Методические рекомендации по реализации модуля "Обучение служением" в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации
(утв. Министерством науки и высшего образования РФ)
(по состоянию на 10 октября 2023 г.)
Используемые термины
- Обучение служением - педагогический подход, реализуемый в различных формах (проектно-ориентированная дисциплина, подготовка ВКР, практическая подготовка и др.), направленный на достижение образовательных результатов путем решения обучающимися социально значимых задач в рамках основной образовательной программы.
- Дисциплина - структурная единица учебного плана, компонент образовательной программы, соответствующий требованиям ФГОС, имеющий сформулированные цели, результаты и релевантные критерии оценки.
- Модуль - цикл компонентов образовательной программы, состоящий из учебных дисциплин, практики, выпускной квалификационной работы и других элементов учебного плана, направленный на совокупность согласованных целей.
- Проект - форма организации совместной деятельности обучающихся и преподавателей, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленная на анализ и решение практической проблемы.
- Общественный проект/проект "Обучение служением" - форма организации совместной деятельности обучающихся и преподавателей, проект, реализуемый в целях решения социально значимой задачи.
- Вуз - образовательная организация высшего образования.
Введение
Во исполнение пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации, опубликованных по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 года, N Пр-173ГС, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" Минобрнауки России совместно с Ассоциацией волонтерских центров и Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" разработаны методические рекомендации по реализации модуля "Обучение служением" в образовательных организациях высшего образования (ООВО).
Модуль предназначен для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и специалитета очной, очно-заочной и заочной форм обучения, и направлен на развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма, лидерства, гражданской солидарности и традиционных ценностей путем решения социально значимой задачи в рамках основной образовательной программы.
Программа модуля вносит вклад в формирование универсальных компетенций УК-1, УК-2, УК-3, УК-5 в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также может быть востребована при развитии профессиональных компетенций, определяемых образовательной организацией.
Развитие гражданственности, приверженности традиционным российским ценностям, формирование ответственности за свою страну и ее будущее является одним из приоритетов государственной образовательной и молодежной политики.
В настоящее время значительное внимание уделяется внеучебной воспитательной работе, развитию студенческого самоуправления и волонтерства. Кроме этого, принимаются меры по созданию у студентов фундаментальных знаний об основах российской государственности. Однако до настоящего времени не уделялось должного внимания практико-ориентированному обучению мировоззренческого характера, где полученные академические знания могут применяться в реальных социальных условиях для решения актуальных для общества задач как предметного, так и надпредметного свойства.
В настоящее время в российских вузах создана основа для решения этой задачи в виде проектного обучения, которое зарекомендовало себя как эффективный метод формирования профессионализма в условиях решения открытых задач из реального мира.
Полноценному достижению целей формирования гражданственности может способствовать основанный на проектном методе педагогический подход "обучение служением". Этот подход ставит перед собой в качестве главной цели достижение образовательных результатов путем реализации студентами социально ориентированных проектов и применение в них профильных для направления подготовки знаний и умений, полученных студентом в ходе освоения образовательной программы.
Важнейшей особенностью социально ориентированной проектной деятельности студентов в соответствии с подходом обучения служением является взаимодействие с внешними партнерами (например, социально ориентированными некоммерческими организациями) для решения насущных проблем и удовлетворения актуальных потребностей реальных людей, сообществ и общества в целом. Как правило участие в таких проектах сопряжено с выполнением всех или части задач проекта за пределами образовательной организации.
Таким образом, обучение служением как особый педагогический подход направлен на единство обучения и воспитания, развития гражданственности, профессионализма и одновременно общественного развития.
Педагогические принципы обучения служением
Обучение служением - педагогический подход, реализуемый в различных формах (проектно-ориентированная дисциплина, подготовка ВКР, практическая подготовка и др.), заключающийся в решении обучающимися социально значимой задачи в рамках основной образовательной программы и направленный на достижение образовательных результатов: развития гражданственности, социальной ответственности, патриотизма и лидерства одновременно с развитием профессиональных компетенций.
