город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2019 г. |
дело N А32-28878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель Колесников А.А., доверенность от 26.06.2018;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 по делу N А32-28878/2019 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ОГРН 1052313098750 ИНН 2365004417) о взыскании платы, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - ответчик) о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного состава в размере 15 644,44 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 030,58 руб. за период с 16.09.2018 по 31.05.2019, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2019 по день фактической оплаты долга, расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 с общества с ограниченной ответственностью "РН-морской терминал Туапсе" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога взыскана плата за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 15 644,44 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 538,13 руб. за период с 21.12.2018 по 31.05.2019, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2019 по день фактической оплаты долга, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 1 940,94 руб. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД".
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Суд первой инстанции не дал правовой оценки доводу ответчика о том, что истец не предоставил документы, являющиеся основанием для отставания вагонов в пути следования поезда с индексом 5346-936-5334. Судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно абз. 2 пункта 4.7 "правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Суд не исследовал отсутствие факта нарушения ответчиком технологических норм выгрузки на путях необщего пользования станции назначения, не дал правовой оценки первичным документам, предоставленным ответчиком. Ответчик полагает недоказанным факт невозможности приема вагонов железнодорожной станцией назначения в момент их задержки в мути следования. Неисполнение истцом обязанности по своевременной уборке порожних вагонов, было установлено в судебном заседании в судебном порядке и подтверждено материалами дела N А40-1118/19-42-15. Суд не дал правовой оценки доводам ответчика и представленным доказательствам наличия вины истца в нахождении вагонов на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указало на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 08.06.2015 между истцом (перевозчик) и ответчиком (пользователь) заключен договор N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО "РН-Туапсенефнтепродукт" при станции Туапсе СКЖД. Срок действия договора установлен с 01.12.2016.
Условия данного договора определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015.
В соответствии с условиями договора N 10/7т осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом перевозчика с железнодорожных путей необщего пользования.
Как указывает истец, в сентябре 2018 года на путях пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
08.09.2018 на железнодорожной станции Саратов 2 - товарный ПРВ в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 09.09.2018 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5346-936-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
11.09.2018 на железнодорожной станции Куберле в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки) и 15.09.2018 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5346-936-5334 с вагонами, адресованными ООО "РН-Морской терминал Туапсе". По данным фактам истцом были составлены акты общей формы, номера которых и даты их составления указаны в расчетах платы.
Акты общей формы были подписаны ответчиком с возражениями.
О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 1393, 1375, 1408 от 11.09.2018, и N 1417, 1421, 1380 от 15.09.2018.
В актах были зафиксированы обстоятельства, вызвавшие их составление с указанием причины задержки вагонов, времени начала и окончания простоя вагонов на путях общего пользования.
За нахождение на пути необщего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ответчику плату в сумме 15 644,44 руб.
Отсутствие оплаты со стороны ответчика послужило основанием для обращения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожными путями общего пользования являются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Тарифные руководства это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 указанной статьи оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В силу части 17 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 разъяснено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
По смыслу статей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ей как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 95/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В письме Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 30.03.2011 N СН2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
ФСТ России в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Разъяснения по применению Тарифного руководства N 2 даны органом государственной власти, принявшим данный правовой акт и уполномоченным в сфере установления тарифов.
Пункт 12 Тарифного руководства N 2 предусматривает взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, соответствует разъяснениям ФСТ России, а с учетом наличия в пункте 16.8 договора соглашения сторон о размере такой платы путем отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2 не противоречит и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при доказанности вины грузополучателя (ответчика) в простаивании вагонов на путях общего пользования железная дорога вправе требовать соответствующей платы (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-38011/2012, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2015 N 308-ЭС14-8930 по делу N А53-4302/2014).
Суд указал, что сформировавшаяся по аналогичной категории дел судебная практика исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагонов на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к рассматриваемому спору ОАО "РЖД" обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на ж/д путях общего пользования происходил по вине ООО "РН-Морской терминал Туапсе".
Истцом начислена ООО "РН-Морской терминал Туапсе" плата за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 15 644,44 руб.
Согласно условиям Договора N 10/7т от 08.06.2015 осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов локомотивом перевозчика с железнодорожных путей необщего пользования.
В сентябре 2018 года на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
Действующее законодательство устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в составах поездов, отставленных в пути следования на промежуточных станциях: невыполнение технологических норм на грузовые операции и нарушение срока доставки.
Невыполнение технологических норм на грузовые операции ответчиком, подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов, где в графе 5 зафиксировано сверхнормативное время нахождения вагонов под грузовыми операциями, установленного п. 11 Договора N 10/7 от 08.06.2015. Нарушение срока доставки подтверждается представленными в материалы дела дорожными ведомостями: ЭЬ800716, где указан нормативный срок доставки - 15.09.2018 и фактическое прибытие на станцию назначения - 17.09.2018; ЭБ548856 - нормативный срок доставки - 12.09.2018 и фактическое прибытие на станцию назначения - 17.09.2018.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45) акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Пунктом 3.5 Правил допускается оформление акта общей формы в пути следования одним уполномоченным представителем перевозчика на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи.
