г. Краснодар |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А20-3873/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" (ИНН 0724002002, ОГРН 1110724001519) - Кануковой Р.М. (доверенность от 21.10.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1030700200024), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А20-3873/2019, установил следующее.
ООО "Зеленая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства в предоставлении государственной услуги, оформленного уведомлением от 06.05.2019 N 21-04-2-07/1962, и обязании устранить допущенные нарушения, включив общество в реестр получателей субсидий на 2019 год.
Решением суда от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием основания для включения общества в реестр получателей субсидий на 2019 год.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.11.2019 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что выводы судов о том, что факт исчерпания лимитов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, не основан на положениях Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2019 N 216-ПП (далее - Правила N 216-ПП); общество представило в министерство полный пакет документов, подтверждающий соответствие общества требованиям пункта 10 Правил N 216-ПП, при этом суды не указали на факт представления обществом ложных или недостоверных сведений; суды не учли, что форма 16-АПК сформирована по продукции, собранной со всех сельскохозяйственных земель, используемых обществом в своей деятельности (Майский и Бакинский районы). При этом, представленная на предоставлении субсидии форма 29-СХ составлена только по Майскому району. Соответственно данные этих отчетов совпадать не могут. Однако суды не дали оценки указанному доводу.
В отзыве на кассационную жалобу министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании общество поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в министерство с заявлением от 29.03.2019 исх. N 172 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Установив, что заявление общества не соответствует утвержденной форме, а объем овощей, направленных на переработку (данные отчета по форме 16-АПК "Баланс продукции за 2018 год"), превышает объем произведенных овощей (данные отчета по форме 29-СХ "Сведения о сборе сельскохозяйственных культур"), министерство уведомлением от 06.05.2019 N 21-04-2-07/1962 отказало обществу в предоставлении государственной услуги по причине несоответствия представленных документов требованиям Правил N 216-ПП.
Не согласившись с отказом министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП, утверждены Правила N 216-ПП, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 6, 69, 78, 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал на ненадлежащий способ защиты, поскольку выделенные на 2019 год Кабардино-Балкарской Республике из федерального бюджета 150 862 200 рублей, а также из средств республиканского бюджета на 2019 год 11 355 219 рублей 35 копеек по состоянию на 30.11.2019 освоены в полном объеме, что подтверждается информацией о расходах бюджета за 2019 год (в области растениеводства), а, следовательно, министерство, как получатель бюджетных средств, обязано принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. При этом, участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств.
Помимо изложенного суд апелляционной инстанции указал, что представленные обществом для получения субсидии документы, не соответствовали, действовавшим на момент подачи заявления Правилам N 216-ПП. Объем овощей, направленных на переработку (данные отчета по форме 16-АПК "Баланс продукции за 2018 год"), превышал объем произведенных овощей (данные отчета по форме 29-СХ "Сведения о сборе сельскохозяйственных культур"), что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Вместе с тем, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды не учли следующее.
В силу пункта 18 Правил N 216-ПП (суд апелляционной инстанции ошибочно процитировал положения утративших на момент возникновения спорных правоотношений силу Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.04.2015 N 67-ПП) основанием для отказа в предоставлении субсидий являются:
- несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 данных Правил;
- непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 Правил N 216-ПП, в установленные сроки;
- установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений;
- несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Таким образом, Правила N 216-ПП не содержат такого основания для отказа в предоставлении субсидии как исчерпание лимитов, в связи с чем выводы судов о том, что факт исчерпания лимитов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления не основан на положениях названных Правил и нормах действующего законодательства.
Суды не приняли во внимание, что согласно правовой позиции, выраженной в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий. Невозможность перечисления субсидии в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года (пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации) не означает, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правового образования, прекращается, а получатель субсидии лишается приобретенного права. Статья 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключает возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности - за счет казны публично-правового образования.
Произвольный отказ в предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
Кроме того, суды не учли, что по делу оспаривался конкретный ненормативный акт ввиду нарушения им прав и законных интересов общества, которым министерство не отказывало обществу в предоставлении субсидии по мотивам исчерпания лимита бюджетных средств. Общество в установленном порядке и сроки обратилось в министерство с заявлением об оказании государственной услуги, исходя из установленной законодательством обязанности компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидии, при наличии к моменту обращения необходимых и достаточных на то средств в бюджете.
Сделав вывод о несоответствии представленных документов требованиям Правил N 216-ПП, суд апелляционной инстанции подтвердил, что заявление общества о предоставлении субсидии подано не по утвержденной форме. Вместе с тем, государственный орган не вправе ограничиваться формальной констатацией факта нарушения требований Правил N 216-ПП, равно как и суды не могли игнорировать доводы общества о том, что его заявление содержало всю необходимую информацию из утвержденной формы. Однако в судебных актах отсутствует анализ того, какая конкретно существенная информация отсутствовала в заявлении общества, как ее отсутствие влияло на соответствие критериям получения субсидии и в связи с этим препятствовало ее выдаче.
Ограничившись формальной констатацией факта нарушения обществом требований Правил N 216-ПП (объем овощей, направленных на переработку (данные отчета по форме 16-АПК "Баланс продукции за 2018 год"), превышал объем произведенных овощей (данные отчета по форме 29-СХ "Сведения о сборе сельскохозяйственных культур")), суд апелляционной инстанции не дал какой-либо правовой оценки данным обстоятельствам с учетом доводов общества в исковом заявлении и пояснительной записке общества (т. 1, л. д. 52) о том, что данные этих отчетов совпадать не могут, так как форма 16-АПК сформирована по продукции, собранной со всех сельскохозяйственных земель, используемых обществом в своей деятельности (Майский и Бакинский районы), а представленная для получения субсидии форма 29-СХ составлена только по Майскому району, поскольку только по этим землям запрошена субсидия. В чем конкретно выразилась недостоверность и (или) ложность сведений в представленных документах суд апелляционной инстанции не установил, тогда как основанием для отказа в предоставлении субсидии является именно установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений.
Кроме того, в обжалуемом отказе министерство не указало конкретные подпункты пункта 18 Правил, в соответствии с которыми оно отказало в предоставлении субсидии, не указало, какой конкретный документ, предусмотренный пунктами 11 - 11-4 Правил N 216-ПП, не представлен.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку выводы судов не соответствуют имеющимся в деле материалам, суды не исследовали фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А20-3873/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не приняли во внимание, что согласно правовой позиции, выраженной в пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий. Невозможность перечисления субсидии в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года (пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации) не означает, что обязанность по выплате предоставленной субсидии, возникшая у публично-правового образования, прекращается, а получатель субсидии лишается приобретенного права. Статья 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключает возможность фактического доведения предоставленной субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года, а при их недостаточности - за счет казны публично-правового образования.
Произвольный отказ в предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2020 г. N Ф08-3757/20 по делу N А20-3873/2019
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3757/20
22.03.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-167/20
30.11.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3873/19
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3757/20
26.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-167/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3873/19