Во время общественного проекта обучающиеся проходят полный цикл общественного проекта от анализа ситуации и постановки проблемы, до реализации проекта и рефлексии своей деятельности и ее ценностных оснований. Во время реализации общественного проекта в результате специально организованной рефлексии происходит самоопределение обучающихся по отношению к решению социально значимых задач.
Подход "Обучение служением" позволяет обучающимся внести вклад в общество и при этом глубже освоить свою образовательную программу, а также осознать влияние своей будущей профессии на окружающий мир.
Обучение служением основывается на нескольких ключевых принципах.
Решение социально-значимых задач - проектная деятельность в рамках обучения служением нацелена на решение реальных задач и достижение позитивных социальных изменений путем получения продуктового результата, что предполагает непосредственное взаимодействие обучающихся с некоммерческими организациями и другими социальными заказчиками.
Связь с образовательной программой. Содержание проектов обучения служением тесно связано с направлением подготовки студентов. Опыт такой проектной деятельности обогащает понимание учебного материала и приводит к достижению значимого образовательного результата.
Рефлексивность. Рефлексия деятельности и опыта гражданского участия является центральным элементом обучения служением. Рефлексивные мероприятия включают обсуждение опыта, проработку того, что обучающиеся узнали, как это повлияло на их ценностные ориентации и как этот опыт связан с будущей профессией.
Гражданственность. Обучение служением имеет целью не только академические достижения студентов, но и воспитание в них чувства гражданской ответственности, солидарности и желания вносить свой вклад в развитие общества.
Наставничество. В обучении служением преподаватели выполняют функции наставников, обеспечивающих обучающимся необходимую свободу деятельности и одновременно поддержку и формирующее оценивание во время реализации общественного проекта.
Таким образом, обучение служением дает обучающимся возможность применить академические знания к решению проблем реального мира, обеспечивая тем самым развитие гражданственности, а также более глубокое и содержательное обучение.
Цели и задачи
Модуль "Обучение служением" реализуется для достижения целей развития гражданственности, ответственности, патриотизма и лидерства в единстве с профессиональными компетенциями, путем реализации социально-ориентированных проектов повышающейся сложности с использованием профильных знаний и умений, полученных в учебном процессе. Таким образом, обучение служением как педагогическая технология интегрирует обучение и воспитание, академические знания и практический опыт их применения ради позитивных социальных изменений.
Реализация модуля предполагает последовательное решение следующих задач.
- Проведение обучающимися анализа ситуации в реальных социальных условиях для выявления актуальной проблемы, требующей проектного решения.
- Постановка проблемы путем фиксации обучающимися содержания проблемы, выявления субъекта проблемы, а также всех заинтересованных сторон в данной ситуации. Определение требований и ожиданий заинтересованных сторон с учетом социального контекста.
- Разработка обучающимися паспорта проекта с учетом компетенций студенческой команды, имеющихся ресурсов, а также самоопределения участников проекта по отношению к решаемой проблеме.
- Реализация проекта в условиях ресурсных, нормативных и этических ограничений, регулярного проведения рефлексивных мероприятий в целях развития гражданственности и профессионализма участников проекта.
- Подготовка отчета о ходе и результатах реализации проекта. Выполнение обучающимися защиты проекта. Проведение итоговой рефлексии проекта в целях осознания участниками проекта глубоких взаимосвязей между профессиональными компетенциями, гражданской ответственностью и социальными изменениями во благо общества.
Планируемые образовательные результаты
В рамках освоения компонентов модуля (дисциплины, курсового проекта, практики, ВКР) обучающиеся должны продемонстрировать достижение следующих образовательных результатов:
- Командная работа и лидерство. Проявляют способность к совместной проектной деятельности на благо общества, отдельных сообществ и граждан, учитывая социальный контекст и действуя с учетом целей общественного развития; понимают важность лидерства и развивают навыки эффективного лидерства, способные влиять на позитивные изменения в обществе (УК-1, УК-2, УК-3).
