г. Краснодар |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А61-3358/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - конкурсного управляющего акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерного общества) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1020500001103, ИНН 0541002446), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по городу Владикавказу Республики Северная Осетия -Алания (ОГРН 1101516001575, ИНН 1513000015), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900068, ОГРН 1041501903739), отделения Национального Банка по Республике Северная Осетия - Алания Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 68425 5, 67042 5, 67040 1, 67041 8,отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерного общества) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А61-3358/2019, установил следующее.
Конкурсный управляющий АКБ АО "Эльбин" (далее - банк) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по городу Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 04.02.2019 N 2784, 2785, 2786, 2787, 2788, 2789, 2790, 3791, 3792, 2793, 2794, 2795, 2796, 2797, 2798, 2799, 2800, 2801 о привлечении к ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания 10 тыс. рублей по каждому решению за непредставление выписок по расчетным счетам клиентов банка.
Определениями суда 16.07.2019 и 29.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) и отделение Национального банка по Республике Северная Осетия-Алания Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - отделение Национального банка).
Решением суда от 08.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2019, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях банка признаков налогового правонарушения из-за непредставления соответствующей информации по запросам инспекции.
В кассационной жалобе агентство просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод суда о наличии у банка технической возможности для получения запросов инспекции, так как 27.06.2018 уничтожены ключи шифрования и ЭЦП СКАД "СИГНАТУРА" - единственный способ доступа в личный кабинет, расположенный на информационных ресурсах Банка России, и дешифрации получаемых электронных сообщений, в том числе в рамках электронного документооборота с налоговыми органами. Доказательства наличия у банка возможности доступа в личный кабинет не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.04.2018 N ОД- 1077 у банка с 26.04.2018 отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.06.2018 по делу N А15-2270/2018 банк ликвидирован, агентство назначено ликвидатором банка.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 13.02.2019 по делу N А15-5613/2018 банк признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на агентство.
Инспекция направила филиалу "Гамид" банка в городе Владикавказе через региональное территориальное учреждение отделения Национального банка по электронным каналам связи запросы от 04.07.2018 N 36130, 36894; от 05.07.2018 N 37726, 37677, 37504; от 06.07.2018 N 38483, 38734, 38603, 38781, 38605, 38733, 38550, 38376; от 09.07.2018 N 392240, 39178, 39052, 39601; от 17.07.2018 N 40828 о предоставлении выписок по расчетным счетам клиентов банка.
Поскольку банк не исполнил указанные запросы, инспекция составила акты от 03.12.2018 N 4041 - 4048, 4036 - 4040, 4029 - 4033 и вынесла решения от 04.02.2019 N 2784, 2785, 2786, 2787, 2788, 2789, 2790, 3791, 3792, 2793, 2794, 2795, 2796, 2797, 2798, 2799, 2800, 2801 о привлечении банка к налоговой ответственности по статье 135.1 Кодекса в виде взыскания 10 тыс. рублей по каждому решению за непредставление выписок по расчетным счетам клиентов банка (с учетом смягчающих обстоятельств, предусмотренных статьями 112, 114 Кодекса (тяжелое финансовое положение банка (ликвидация)).
Решением управления от 29.03.2019 N 34 жалобы общества на оспариваемые решения инспекции оставлены без удовлетворения.
Агентство обжаловало решения инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о правомерном привлечении банка к ответственности по статье 135.1 Кодекса.
Как установлено статьей 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено, что налоговым органам предоставляется право в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
За непредставление, а также представление банком в налоговый орган справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), сод ержащих недостоверные сведения, в частности, выписок по операциям на счетах в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса, установлена ответственность по статье 135.1 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа за каждый документ.
Судебные инстанции установили и агентство не оспаривает, что выписки по запросам инспекции не представлены.
Довод общества об отсутствии технической возможности для получения запросов инспекции, поскольку 27.06.2018 уничтожены ключи шифрования и ЭЦП СКАД "СИГНАТУРА", являющиеся единственным способом доступа в личный кабинет, расположенный на информационных ресурсах Банка России, и дешифрации получаемых электронных сообщений, в том числе в рамках электронного документооборота с налоговыми органами, суд обоснованно отклонил по следующим основаниям.
Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 86 Кодекса).
В соответствии с главой 3 (пункты 3.1 - 3.6, 3.8, 3.9) Положения Банка России от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Положение) уполномоченная организация ФНС России направляет сообщение, содержащее документ налогового органа, включающее БИК банка (филиала банка) или БИК подразделения Банка России, в ЦИТ Банка России для дальнейшей передачи подразделению информатизации ТУ Банка России, через которое документы налоговых органов направляются в банк (филиал банка), подразделение Банка России.
ЦИТ Банка России осуществляет проверку возможности направления сообщения, содержащего документ налогового органа, в подразделение информатизации ТУ Банка России, через которое документы налогового органа направляются в банк (филиал банка), подразделение Банка России.
