г. Краснодар |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А20-3873/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" (ИНН 0724002002, ОГРН 1110724001519) - Дзамихова Р.И. (доверенность от 19.01.2021), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1030700200024), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А20-3873/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Зеленая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, оформленного уведомлением от 06.05.2019 N 21-04-2-07/1962, и обязании устранить допущенные нарушения, включив общество в реестр получателей субсидий на 2019 год.
Решением суда первой инстанции от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у министерства правовых оснований для отказа во включении заявителя в реестр получателей субсидии.
Постановлением суда кассационной инстанции от 09.06.2020 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 30.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2021, заявленные обществом требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворены. Суд обязал министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем включения в реестр получателей субсидий на оказание поддержки в области растениеводства. С министерства в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в министерство с заявлением от 29.03.2019 N 172 о предоставлении субсидии на оказание поддержки в области растениеводства.
Уведомлением от 06.05.2019 N 21-04-2-07/1962 министерство отказало обществу в предоставлении государственной услуги ввиду несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства. Согласно оспариваемому уведомлению основанием для отказа явилось подача обществом заявления на предоставление субсидий не по утвержденной форме. Объем овощей, направленных на переработку (данные отчета по форме 16-АПК "Баланс продукции за 2018 год") превышают объем произведенных овощей (данные отчета по форме 29-СХ "Сведения о сборе сельскохозяйственных культур").
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 18 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП и действовавших в спорный период, основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 данных Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 данного документа, в установленные сроки; установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
При вынесении судебных актов суды установили, что согласно установленной форме заявления, данный документ подается на имя министерства, тогда как заявление общества адресовано Первому заместителю Председателя Правительства - министру сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что отказ министерства в предоставлении субсидии по указанному основанию является формальным и недостаточным для отказа в предоставлении субсидии по существу предъявляемых к соискателю требований.
Кроме того, суды также установили, что общество обратилось к ответчику для получения субсидий по результатам осуществления сельскохозяйственной деятельности в Майском районе. Заявитель, направляя в министерство заявление о предоставлении субсидий, в пакете необходимых документов представил пояснительную записку, согласно которой форма N 16-АПК содержит сведения по приходу и расходу овощей, собранных с площадей Майского и Баксанского района.
Судебными инстанциями признаны обоснованными доводы заявителя относительно того обстоятельства, что учету подлежат только объемы продукции, относящиеся к району, в отношении которого заявлена субсидия. Судами установлено, что с учетом показателей продукции по каждому району, ошибок в предоставлении сведений у заявителя не имеется.
При вынесении судебных актов суды не установили фактов указания обществом недостоверных либо неполных сведений в представленных в министерство для получения субсидии документах.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае обществом представлен полный пакет необходимых документов. Правовых оснований для отказа в предоставлении субсидии у министерства не имелось.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 по делу N А20-3873/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 18 Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП и действовавших в спорный период, основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 данных Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 данного документа, в установленные сроки; установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2021 г. N Ф08-3757/20 по делу N А20-3873/2019
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3757/20
22.03.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-167/20
30.11.2020 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3873/19
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3757/20
26.02.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-167/20
28.11.2019 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3873/19