- Гражданская идентичность и солидарность. Осознают свою гражданскую идентичность - чувствуют принадлежность к государству, обществу, культурному и языковому пространству страны, осознают свою ответственность за будущее страны; проявляют активную гражданскую позицию и гражданскую солидарность (УК-3, УК-5).
- Развитие убеждений и ценностных ориентаций. Обнаруживают развитие собственных взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, благодаря реализации проектов, направленных на общественное развитие, процветание страны и ее граждан; выражают приверженность традиционным российским ценностям (УК-2, УК-3, УК-5).
- Рефлексивность и осознанность. Эффективно применяют рефлексивные практики для осмысления результатов и присвоения опыта реализации общественных проектов; осознают взаимосвязь между академическими знаниями, гражданственностью и позитивными социальными изменениями; осознанно используют академические знания и умения для достижения целей общественного развития (УК-3, УК-5).
- Коллективизм и созидательный труд. Демонстрируют способность сочетать собственные интересы с общественными и государственными в рамках конструктивной деятельности; нацелены на получение общественно-полезного результата; осознают значимость созидательного труда для развития российского общества и государства; проявляют инициативное стремление к активной деятельности на благо государства и общества (УК-1, УК-2, УК-3).
- Профессионализм и ответственность. Способны развивать и использовать свои профессиональные компетенции при реализации общественно-значимых проектов. Владеют умениями по организации и планированию различных видов профессиональной деятельности, навыками профессионального взаимодействия. Осознают свою профессиональную ответственность за развитие своей страны. Понимают значение будущей профессии для общественного развития
Таблица 1. Индикаторы достижения универсальных компетенций.
Кроме развития универсальных компетенций не менее важным результатом реализации модуля "Обучение служением" является формирование профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии). При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников
Примеры профессиональных компетенций и их связь с подходом "Обучение служением"
Направление подготовки |
Наименование профессиональной компетенции |
Связь с подходом "Обучение служением" |
Программная инженерия |
ПК - Способен осуществлять техническую подготовку и размещение информационных ресурсов |
Разработка ИТ-решений для НКО, социальных предприятий, учреждений социальной сферы и др. |
Социальная работа |
ПК - Способен оказывать социальную поддержку различным категориям населения, осуществлять поиск ресурсов для улучшения жизненной ситуации населения |
Проекты в сфере поддержки и сопровождения социально незащищенных граждан, профилактика социального сиротства |
Биотехнология |
ПК - Способен осуществлять и разрабатывать биотехнологические процессы в сфере пищевой промышленности |
Проекты, направленные на создание продуктов питания для категории лиц с ограничениями по здоровью, проекты, направленные на фудшеринг для профильных организаций |
Инновационный маркетинг |
ПК - Способен собирать, обобщать и анализировать информацию о бизнес-процессах организации в сфере инновационного развития |
Разработка и реализация маркетинговой стратегий для НКО, социальных предприятий, учреждений социальной сферы и др., в т.ч. разработка информационных кампаний, социальной рекламы для НКО, социальных предприятий, учреждений социальной сферы и др. |
Мехатроника и робототехника |
ПК - Способен разрабатывать проекты систем электропривода |
Разработка прототипов средств технической реабилитации для профильных НКО, социальных предприятий, учреждений социальной сферы и др., в т.ч. с автоматизированными системами управления |
Алгоритм внедрения подхода обучения служением
Алгоритм внедрения подхода обучения служением в работу вуза может различаться в зависимости от особенностей каждого конкретного вуза или образовательной программы. Однако, мы предлагаем общий алгоритм, который может использоваться при внедрении модуля "Обучение служением".
