г. Краснодар |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А63-12251/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области (судья Бочарникова Г.Н.) и в режиме онлайн-заседания от заинтересованного лица - Северо-Кавказской электронной таможни (ИНН 2630049714, ОГРН 1182651012653) - Самойленко Ж.В. (доверенность от 10.01.2020) в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Велес" (ИНН 3025015501, ОГРН 1153025001788), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказской электронной таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А63-12251/2019, установил следующее.
ООО "Велес" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказской электронной таможне (далее - таможня) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в выпуске товара, заявленного по ДТ N 10805010/280519/0024380 (далее - спорная ДТ); устранении нарушений прав и законных интересов общества путем обязания таможни выпустить товар.
Решением от 19.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2019, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием у таможенного органа правовых оснований для отказа обществу в выпуске товара, задекларированного и ввезенного по спорной ДТ.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель кассационной жалобы указывает, что суды не дали надлежащей оценки представленным в материалы дела акту отбора образцов (проб) от 21.06.2018 N 01-1506, протоколам испытаний от 22.10.2018 N 288(З)-18(ОА), 27.08.2018 N Л08 Л101-18, акту состояния производства и т. д.; действие указанных в сертификате соответствия протоколов испытаний нельзя распространить на ввезенный по спорной ДТ портландцемент; представленный сертификат соответствия N РОСС IЯЮ01.В00010 имеет отношение только к той партии цемента, от которой отобрана проба, при этом общество не представило сертификат соответствия на партию портландцемента, сведения о которой заявлены в спорной ДТ. Выводы судов противоречат положениям статьи 7, статьи 125, статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс). В настоящее время приостановлен аттестат аккредитации органа по сертификации ООО "Торговый дом "САГ"". В дополнениях к кассационной жалобе таможня ссылается на правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 306-ЭС20-387 относительно применения ГОСТ Р 56836-2016 при ввозе на территорию Российской Федерации портландцемента.
В отзыве на кассационную жалобу и объяснениях в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, отзыва, объяснений в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты надлежит отменить в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.05.2019 общество на Северо-Кавказский таможенный пост - центр электронного декларирования таможни подало электронную ДТ N 10805010/280519/0024380, в которой для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявило товар - портландцемент CEM I 42,5N (ЦЕМ I 42,5Н), общий вес партии 2 941 500 кг - нетто, 2 947 390 кг - брутто, изготовитель: "SHAHROUD CEMENT CO", Иран.
30 мая 2019 года таможня запросила у декларанта акт дополнительного инспекционного контроля на партию товара, ввезенного по спорной ДТ.
В ответ на запрос таможенного органа письмом от 30.05.2019 N 109/05/2019 общество пояснило, что декларант представил таможне все необходимые для помещения товара под таможенную процедуру документы согласно требованиям законодательства, а требование таможни о представлении акта инспекционного контроля не правомерно.
11 июня 2019 года таможня отказала обществу в выпуске ввезенного по спорной ДТ товара, о чем свидетельствуют соответствующие записи в графе С ДТ (дополнении к ДТ).
Отказывая в выпуске ввезенного обществом по спорной ДТ товара, таможенный орган в графе С декларации (дополнении к ДТ) сослался на подпункт 7 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса, в также на невыполнение обществом условий, установленных пунктом 7 статьи 325 Таможенного кодекса (непредставление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений).
Полагая, что действия таможни являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования общества и признавая незаконными действия таможни, сделали вывод об отсутствии у таможни оснований для отказа обществу в выпуске товара по спорной ДТ. При этом судебные инстанции руководствовались статьей 25, пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о таможенном регулировании) и исходили из того, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, достаточно представления в таможенные органы сертификата соответствия продукции.
В ходе таможенного контроля обществом представлен сертификат соответствия N РОСС IЯ.001.В00010 и документы, на основании которых выдан сертификат: акт отбора образцов (проб) от 21.06.2018 N 01-1506, протоколы испытаний от 22.102018 N 288(З)18(ОА), 27.082018 N Л08 Л101-18, акт состояния производства.
