г. Ессентуки |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А61-3358/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии от конкурсного управляющего акционерного коммерческого банка "Эльбин" - Акопяна Г.А. (доверенность от 31.07.2019), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ - Багдасаряна К.Л. (доверенность от 20.12.2019), от Управления Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания - Багдасаряна К.Л. (доверенность от 15.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу конкурсного управляющего акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерного общества) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.10.2019 по делу N А61-3358/2019 (судья Носенко М.С.) по заявлению конкурсного управляющего акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерного общества) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1020500001103, ИНН 0541002446) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ (ОГРН 1101516001575, ИНН 1513000015) о признании незаконными и отмене решений от 04.02.2019,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерного общества) в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - конкурсный управляющий Банка) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ (далее - Инспекция) о признании незаконными и отмене решений от 04.02.2019 N N 2784, 2785, 2786, 2787, 2788, 2789, 2790, 3791, 3792, 2793, 2794, 2795, 2796, 2797, 2798, 2799, 2800, 2801. Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы России по РСО-Алания (далее - Управление), отделение Национального банка РСО-Алания.
Решением суда от 08.10.2019 в удовлетворении требований конкурсного управляющего Банка отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемых решений Инспекции.
Не согласившись с принятым решением, конкурсный управляющий Банка обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными и отменить оспариваемые решения Инспекции.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция и Управление в своих отзывах на апелляционную жалобу возражают по существу доводов конкурсного управляющего Банка, считают решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего Банка поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Инспекции и Управления поддержал позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества, Инспекции и Управления, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция направила в Банк запросы о предоставлении выписок по расчетным счетам клиентов Банка.
Банк не исполнил запросы Инспекции.
По факту неисполнения Банком запросов, Инспекцией составлены акты от 03.12.2018 N N 4041-4048, 4036-4040, 4029-4033 (т.2, л.д. 27-70).
В ходе рассмотрения материалов актов и письменных возражений Банка должностным лицом Инспекции (с учетом смягчающих обстоятельств предусмотренных статьями 112, 114 НК РФ - тяжелое финансовое положение Банка - ликвидация) - 04.02.2019 приняты решения N N 2784 - 2801 о привлечении Банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ с назначением штрафа в размере 10000р по каждому из вышеуказанных решений.
Решением Управления от 29.03.2019 N 34 решения Инспекции от 04.02.2019 NN 2784 - 2801 оставлены без изменения, апелляционная жалоба Банка - без удовлетворения.
Конкурсный управляющий Банка, полагая, что решения Инспекции являются незаконными, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 31, 82, 86, 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", разъяснениями, изложенными в письмах Министерства финансов России и Федеральной налоговой службы России, в Положении Банка России от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах", правовой позицией, изложенной в постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также, установив соблюдение Инспекцией процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Направленные Инспекцией в адрес филиала Банка электронные запросы о предоставлении выписок, были получены филиалом Банка, что подтверждается электронными документами - скриншотами из программы АИС "Налог-3", информационного ресурса "Банк-Обмен" (т. 1, л.д. 110-145).
Из содержания ответа Отделения Национального банка по РСО - Алания от 26.04.2019 N Т-390-11-10/2323 на запрос Инспекции от 17.04.2019 N 13-24/06632а также следует, что в адрес филиала Банка были получены, обработаны и отправлены сводные архивные файлы в количестве - 18 шт. (т. 2 л.д. 3-4).
Довод Банка о том, что он исключен из участников информационного обмена в связи с предстоящей ликвидацией, не нашел своего подтверждения, поскольку 19.06.2018 приостановлен только обмен электронными сообщениями при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы Банка России по корреспондентскому субсчету филиала Банка в г. Владикавказ N 30101810500000000748. Банк был исключен из участников информационного обмена - 20.09.2018 (т. 2, л.д. 5).
На момент совершения правонарушения у Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций, на основании Приказа Центрального банка Российской Федерации от 26.04.2018 N ОД-1077.
Положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не содержат запрета на привлечение кредитной организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, момент совершения которого приходится на период после введения в отношении банка конкурсного производства при наличии отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Введение в отношении Банка процедуры конкурсного производства не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате начисленного штрафа.