Ключевой особенностью предлагаемого алгоритма является централизация основных процессов по управлению и координации внедрения модуля "Обучение служением". Последовательность шагов при внедрении подхода "Обучение служением":
1. Создание проектного офиса, координирующего внедрение и реализацию модуля "Обучение служением". Проектный офис может быть реализован путем создания отдельного структурного подразделения, возложения дополнительных обязанностей на уже существующее подразделение, например, Центр проектной деятельности, Добро.Центр, который уже создан в образовательной организации совместно с Ассоциацией волонтерских центров РФ (https://center.dobro.ru/, либо путем создания рабочей группы из числа педагогических и административных работников вуза и возложения на них соответствующих обязанностей.
1.1. Проектный офис может создаваться как на уровне университета в целом, так и на уровне отдельных факультетов.
1.2. Задачи проектного офиса общеуниверситетского уровня:
- ведет общую координацию образовательного процесса в рамках реализации модуля "Обучение служением";
- обеспечивает подготовку нормативных документов общеуниверситетского уровня, необходимых для создания, улучшения условий реализации модуля;
- привлекает и взаимодействует с партнерскими организациями, которые могут выступать постановщиками задач для общественных проектов, а также оказывает содействие их взаимодействию с факультетами, включая получение задач от внешних партнеров через единую информационную систему ДОБРО.РФ, формирование и наполнение базы данных социально-значимых задач и общественных проектов;
- содействует деятельности проектных офисов факультетов (кураторов проектов), включая оказание консультационной и методической поддержки, организации их обучения;
- организует деятельность кураторов общественных проектов, в том числе их обучение.
1.3. Для крупных вузов (более 3000 обучающихся) рекомендуется рассмотреть возможность формирования проектных офисов на уровне факультетов или введения позиции кураторов общественных проектов на уровне факультетов (или иных структурных подразделений) путем обучения действующих преподавателей (или иных сотрудников университета) подходу "Обучение служением". Такие проектные офисы (кураторы):
- обеспечивают привлечение проектов как от партнерских организаций, так и инициирование собственных предложений студентов и сотрудников университета по реализации общественных проектов совместно с партнерскими организациями;
- обеспечивают консультирование заявителей общественных проектов, а также следит за правильностью оформления проектной заявки перед запуском проекта;
- организуют постоянный академический фильтр, обеспечивая соблюдение требований по обеспечению формирования у студентов, участвующих в реализации проектов необходимых знаний и умений, соответствующих требованиям образовательной программы;
- проводят поиск руководителя проекта из числа сотрудников университета, по проектам, поступивших от внешних заказчиков;
- обеспечивают проведение проектных сессий, мониторинг и сопровождение реализации проектов, консультирование обучающихся и преподавателей по вопросам реализации проектов;
- обеспечивают формирование и развитие информационных систем сопровождения проектной деятельности;
- обеспечивают оценку результативности проекта после его завершения;
- инициируют новые образовательные курсы, необходимые для реализации подхода "Обучение служением", в том числе факультативы;
- формируют сообщество амбассадоров подхода "Обучение служением".
2. Разработка и утверждение локальных нормативных актов, обеспечивающих интеграцию подхода обучения служением в образовательные программы образовательной организации.
Локальные нормативные акты включают разработку и утверждение рабочей программы учебной дисциплины (приложение 1), внесение изменений и дополнений в Положение о курсовом проектировании (приложение 2), внесение изменений и дополнений в Положение об учебной/производственной практике (приложение 3), разработка и утверждение регламента выполнения и защиты ВКР (приложение 4), разработка и утверждение Положения об экспедиции (приложение 5), внесение изменений и дополнений в Рабочую программу воспитания (приложение 6).
3. Формирование "социального заказа" и установление партнерских отношений с внешними организациями и сообществами.
1. Подбор "социального заказа". Для подбора "социального заказа" и установления партнерских отношения образовательная организация может:
а) Использовать платформу ДОБРО.РФ, где зарегистрировано более 80 тыс. организаций и 95 тыс. проектов. На платформе вуз может найти релевантную для себя организацию по ссылке clck.ru/356TUY, а также с октября 2023 г. сможет воспользоваться сервисом подбора "социальных заказов", который аккумулирует социальные задачи от разных акторов социальной сферы: некоммерческих организаций и фондов, государственных бюджетных учреждений, социальных учреждений и др. Сервис поможет отфильтровать задачи по регионам, направлениям реализации, а также выстроить связь с партнером.
