режима "Повышенная готовность" и срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", от 31.03.2020 N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края"" (далее - постановление N 266).
Представитель общества в судебном заседании просил отказать в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания и судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции считает, что ходатайство об отложении судебного заседания не подлежит удовлетворению. Постановление N 266 не содержит запрет на перемещение по территории нескольких муниципальных районов, городских округов Краснодарского края, в случаях, связанных с целью следования в суд (и обратно к месту проживания или пребывания), в связи с необходимостью явки по вызовам (извещениям) суда по находящемуся в его производстве делу.
Участвующие в деле лица не лишались возможности просить о проведении онлайн-заседания с целью предотвращения угрозы возможного распространения инфекции. По иным делам А32-34159/2019, А32-21464/2019 таможня реализовала право заявить об участии своих представителей в судебных заседаниях, назначенных на 26.05.2020, посредством онлайн, и такая возможность ей предоставлена, что свидетельствует о наличии у таможни технической возможности участия в заседаниях онлайн, однако соответствующее ходатайство по рассматриваемому делу она не заявила.
В силу части 3 статьи 284 Кодекса явка участвующих в деле лиц в суд кассационной инстанции не обязательна, суд кассационной инстанции не признавал явку таможни обязательной. В силу части 5 статьи 156 Кодекса суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, если они были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Свою позицию участвующие в деле лица вправе изложить в письменном виде и направить заблаговременно в суд кассационной инстанции. В суде кассационной инстанции не приобщаются новые доказательства (статьи 286, 287 Кодекса). У кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке исследованных судебными инстанциями доказательств. Доводы подателя жалобы достаточно подробно изложены в тексте кассационной жалобы. Неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых судом признана необязательной, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Необходимость выслушивать пояснения участвующих в деле лиц в рассматриваемом случае не установлена. Судебное разбирательство по делу в период введения ограничительных мер в регионе откладывалось. Дальнейшее отложение судебного заседания повлечет истечение срока рассмотрения жалобы, необоснованное затягивание судебного разбирательства и судебную волокиту.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отложения судебного заседания по рассматриваемому делу и нарушения срока рассмотрения жалобы (статья 285 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-27006/2016, А32-27007/2016, А32-34209/2016, А32-1380/2017, А32-7016/2017, А32-7017/2017, А32-11169/2017, А32-11189/2017 признаны незаконными решения таможни по корректировке таможенной стоимости товаров.
На основании указанных решений таможня перечислила на расчетный счет общества излишне взысканные таможенные платежи в полном объеме, что подтверждается банковскими выписками с расчетного счета общества и платежными поручениями:
- по делу N А32-27006/2016 выписка по счету за 16.01.2018, платежные поручения от 16.01.2018 N 694657 на 487 998 рублей 40 копеек, N 694704 на 162 432 рубля 58 копеек,
- по делам N А32-27007/2016, А32-34209/2016 выписка по счету за 22.06.2017, платежные поручения от 22.06.2017 N 890505 на 389 414 рублей 61 копейку, N 890576 на 1 305 508 рублей 27 копеек,
- по делам N А32-1380/2017, А32-7016/2017 выписка по счету за 26.12.2017, платежные поручения от 26.12.2017 N 648012 на 945 261 рубль 47 копеек, N 647799 на 250 069 рублей 14 копеек,
- по делу N А32-7017/2017 выписка по счету за 05.02.2018, платежные поручения от 05.02.2018 N735747 на 391 774 рубля 73 копейки, N 735835 на 107 784 рубля 71 копейку,
- по делу N А32-11169/2017 выписка по счету за 06.04.2018, платежные поручения от 06.04.2018 N 24632 на 177 430 рублей 63 копейки, N 24386 на 604 330 рублей 21 копейку,
- по делу N А32-11189/2017 выписка по счету за 28.05.2018, платежные поручения от 28.05.2018 N 188193 на 545 913 рублей 55 копеек, N 188158 на 144 421 рубль 58 копеек.
Полагая, что за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей по спорным ДТ подлежат взысканию 521 945 рублей 48 копеек процентов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Кодекса и сделали правильный вывод об обоснованности требования общества в части взыскания с таможни 521 945 рублей 48 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Суды установили, что факт излишней уплаты обществом таможенных платежей подтвержден материалами дела, в том числе вступившим в законную силу судебными актами по делам N А32-27006/2016, А32-27007/2016; А32-34209/2016, А32-1380/2017, А32-7016/2017, А32-7017/2017, А32-11169/2017; А32-11189/2017, которые применительно к рассматриваемому спору носят преюдициальный характер в силу положений части 2 статьи 69 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Данная мера, предполагающая начисление процентов в случае несвоевременного возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата таможенных платежей (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой. Предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 данного постановления).
Таким образом, право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным взысканием и последующим незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне взысканных таможенных платежей.
С учетом изложенного суды правомерно отклонили доводы таможни о том, что до подачи исковых заявлений в суд общество не обращалось с жалобами на действия (бездействия) должностных лиц таможенного органа, с заявлениями о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ либо с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (то есть, по мнению таможни, общество не предпринимало действия по инициированию внесения изменений и возврата излишне уплаченных таможенных платежей).
Суды проверили правильность расчета заявленных обществом к взысканию процентов, в том числе с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, и пришли к выводу, что с таможни в пользу общества подлежат взысканию 521 945 рублей 48 копеек процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей.
Признан судами правомерным расчет обществом суммы процентов, в том числе период просрочки возврата платежей, который уточнен в соответствии с контррасчетом таможни. Общество не учло дату возврата в расчете процентов.
С учетом изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявленное обществом уточненное требование о взыскании с таможни 521 945 рублей 48 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2019 по делу N А32-26112/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой. Предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 данного постановления).
...
Суды проверили правильность расчета заявленных обществом к взысканию процентов, в том числе с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, и пришли к выводу, что с таможни в пользу общества подлежат взысканию 521 945 рублей 48 копеек процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2020 г. N Ф08-1978/20 по делу N А32-26112/2019