Таким образом, законодатель четко определил, какими нормативными документами удостоверяется факт задержки груженых вагонов на промежуточных станциях в пути следования.
В материалы дела представлены:
- акты общей формы от 08.09.2018 N 8/14867, от 09.09.2018 N 8/14894, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 08.09.2018 N 1375 (поезд задержан в 14 час 16 мин), от 09.09.2018 N 1380 (поезд отправлен в 12 час 54 мин), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции "Саратов 2 Товарный";
- акты общей формы от 11.09.2018 N 3422, от 15.09.2018 N 3447, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 11.09.2018 N 1393 (поезд задержан в 06 час. 14 мин.), от 15.09.2018 N 1417 (поезд отправлен в 23 час. 01 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции "Куберле".
- акты общей формы от 14.09.2018 N 6/17343, от 16.09.2018 N 6/17509, извещения ответчика как грузополучателя о задержке и отправлении поездов от 14.09.2018 N 1408 (поезд задержан в 14 час. 19 мин.), от 16.09.2018 N 1421 (поезд отправлен в 21 час. 21 мин.), удостоверяющие факт задержки вагонов на станции "Кавказская".
Согласно пункту 16.8 договора ответчик несет ответственность за задержку вагонов на железнодорожных путях общего пользования при невыполнении им установленных Договором технологических норм на выгрузку (слив), погрузку (налив) вагонов. Следовательно, по данному условию договора номенклатура (вид) груза по нарушению технологических норм не предусматривается. В рассматриваемом споре в адрес ответчика следовал груз мазут, бензин газовый стабильный, а в спорный период ответчиком нарушались технологические нормы на грузовые операции как по мазуту топочному, бензину газовому стабильному, так и по нефти (за весь период бросания).
Ссылки ответчика на пункт 7.4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее Правила N 26) необоснованны, поскольку после завершения грузовых операций и уборки порожних вагонов, происходит подача вагонов, которые находились на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на места выгрузки, следовательно, освобождение мест выгрузки, не означает освобождение станционных путей.
Ответчик ошибочно полагает, что к взиманию с него платы за нахождение груза в вагонах на станциях в пути следования может привести только полная занятость путей необщего пользования владельца и путей общего пользования станции назначения.
Статья 39 УЖТ РФ, предусматривает в качестве причины для задержки вагонов в пути следования иное - "неприем станцией назначения", а не "невозможность приема станцией назначения". Тем самым закон не требует установления факта физической заполненности станции назначения.
Единственное основание, предусмотрено законом для задержки поезда - нарушение технологических норм выгрузки или технологических сроков оборота вагонов.
Задержка вагонов в пути следования является не санкцией для грузополучателя, а мерой, направленной на предотвращение нарушения технологии работы станции по приему и отправлению поездов, как основной функции станции, предусмотренной статьей 2 УЖТ РФ.
При этом плата за нахождение вагонов на инфраструктуре перевозчика имеет характер возмещения затрат, что прямо указано в п. 1.4. Тарифного руководства. Когда вагоны прибывают без нарушения сроков доставки, эти затраты включены в провозную плату. Если с нарушением срока доставки - их возмещение производится по ставкам тарифного руководства.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались ответчиком в сроки, превышающие технологические нормы по грузовым операциям, установленные пунктом 11 Договора.
Согласно пункту 4.3. Правил N 26 "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности" (ОАО "РЖД" утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО "РЖД" от 01.03.2007 г. N 333р).
Довод ответчика о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению срока оборота вагонов, противоречит пункту 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (утвержден приказом МПС от 29.09.2003 N 67), которым определены виды конкретных операций с вагонами.
Устав железнодорожного транспорта РФ в статье 39 устанавливает ограниченный перечень обстоятельств, освобождающих от платы за пользование, к которым относятся:
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иные обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
- подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Поскольку причины задержки уборки вагонов не освобождает от платы за пользование путями общего пользования, то и обстоятельства, связанные с задержкой уборки вагонов, не могут приниматься во внимание при начислении и оплате за нахождение вагонов на пути общего пользования на основании статьи 39 УЖТ РФ.
Поскольку ответчиком не представлено документов, подтверждающих погашение суммы задолженности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком своих обязательств перед истцом в сумме 15 644,44 руб.
Истец также просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 030,58 руб. за период с 16.09.2018 по 31.05.2019.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Истцом произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.09.2018.
Поскольку представленный истцом расчет выполнен неверно в части определения срока начала периода взыскания процентов, судом первой инстанции самостоятельно выполнен перерасчет, в соответствии с которым, за период с 21.11.2018 по 31.05.2019 сумма процентов составила 538,13 руб. В остальной части требований отказано.
Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.06.2019 г. по день фактического исполнения также правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2019 по делу N А32-28878/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28878/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО РН-Морской терминал Туапсе