б) Привлечь потенциальных партнеров и заказчиков, которые будут работать со студентами в рамках проектов обучения служением: некоммерческие организации (НКО), Добро.Центры, региональные органы власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, социальные предприятия, компании, реализующие программы корпоративной социальной ответственности.
При этом можно обратиться за консультацией к региональному ресурсному центру добровольчества, ресурсному центру НКО и Добро.Центрам. Контакты указаны на сайте авц.рф/regional. Ресурсные центры добровольчества и Добро.Центр аккумулируют вокруг себя социальных заказчиков и помогут подобрать проверенную организацию, порекомендовать проекты из пула победителей регионального или федерального этапа Международной премии #МЫВМЕСТЕ, оказать поддержку в работе с платформой ДОБРО.РФ.
Кроме того, рекомендуется выстроить работу с региональной общественной палатой, экспертами Агентства стратегических инициатив, региональным межведомственным советом по развитию добровольчества, институтами развития, региональными деловыми объединениями (РСПП, "Деловая Россия", ТПП РФ, ОПОРа России).
Перспективным является привлечение к постановке задач перед студенческими проектами со стороны внешних организаций бывших выпускников университета, через клубы выпускников.
Также данные о действующих в регионе НКО могут быть получены из следующих источников:
- Сайт Фонда президентских грантов, на котором представлены описания проектов НКО, участвовавших в конкурсах Фонда, с возможностью фильтра по направлениям реализации проектов, городам и регионам базирования НКО и др.: президентскиегранты.рф/public/application/cards.
- Централизованные базы данных и каталоги: примеры каталогов НКО: единая информационная система ДОБРО.РФ, today.sberbankvmeste.ru, dobro.mail.ru, so-nko.ru.
- Региональные ресурсные центры НКО, ресурсные центры добровольчества
Данные о действующих социальных предприятиях могут быть получены из следующих источников:
- Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ofd.nalog.ru/search.html?mode=extended, (требуется в базе данных установить фильтр "социальные предприятия"), с возможностью фильтра по видам деятельности социальных предприятий, городам и регионам их базирования и др.
- Каталог социальных предприятий - soindex.ru.
- Центры инноваций в социальной сфере, региональные отделения "ОПОРы России" и др.
В результате университетами может быть обеспечено составление перечня потенциальных партнеров. Рекомендуется изучить сайты и иные информационные ресурсы потенциальных партнеров, составить краткое описание их деятельности, а также сформировать базу контактных данных. В качестве дополнительного источника данных об организациях - потенциальных партнерах можно использовать анализ публикаций в СМИ с их упоминанием.
2. Определение круга заинтересованных партнеров среди подразделений университета. К подразделениям, потенциально заинтересованным в сотрудничестве, могут быть отнесены:
- "функциональные" структурные подразделения, отвечающие за направления, связанные со взаимодействием с внешними организациями, действующие на общеуниверситетском или факультетском уровне: проектный офис, центр образовательной организации, отвечающий за карьерные возможности обучающихся, Добро.Центр, и т.п. и др.;
- заинтересованные факультеты, исследовательские институты, центры и лаборатории, которые могут относиться как к блоку социально-гуманитарных наук, так и к ИТ-специальностям и другим направлениями.
На этом этапе необходимо:
- организовать информирование представителей факультетов, исследовательских и административных подразделений образовательной организации о развитии направления взаимодействия с партнерскими организациями, его перспективах, возможных направлениях, форматах реализации, контактных лицах, ответственных за координацию такого сотрудничества
- организовать встречи с представителями факультетов и иных подразделений образовательной организации, для обсуждения возможностей и перспектив сотрудничества с партнерскими организациями, в том числе - вопросов, связанных с интеграцией такого сотрудничества в образовательную и научную деятельность университета.