ЦИТ Банка России после завершения проверки, предусмотренной настоящим пунктом, направляет: в уполномоченную организацию ФНС России сообщение, содержащее извещение о результатах проверки сообщения, содержащего документ налогового органа (в том числе с указанием причины отрицательного результата проверки); в подразделение информатизации ТУ Банка России, к которому относится банк (филиал банка), подразделение Банка России, сообщение, содержащее документ налогового органа, при положительном результате проверки.
После получения сообщения из ЦИТ Банка России, содержащего документ налогового органа, подразделение информатизации ТУ Банка России осуществляет проверку имеющейся в подразделении информатизации ТУ Банка России информации об отсутствии препятствий в день поступления сообщения, содержащего документ налогового органа, для обмена сообщениями с банком (филиалом банка), подразделением Банка России по причине действия обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях), возникновения технических неисправностей, а также в случае отсутствия либо расторжения договора между банком (филиалом банка) и Банком России, ликвидации, реорганизации подразделения Банка России, изменения БИК банка (филиала банка) без расторжения договора.
Подразделение информатизации ТУ Банка России не направляет в банк (филиал банка), подразделение Банка России сообщение, содержащее документ налогового органа, не прошедшее проверку, предусмотренную пунктом 3.3 Положения, с положительным результатом. При этом в ЦИТ Банка России для последующей передачи уполномоченной организации ФНС России направляется сообщение, содержащее извещение об отказе в приеме сообщения, содержащего документ налогового органа, с указанием следующих причин отказа: отсутствие возможности обмена сообщениями с банком (филиалом банка) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях); отсутствие возможности обмена сообщениями с банком (филиалом банка) вследствие возникновения технических неисправностей; отсутствие договора, заключенного Банком России с филиалом банка; расторжение Банком России договора с банком (филиалом банка); ликвидация, реорганизация подразделения Банка России; изменение БИК банка (филиала банка) без расторжения договора.
При положительном результате проверки, проведенной в соответствии с пунктом 3.3 Положения, подразделение информатизации ТУ Банка России направляет: сообщение, содержащее документ налогового органа, в котором указан БИК банка (филиала банка), банку (филиалу банка), либо сообщение, содержащее документ налогового органа, в котором указан БИК подразделения Банка России, подразделению Банка России, путем предоставления банку (филиалу банка), подразделению Банка России возможности получить данное сообщение; сообщение в ЦИТ Банка России для последующей передачи уполномоченной организации ФНС России, содержащее извещение об отсутствии в подразделении информатизации ТУ Банка России препятствий для обмена сообщениями с банком (филиалом банка), подразделением Банка России, с указанием даты и периода времени согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к настоящему Положению (с учетом местного времени), в течение и по завершении которого банку (филиалу банка), подразделению Банка России предоставлена возможность получить сообщение.
Проверка формата сообщения, содержащего документ налогового органа, осуществляется: подразделением Банка России после его получения от подразделения информатизации ТУ Банка России; банком (филиалом банка) после его получения от подразделения информатизации ТУ Банка России.
Датой и временем получения банком (филиалом банка), подразделением Банка России решения налогового органа об операциях и переводах в электронной форме, начиная с которых выполняются последующие действия по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки банком (филиалом банка), подразделением Банка России формата сообщения, содержащего решение налогового органа об операциях и переводах, при положительных ее результатах, если данное сообщение было получено банком (филиалом банка), подразделением Банка России согласно графику обмена сообщениями, установленному в приложении к Положению.
Банк (филиал банка), подразделение Банка России после завершения проверки формата сообщения, содержащего документ налогового органа, направляет подразделению информатизации ТУ Банка России для последующей передачи ЦИТ Банка России уполномоченной организации ФНС России сообщение, содержащее подтверждение, в котором указываются: дата и время завершения проверки формата сообщения, содержащего документ налогового органа; при отрицательных результатах проверки формата сообщения - причина отрицательного результата проверки; реквизиты сообщения, содержащего документ налогового органа, позволяющие его идентифицировать.
Согласно пункту 6 Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ (далее - Порядок), представление электронных сообщений, содержащих документы налоговых органов, в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих документы банков (филиалов банков), в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации осуществляется в сроки, предусмотренные Кодексом, и в соответствии с порядком, установленным Положением.
Электронные сообщения, содержащие документы налоговых органов (документы банков), получают (представляют) по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации банки (филиалы банков), которые заключили с Центральным банком Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) договоры (дополнительные соглашения к договорам), содержащие условия о получении электронных сообщений, содержащих документы налоговых органов (представлении электронных сообщений, содержащих документы банков).
В случае расторжения договоров с банками (филиалами банков) Центральный банк Российской Федерации сообщает об этом факте уполномоченной организации Федеральной налоговой службы в соответствии с порядком, установленным Положением.