Банк в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ обязан был представить соответствующую информацию по запросам, вместе с тем ответы Банка налоговым органом не получены.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минфина России от 29.03.2012 N 03- 02-07/1-72, а также в пункте 6 Письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, в случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в электронном виде через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.
В рассматриваемом случае Банком не представлены доказательства урегулирования данного вопроса путем обращения в Инспекцию с предложением о предоставлении дополнительного времени для направления выписки иным способом. Банком не были предприняты действия по сообщению в налоговый орган о факте невозможности представить запрашиваемые сведения. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие извещение налогового органа о невозможности представить сведения в электронном виде.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения Банка к налоговой ответственности и законности решений Инспекции. Оспариваемые решения Инспекции, решения соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы Банка.
Размер штрафа назначен Инспекцией с учетом смягчающих вину обстоятельств.
Довод Банка об отсутствии у Инспекции оснований для направления запросов подлежит отклонению. Все запросы Инспекции в Банк оформлены по установленной форме и мотивированы. Основанием для направления запросов является проведение камеральных налоговых проверок, что указано в мотивировочной части запросов.
Довод Банка о неполучении запросов Инспекции опровергается материалами дела. В соответствии с п.3.3 Положения Центрального банка Российской Федерации N 440-П после получения сообщения из ЦИТ Банка России, содержащего документ налогового органа, подразделение информатизации ТУ Банка России осуществляет проверку имеющейся в подразделении информатизации ТУ Банка России информации об отсутствии препятствий в день поступления сообщения, содержащего документ налогового органа, для обмена сообщениями с банком (филиалом банка), подразделением Банка России по причине действия обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях), возникновения технических неисправностей, а также в случае отсутствия либо расторжения договора между банком (филиалом банка) и Банком России, ликвидации, реорганизации подразделения Банка России, изменения БИК банка (филиала банка) без расторжения договора. В соответствии с п. 3.4 Положения N 440-П подразделение информатизации ТУ Банка России не направляет в банк (филиал банка), подразделение Банка России сообщение, содержащее документ налогового органа, не прошедшее проверку, предусмотренную пунктом 3.3 Положения, с положительным результатом. При этом в ЦИТ Банка России для последующей передачи уполномоченной организации ФНС России направляется сообщение, содержащее извещение об отказе в приеме сообщения, содержащего документ налогового органа, с указанием причин отказа. В соответствии с п.3.19-3.20 Регламента подразделение информатизации ТУ Банка России в случае отсутствия возможности передачи полученного Архивного файла, сформированного в УО ФНС России, в банк (филиал банка), подразделение Банка России, в том числе по причинам исключения банка (филиала банка) из состава участников обмена, ликвидации, реорганизации банка (филиала банка), подразделения Банка России, вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или возникновения технических неисправностей, в соответствии с графиком, установленным Положением N 440-П, формирует извещение об отказе в приеме с указанием соответствующих кодов, снабженное КА на ключе ТУ Банка России, с информацией о причинах отказа, которое направляет Уполномоченному подразделению Банка России для последующей передачи в УО ФНС России в составе Архивного файла и в составе Сводного архивного файла.
С учетом изложенных положений, регламентирующих порядок направления сообщений, направленные в адрес Банка запросы Инспекции, были доведены до Банка. Банком не представлены доказательства того, что направленные в его адрес запросы не могли быть им приняты вследствие обстоятельств непреодолимой силы или возникновения технических неисправностей.
Доводы апелляционной жалобы, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы. Поскольку определением суда апелляционной инстанции от 20.11.2019 Банку была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, с Банка в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1500р государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.10.2019 по делу N А61-3358/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с акционерного коммерческого банка "Эльбин" (акционерное общество) (ОГРН 1020500001103) 1500р государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3358/2019
Истец: АО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ЭЛЬБИН", АО Конкурсный Управляющий, ГК "Агенство по страхованию вкладов", Конкурсный управляющий АО АКБ "Эльбин" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: ФНС России МРИ по г.Владикавказу
Третье лицо: Национальный банк по РСО Алания, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Северная Осетия-Алания, МРИ ФНС по г.Владикавказу