Результатом данного этапа должен стать перечень сотрудников, представляющих отдельные факультеты/подразделения университета, потенциально заинтересованных в сотрудничестве с партнерскими организациями.
3. Организация вводной встречи с обсуждением перспектив сотрудничества с партнерскими организациями. Первое обсуждение перспектив сотрудничества с может быть реализовано в формате общей встречи на территории образовательной организации, ресурсного центра НКО, "Точки кипения" или в формате видео-конференц-связи.
В начале может быть представлено общее видение приоритетов сотрудничества университета и внешних организаций, затем представители отдельных подразделений университета рассказывают о себе, научных интересах, направлениях деятельности, реализуемых проектах, а также видении потенциальных направлений сотрудничества.
4. Подведение итогов встречи. Итогом встречи должно быть определение первых конкретных шагов начала сотрудничества, в частности:
- определением лиц, отвечающих за различные направления взаимодействия с НКО и другими партнерами в контексте обучения служением в образовательной организации;
- формирование списка контактной информации организаций, участвующих во встрече;
- определение ориентировочных сроков проведения рабочих совещаний по определенным направлениям сотрудничества.
При этом должны быть учтены контрольные временные точки, накладывающие ограничения, на график таких совещаний, например, связанные с графиком студенческих сессий.
5. Организация проектных сессий
Дополнительным условием успешной реализации проектной деятельности студентов может стать проведение проектных сессий, предполагающих привлечение широкого круга заинтересованных внешних организаций, сотрудников университета и студентов в целях определения приоритетных задач реализации студенческих проектов.
При этом возможно обеспечение синергетического эффекта, за счет изначальной координации содержания студенческих проектов, позволяющих решать задачи, стоящие не только перед одной партнерской организацией, но на уровне города или региона базирования университета в целом, например по направлениям, связанным с развитием внутреннего и въездного туризма, популяризации научной деятельности, развитием территориальных кластеров, в т.ч. в сфере инноваций и креативных индустрий.
6. Формирование набора типовых проектных задач
В целях обеспечения студентов заданиями для реализации общественных проектов важно, в дополнение к работе по организации взаимодействия с внешними организациями в качестве постановщиков задач, обеспечить подготовку набора "типовых" тематик студенческих проектов, которые могут быть предложены университетом потенциальным партнерам в инициативном порядке.
Тематика таких проектов может формироваться исходя из содержания полученных студентами знаний и умений, по-возможности в максимальной степени связанных с их будущей профессиональной деятельностью.
Примеры возможной тематики таких проектов приведен в таблице
Направления подготовки студентов |
Примеры направления реализации проектов |
Естественные, социальные, гуманитарные науки, педагогика |
Реализация просветительской деятельности, руководство проектами школьников |
Информационные технологии |
Разработка ИТ-решений для НКО, социальных предприятий, учреждений социальной сферы и др.: программного обеспечения, в т.ч. использующего технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта и др.; разработка проектов цифровой трансформации и т.д. |
Медиакоммуникации |
Разработка и реализация коммуникационных стратегий, сопровождение продвижения в социальных сетях, разработка информационных кампаний, социальной рекламы |
Дизайн |
Разработка дизайн-решений в социальной сфере (промышленный, графический, средовой дизайн |
Экономика, управление |
Разработка маркетинговых стратегий социальных предприятий, фандрайзинговых стратегий |
Экология, техносферная безопасность |
Реализация природоохранных проектов, содействия вторичной переработке ресурсов |
Социальная работа, психология |
Проекты в сфере социальной интеграции инвалидов, поддержки и сопровождаемого трудоустройства социально незащищенных граждан, профилактика социального сиротства |
Управление, экономика |
Развитие территориальных кластеров, поддержка развития территориального общественного самоуправления, инфраструктуры поддержки НКО |
Примеры подобных студенческих проектов доступны по ссылке: clck.ru/3584JB.
