г. Краснодар |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А53-28875/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семейное дело" (ИНН 2317076309, ОГРН1152367001082) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А53-28875/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Семейное дело" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791; далее - управление) от 26.07.2019 N 07-10-19/451 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. штрафа.
Решением суда от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, на момент составления протокола управление не располагало сведениями о надлежащем извещении общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом; обжалуемое постановление не содержит ссылки на номер и дату протокола. Наложение штрафа вне судебной процедуры и без участия обвинителя нарушает статью 6 Конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина. Несоответствие данных бухгалтерского учета и деклараций остаткам, зафиксированным в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), не образует состав административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса. Вмененное обществу правонарушение не причинило вреда общественным отношениям. Суды незаконно рассмотрели дело в порядке упрощенного производства и не учли, что санкция статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает предупреждение.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам контрольных мероприятий, проведенных в отношении общества посредством использования федеральных государственных информационных систем управление установило, что при осуществлении деятельности по производству пива общество допустило искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей за IV квартал 2018 года, а именно:
1. В представленной обществом за IV квартал 2018 года декларации "Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Приложение N 3 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815)) отражен адрес осуществления деятельности: 354395, г. Сочи, с. Орел-Изумруд, ул. Петрозаводская, д. 6, 40, однако согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей" 2018 (по дате производства) и "Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей" за период с 01.10.2018 по 31.10.2018 производство и отгрузка потребителям алкогольной продукции пиво (код 500) зафиксированы по адресу: г. Сочи, Красная Поляна, с. Эсто-Садок, д. 6.
2. В графе 1 "место осуществления деятельности" представленной обществом за IV квартал 2018 года декларации "Об использовании производственных мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи" (приложение N 10 к Правилам N 815) отражен адрес: 354395, г. Сочи, с. Орел-Изумруд, ул. Петрозаводская, д. 6, 40, однако согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей" за период с 01.07.2018 по 30.09.2018 (по дате производства) производство алкогольной продукции пиво (код 500) зафиксировано по адресу: г. Сочи, Красная Поляна, с. Эсто-Садок, д. 6.
3. В графе 5 "произведено с начала отчетного периода" представленной обществом за IV квартал 2018 года декларации "Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Приложение N 3 к Правилам N 815) отражено производство пива (код вида продукции - 500) в объеме 827,7 дал, однако согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей" за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 (по дате производства) производство алкогольной продукции пиво (код 500) зафиксировано в объеме 1 144,7 дал, отклонение - 317,0 дал.
4. В графе 11 "произведено продукции за отчетный период" представленной обществом за IV квартал 2018 года декларации "Об использовании производственных мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи" (приложение N 10 к Правилам N 815) отражено производство пива (код вида продукции - 500) в объеме 827,7 дал, однако согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей" за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 (по дате производства) производство алкогольной продукции пиво (код 500) зафиксировано в объеме 1144,7 дал, отклонение - 317,0 дал. Фактически общество осуществляло производство пива (код вида продукции - 500) в объеме 1 144,7 дал, что подтверждено журналом учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (производство) представленного обществом 04.06.2019 (от 13.06.2019 N 10354).
5. В графе 4 "остаток на начало отчетного периода" представленной обществом за IV квартал 2018 года декларации "Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Приложение N 3 к Правилам N 815) на 01.10.2018 остаток по коду вида продукции 500 (пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно) не отражен, однако согласно отчету в ЕГАИС "Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на 01.10.2018 остаток по коду вида продукции 500 (пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно) зафиксирован в объеме 30,0 дал. Отклонение 30,0 дал.
По факту выявленных нарушений управление составило протокол об административном правонарушении от 16.07.2019 N 07-10-19/451 и вынесло постановление от 26.07.2019 N 07-10-19/451 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Определением суда от 13.09.2019 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 20 и 20.1 Правил N 815, Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 (далее - Порядок), суды сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Суды установили, что в нарушение статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ, пункта 20 Правил N 815, пунктов 1.3, 5.3, 12.2 Порядка при осуществлении деятельности по производству пива общество допустило искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей за IV квартал 2018 года.
Выводы судов о виновных действиях общества, квалифицируемых по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общество документально не опровергло.
Суды правильно указали, что выполняя требования законодательства в области оборота алкогольной продукции, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, общество имело возможность представить декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда с достоверными сведениями.
Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судов о соблюдении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса не истек.
Доводы общества о том, что на момент составления протокола управление не располагало сведениями о надлежащем извещении общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о том, что представленные в материалы дела телеграммы не соответствуют установленным стандартам, подлежат отклонению как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Суд первой инстанции не установил наличие предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства. Само по себе заявление о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не свидетельствует о наличии перечисленных в части 5 статьи 227 Кодекса оснований. Наличие возражений против рассмотрения дела в упрощенной процедуре не является достаточным основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Кроме того, по смыслу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 3.2, 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства и в том случае, если помимо административного штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. рублей, в качестве административного наказания за совершение административного правонарушения установлено (назначено) предупреждение.
Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении от 16.07.2019 N 07-10-19/451 составлен неуполномоченным лицом был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества с учетом положений части 5.1 статьи 211, части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела, имеющие существенное значение для его рассмотрения, суды установили на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А53-28875/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции не установил наличие предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства. Само по себе заявление о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не свидетельствует о наличии перечисленных в части 5 статьи 227 Кодекса оснований. Наличие возражений против рассмотрения дела в упрощенной процедуре не является достаточным основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Кроме того, по смыслу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статей 3.2, 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства и в том случае, если помимо административного штрафа, размер которого не превышает 100 тыс. рублей, в качестве административного наказания за совершение административного правонарушения установлено (назначено) предупреждение.
...
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2020 г. N Ф08-4101/20 по делу N А53-28875/2019