Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 июня 2023 года (протокол N 107, пункт 81) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами", внесенный сенаторами Российской Федерации А.В. Яцкиным, А.В. Двойных, А.П. Майоровым, Е.Г. Зленко, депутатами Государственной Думы А.Б. Коганом, Ж.А. Рябцевой, В.Н. Шуваловым и другими (далее - законопроект), и в рамках вопросов ведения Комитета сообщает.
Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений в области обращения с медицинскими отходами и вносит изменения в ряд законодательных актов.
В пояснительной записке авторы указывают, что он разработан в целях устранения неопределенности, исключения неоднозначной трактовки законодательства, создания безопасной и эффективной системы обращения с медицинскими отходами.
Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и распространить его действие на медицинские отходы класса "А" (эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам) и на отдельные виды медицинских отходов класса "Г" (токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным).
Законопроектом также вносятся изменения в статью 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), и в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ). На основании данных изменений планируется определить особенности обращения с медицинскими отходами (класса "Б", "В", отдельными видами медицинских отходов класса "Г"), требования к лицам, ведущим деятельность, связанную с образованием медицинских отходов, а также к лицам, осуществляющие обращение с осуществляющим обращение с ними. Кроме того, определяются полномочия Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
В действующей редакции статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы: "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам; "Б" - эпидемиологически опасные отходы; "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы; класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным; "Д" - радиоактивные отходы.
В предлагаемых законопроектом изменениях пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ к предмету его регулирования будет отнесено обращение с медицинскими отходами класса "А" и отдельными видами медицинских отходов класса "Г". Вместе с тем, законопроектом не дано определение "отдельных видов медицинских отходов класса "Г", остается неясным, какие именно виды медицинских отходов должно будет определить Правительство Российской Федерации (проектируемый пункт 2 части 4 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ). Также не вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ, на основании которых будут определены лица, осуществляющие обращение с указанными отдельными видами медицинских отходов класса "Г".
Необходимо отметить, что проектируемый пункт 4 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ, определяющий приоритеты государственной политики в области обеспечения безопасности при обращении с медицинскими отходами, не относится к предмету правового регулирования указанной статьи, которая определяет санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
Проектируемый абзац 1 части 4 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ "4. Лица, ведущие деятельность, связанную с образованием медицинских отходов, осуществляют их сбор, обеззараживание, накопление (временное хранение) и передают их для дальнейшего транспортирования, обезвреживания, утилизации и захоронения с учетом следующих особенностей:" следует согласовать с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно которому: "обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов".
На основании проектируемого пункта 5 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по утверждению порядка учета медицинских отходов и предоставления соответствующих сведений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В связи с этим необходимы корреспондирующие изменения в часть 1 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ, в которой изложен перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
По мнению Комитета, законопроект допускает параллельное регулирование отношений по обращению с медицинскими отходами на основании трех федеральных законов (Федеральный закон N 89-ФЗ, Федеральный закон N 52-ФЗ, Федеральный закон N 323-ФЗ).
Необходимо отметить, что перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами", предусматривает внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 года N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, (утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"), вместе с тем внесение изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено, в результате общеобязательные правила устанавливаются только в подзаконном акте.
Законопроект нуждается в терминологической корректировке. Необходимо уточнить используемые в законопроекте понятия в целях недопущения возникновения правовой неопределенности, а также устранить имеющиеся недостатки юридико-технического характера.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона не содержит информации о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с устанавливаемыми новыми полномочиями.
Согласно официальному отзыву Правительства Российской Федерации, законопроект концептуально поддержан при условии его доработки с учетом указанных в отзыве замечаний.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует комплексное законодательное регулирование обращения с медицинскими отходами, в связи с этим, совершенствование действующего нормативно-правового регулирования указанной отрасли представляется целесообразным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проект федерального закона N 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами".
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 26 сентября 2023 года (протокол N 78/1).
Председатель Комитета |
Б.Н. Башанкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.