Кроме того, реализация задач обучения служением может быть реализована с использованием формата создания специализированных подразделений университетов - "клиник", например, юридических клиник, обеспечивающих оказание студентами бесплатной юридической помощи, а также клиник, создаваемых в целях привлечения студентов к осуществлению социальной работы, психологической помощи, деятельности в экологической сфере, сфере медиа-коммуникаций, проведению социологических исследований, осуществлению архивной, музейной и архитектурной деятельности, распространением финансовой грамотности, оказания услуг в области информационных технологий и др.
Подробнее об опыте организации клинического формата практической деятельности студентов на примере СПбГУ можно ознакомится по ссылкам: spbu.ru/studentam/praktika-po-modeli-kliniki-v-spbgu; spbu.ru/sites/default/files/kliniki_spbgu.pdf.
4. Использование информационных систем в рамках организации проектной деятельности студентов
Инициирование и сопровождение студенческих проектов представляет собой комплексный процесс, в который вовлечены большое число участников - студенты, преподаватели, профильные специалисты, внешние партнеры, учебная администрация. При этом успех всей работы зависит от скоординированных действий всех участников.
В этой связи важно в максимальной степени использовать возможности информационных технологий, включая использование существующих программных продуктов, а также, по-возможности, формирование информационных систем для обеспечения сопровождения проектной деятельности студентов.
Набор соответствующих информационных систем и решений может включать в себя:
- систему поддержки жизненного цикла и мониторинга проектов, от подачи заявки до итоговой приемки документации и результатов проектов, обеспечивающую для студентов возможности поиска проектов для участия в их реализации;
- инструменты, обеспечивающие непосредственное управление реализацией проекта, хранение документации и возникающих цифровых результатов проектов, учет результатов проектной деятельности студентов в портфолио и т.д.;
- средства поддержки обучения и коммуникации - рабочие чаты, видеоконференции, а также решения, обеспечивающие возможность получения специализированных учебных курсов онлайн.
При этом, для того чтобы и сама цифровая среда проектной работы приобрела учебную ценность, крайне важно при ее реализации максимально придерживаться принятых индустриальных стандартов, по-возможности, используя стандартные корпоративные программные продукты или сервисы.
Также целесообразно по-возможности отдавать предпочтение программным продуктам, которые могут быть развернуты на собственных мощностях университета и программным продуктам с открытым кодом, в целях минимизации рисков ухудшения условий доступа к внешним ресурсам.
С методическими материалами, описывающими возможный функционал информационных систем, обеспечивающих сопровождение прикладной проектной деятельности студентов, можно ознакомиться по ссылке: clck.ru/3584Dv.
5. Подготовка наставников. Для реализации подхода обучения служением требуется провести повышение квалификации сотрудников из числа научно-педагогических работников образовательной организации. Обучение нацелено на освоение методов и стратегии обучения служением, управления проектами, сотрудничества с НКО и т.п. 1 Наставники привлекаются на условиях полной занятости, внутреннего или внешнего совместительства.
6. Реализация модуля обучения служением. Студенты участвуют в обучении служением в различных формах согласно учебному плану (структура и последовательность реализации компонентов модуля согласно учебному плану представлена в соответствующем разделе настоящих методических рекомендаций), применяют свои знания и навыки для решения открытых социально-значимых проблем. Образовательная организация обеспечивает реализацию модуля обучения служением необходимой инфраструктурой, оборудованием и расходными материалами. Часть расходов в соответствии с Соглашением о партнерстве может брать на себя внешняя партнерская организация.
7. Мониторинг и масштабирование. Образовательная организация на постоянной основе оценивает эффективность и результаты внедрения подхода обучения служением. Проводится оценка образовательных результатов обучающихся, обратной связи от внешних партнеров и сообществ, других факторов для определения эффективности модуля обучения служением. На основе этой оценки университет принимает меры для улучшения модуля и его интеграции в другие образовательные программы.