В случае начала, возобновления обмена электронными сообщениями или изменения условий договора банк (филиал банка) сообщает об этом факте Центральному банку Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) в соответствии с порядком, установленным Положением (пункт 7 Порядка).
Согласно пунктам 3.19, 3.20 Регламента взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (версия от 25.08.2016), утвержденная Банком России, подразделение информатизации ТУ Банка России в случае отсутствия возможности передачи полученного архивного файла, сформированного в УО ФНС России, в банк (филиал банка), подразделение Банка России, в том числе по причинам исключения банка (филиала банка) из состава участников обмена, ликвидации, реорганизации банка (филиала банка), подразделения Банка России, вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или возникновения технических неисправностей, в соответствии с графиком, установленным Положением, формирует извещение об отказе в приеме с указанием соответствующих кодов, снабженное КА на ключе ТУ Банка России, с информацией о причинах отказа, которое направляет уполномоченному подразделению Банка России для последующей передачи в УО ФНС России в составе архивного файла и в составе сводного архивного файла.
УО ФНС России, при поступлении первого извещения ТУ Банка России об отказе в приеме по причинам исключения банка (филиала банка) из состава участников обмена, вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или возникновения технических неисправностей приостанавливает направление электронных документов налоговых органов данному банку (филиалу банка) до получения от банка (филиала банка) уведомления о возобновлении обмена сообщениями в соответствии с разделом 2 Регламента.
УО ФНС России извещения ТУ Банка России об отказе в приеме по причинам исключения банка (филиала банка) из состава участников обмена на дату направления запросов не получала.
Суд установил, что банк исключен из участников информационного обмена 20.09.2018 - после направления запросов инспекции с соблюдением установленного порядка. Направленные банку электронные запросы о предоставлении выписок получены им (скриншоты из программы АИС "Налог-3" информационного ресурса "Банк-Обмен").
Из ответа отделения Национального банка от 26.04.2019 N Т-390-11-10/2323 следует, что запросы филиалом банка им получены, обработаны и успешно отправлены (сводные архивные файлы в количестве 18 штук).
Из писем отделения Национального банка от 20.06.2018 N Т-390-13-22/3823 и 22.02.2019 N Т-390-13-22/994 следует, что 19.06.2018 приостановлен только обмен электронными сообщениями при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России по корреспондентскому субсчету филиала банка N 30101810500000000748.
На основании изложенного и имеющейся в инспекции информации о положительном результате проверки сообщения (отсутствии в подразделении информатизации ТУ Банка России препятствий для обмена сообщениями с банком), содержащего документ инспекции, суд правомерно признал довод агентства о неполучении банком запросов инспекции опровергающимся материалами дела.
Суд также проверил и отклонил довод агентства об отсутствии у банка обязанности по представлению запрашиваемых выписок в трехдневный срок в связи с отзывом лицензии на осуществление банковской деятельности, правильно указав, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) не содержит запрет на привлечение кредитной организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, момент совершения которого приходится на период после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и введения в отношении банка процедуры конкурсного производства.
В силу абзаца 30 статьи 20 Закона N 395-1 с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств.
С учетом изложенного суд обоснованно счел банк совершившим правонарушение, предусмотренное статьей 135.1 Кодекса. Размер штрафа назначен инспекцией с учетом смягчающих вину обстоятельств.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса с агентства подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, от уплаты которой при принятии жалобы к производству определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 предоставлена отсрочка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А61-3358/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с конкурсного управляющего акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерного общества) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из писем отделения Национального банка от 20.06.2018 N Т-390-13-22/3823 и 22.02.2019 N Т-390-13-22/994 следует, что 19.06.2018 приостановлен только обмен электронными сообщениями при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России по корреспондентскому субсчету филиала банка N 30101810500000000748.
На основании изложенного и имеющейся в инспекции информации о положительном результате проверки сообщения (отсутствии в подразделении информатизации ТУ Банка России препятствий для обмена сообщениями с банком), содержащего документ инспекции, суд правомерно признал довод агентства о неполучении банком запросов инспекции опровергающимся материалами дела.
Суд также проверил и отклонил довод агентства об отсутствии у банка обязанности по представлению запрашиваемых выписок в трехдневный срок в связи с отзывом лицензии на осуществление банковской деятельности, правильно указав, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) не содержит запрет на привлечение кредитной организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, момент совершения которого приходится на период после отзыва лицензии на осуществление банковских операций и введения в отношении банка процедуры конкурсного производства.
В силу абзаца 30 статьи 20 Закона N 395-1 с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств.
С учетом изложенного суд обоснованно счел банк совершившим правонарушение, предусмотренное статьей 135.1 Кодекса. Размер штрафа назначен инспекцией с учетом смягчающих вину обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2020 г. N Ф08-2648/20 по делу N А61-3358/2019