г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А32-28878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Праведникова В.Н. (доверенность от 11.07.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А32-28878/2019, установил следующее.
ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (далее - истец, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик, терминал) о взыскании 15 644 рублей 44 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 1030 рублей 58 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.09.2018 по 31.05.2019 и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 01.06.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением от 16.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2019, иск удовлетворен в части, с ответчика в пользу истца взыскано 15 644 рубля 44 копейки задолженности, 538 рублей 13 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2018 по 31.05.2019, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 01.06.2019 по день фактической оплаты долга и 1940 рублей 94 копейки расходов по оплате госпошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе терминал просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на непредоставление истцом документов, являющихся основанием для отставания вагонов в пути следования поезда с индексом 5346-936-5334. Суды не исследовали вопрос об отсутствии нарушения ответчиком технологических норм выгрузки на путях необщего пользования станции назначения, не дали оценки первичным документам, предоставленным ответчиком. Терминал считает недоказанной невозможность приема вагонов железнодорожной станцией назначения в момент их задержки в пути следования. Неисполнение истцом обязанности по своевременной уборке порожних вагонов подтверждено материалами дела N А40-1118/19-42-15. Суды не дали оценки доводам ответчика и представленным доказательствам наличия вины истца в нахождении вагонов на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В суд кассационной инстанции поступило ходатайство ответчика об отложении рассмотрения его кассационной жалобы на более поздний срок ввиду сохранения в крае режима самоизоляции и ограничению внутрирегионального транспортного сообщения.
Рассмотрев названное ходатайство, суд считает его не подлежащим удовлетворению ввиду недоказанности терминалом невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя истца по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.12.2016 подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом перевозчика с железнодорожных путей необщего пользования терминала осуществлялась в соответствии с условиями договора от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД, условия которого определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015 (далее - договор).
В пункте 14 договора стороны предусмотрели внесение пользователем перевозчику платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования (далее - ж/д пути ОП) железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от пользователя в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
В сентябре 2018 года на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика простаивали вагоны, прибывшие в его адрес.
По данному факту истцом составлены акты общей формы (далее - АОФ), номера и даты их составления указаны в расчетах платы, которые подписаны ответчиком с возражениями. Терминалу направлены соответствующие извещения.
За время задержки вагонов железная дорога начислила терминалу плату в размере 15 644 рубля 44 копейки по ставкам Тарифного руководства.
Отказ терминала от внесения названной платы явился основанием для обращения железной дороги с иском в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на ж/д путях ОП, в том числе в местах общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление ж/д путей ОП для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на ж/ путях ОП, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на ж/д путях ОП железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на ж/д путях ОП железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем ж/д путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на ж/д путях ОП по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет АОФ, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов АОФ составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В АОФ должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В АОФ, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. АОФ должен быть подписан перевозчиком, и не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о том, что невыполнение ответчиком технологических норм на грузовые операции подтверждается представленными в дело ведомостями подачи и уборки вагонов - в графе 5 отражено сверхнормативное время нахождния вагонов под погрузкой - разгрузкой (пункт 11 договора). Нарушение срока доставки подтверждено дорожными ведомостями, АОФ.
Суды указали, что разногласия терминала к АОФ не подтверждают соблюдения им технологического срока оборота вагонов.
Доказательства, опровергающие эти выводы судов, терминал не представил.
Суды проверили и отклонили довод терминала о том, что ж/д пути необщего пользования частично были свободны, поскольку ответчик, во-первых, не доказал данное обстоятельство, во-вторых, наличие технической возможности подачи на них поступивших вагонов, в-третьих согласование с дорогой подачи вагонов.
Суды не установили вины железной дороги в нахождении вагонов на ж/д путях ОП.
При таких установленных судами обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Несогласие терминала с оценкой представленных в дело доказательств в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 по делу N А32-28878/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет АОФ, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов АОФ составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-2790/20 по делу N А32-28878/2019