8. Поддержка студенческих проектов и мотивационная программа для студентов и преподавателей
С целью поддержки студенческих проектов вузам предлагается разработать внутреннюю систему мотивации, которая может включать следующие федеральные возможности:
- предложение участия лучших вузовских команд и проектов в Международной премии #МыВместе в рамках номинации "Обучение служением" премия.мывместе.рф с возможностью прохождения дополнительной акселерации и доработки проектов;
- выдача специального вкладыша в диплом, характеризующего участие студента в реализации общественно-значимых проектов;
- ведение электронной книжки волонтера, что позволит вести учет активности студента и получать надбавки к стипендии, а также бонусы программы лояльности Другое дело;
- участие в грантовых программах Росмолодежи, Фонда президентских грантов и искать дополнительные ресурсы с помощью сервиса Добро.Навигатор;
- участие в ежегодном Форуме социального призвания, который объединит всех, кто включен в реализацию программы "Обучение служением" и других молодежных федеральных мероприятиях, в которые будут внедрены треки по "Обучению служением";
- увеличение веса проектной деятельности в структуре оценки портфолио абитуриентов для поступления на магистерские программы и в аспирантские школы;
- увеличение веса проектной деятельности в критериях предоставления повышенных стипендий студентов;
- проведение конкурсов лучших руководителей студенческих проектов, включая возможность предоставления на конкурсной основе надбавок за руководство лучшими студенческими проектами.
Структура и последовательность реализации компонентов модуля
По своей структуре модуль "Обучение служением" может состоять из следующих компонентов 2[1]:
- дисциплины "Общественный проект "Обучение служением", включенной в обязательную часть образовательной программы (Приложение 1);
- курсового проекта (Приложение 2);
- учебной/производственной практики (Приложение 3);
- выпускной квалификационной работы в форме общественного проекта 3 (Приложение 4).
- факультативной дисциплины "Экспедиция обучения служением" (Приложение 5)
Модуль "Обучение служением" относится к практической подготовке, направленной на формирование, закрепление, развитие личностных навыков и профессиональных компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Освоению компонентов модуля "Обучение служением" должно предшествовать изучение дисциплин социально-гуманитарного цикла - Истории, Философия, Основы российской государственности.
Рекомендуется следующая последовательность реализации компонентов модуля.
1. Дисциплина базовой части ООП "Общественный проект "Обучение служением" (1-2 курс) 4.
2. Учебная/производственная практика (согласно учебному плану).
3. Курсовой проект (согласно учебному плану).
4. Выпускная квалификационная работа (согласно учебному плану).
5. Дисциплина "Экспедиция обучения служением" является факультативной, реализуется по выбору студентов и в соответствии с возможностями ООВО.
Кроме того, подход "Обучение служением" может быть реализован по решению образовательной организации в рамках различных дисциплин при осуществлении прикладной проектной деятельности студентов.
В этой связи предлагается учитывать получение студентами знаний и умений в рамках дисциплины базовой части ООП "Общественный проект "Обучение служением" при организации проектного обучения в рамках иных дисциплин.
Результаты промежуточной и итоговой (ВКР) аттестации обучающимися компонентов модуля "Обучение служением" отражаются в приложении к диплому. Кроме этого, в приложении к диплому рекомендуется отражать названия проектов, в реализации, которых обучающийся принял участие.
------------------------------
1 Обучение может быть организовано НИУ ВШЭ
2 В соответствии с пунктом 24 статьи 2, частью 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962; Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (с изменениями и дополнениями).
3 При организации ГЭК в состав комиссии в качестве председателя целесообразно включить представителя профильной НКО.
4 В первые годы после запуска модуля, по решению вуза, возможна также одновременная организация преподавания дисциплины базовой части ООП "Общественный проект "Обучение служением" для студентов более старших курсов, в целях повышения уровня реализации ими других компонентов модуля.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по реализации модуля "Обучение служением" в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации (утв. Министерством науки и высшего образования РФ) (по состоянию на 10 октября 2023 г.)
Опубликование:
-