Отклоняя доводы таможни о необходимости проведения инспекционного контроля цемента в качестве условия выпуска товара, суды отметили, что ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила Сертификации цементов" (далее - ГОСТ Р 56836-2016), предусматривающий проведение инспекционного контроля, имеет рекомендательный характер, что подтверждается приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии "Об утверждении национального стандарта" N 1-ст, согласно которому указанный стандарт утвержден для добровольного применения и не является нормативным правовым актом.
Между тем судами не учтено следующее.
На основании пункта 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор и Союз) продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.
В интерпретации Суда Евразийского экономического союза, приведенной в консультативном заключении от 31.10.2019 N СЕ-2-2/4-19-БК, данная норма содержит императивное предписание, установленное в ней требование о безопасности носит общий характер и относится ко всей продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза.
В развитие положений пункта 1 статьи 53 Договора взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 7, подпункта 10 пункта 1 статьи 2 и подпункта 3 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при условии соблюдения запретов и ограничений, под которыми понимаются, в том числе, применяемые в отношении перемещаемых товаров меры технического регулирования.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 351 Таможенного кодекса обеспечение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза - относится к функциям таможенных органов.
Анализ приведенных положений права Союза позволяет сделать вывод о том, что обеспечение безопасности товаров, выпускаемых в обращение на территории Союза, относится к сфере публичного интереса, в связи с чем отношения, возникающие между декларантами и таможенными органами, связанные с подтверждением соответствия ввозимых товаров, строятся на императивных началах. Объем и порядок подтверждения соответствия товаров устанавливаются законодательством и не зависят от усмотрения декларанта.
В Российской Федерации отношения, возникающие при оценке соответствия продукции (соблюдения требований, предъявляемых к продукции), регулируются Законом о техническом регулировании, согласно пункту 3 статьи 46 которого на Правительство Российской Федерации возложена обязанность до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждать и ежегодно уточнять единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом в силу пункта 2 статьи 184 Закона о техническом регулировании до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу данного закона.
Во исполнение указанных предписаний законодательства Правительство Российской Федерации приняло постановление от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, (далее - Постановление N 982), которым (пункт 3) поручило Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе утвержденных единых перечней продукции обеспечить публикацию информации: о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования; о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2015 N 930 "О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации", с 07.03.2016 цемент различных видов, классифицируемый в товарной позиции 2523 ТН ВЭД, включен в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982.
Технический регламент в отношении цемента до настоящего времени не принят. В связи с этим Росстандарт во исполнение пункта 3 Постановления N 982 разместил в электронно-цифровой форме на своем официальном сайте www.gost.ru информацию о том, что ввозимые в Российскую Федерацию портландцементы должны соответствовать ГОСТ Р 56836-2016.
Обязательность соответствия рассматриваемых товаров требованиям ГОСТ Р 56836-2016 не противоречит тому, что сам по себе данный национальный стандарт вводился в действие как стандарт добровольного применения. Согласно частям 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В том числе такие иные требования установлены законодательством Российской Федерации и нормами международного права в тех случаях, когда публичный интерес требует обеспечения безопасности продукции.
Принимая во внимание изложенное, нормы, регламентирующие вопросы соответствия товаров, продукции определенным требованиям безопасности, установленные в целях защиты интересов третьих лиц, направлены на имплементацию пункта 1 статьи 53 Договора, являются элементом публичного порядка Российской Федерации, и в силу этого обладают императивным характером.
Соответственно, безопасность ввозимого в Российскую Федерацию портландцемента должна подтверждаться в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016, а вывод судов апелляционной и кассационной инстанции о необязательности применения этого национального стандарта применительно к отношениям, связанным с таможенным контролем за соблюдением запретов и ограничений при выпуске товаров в обращение на территории Союза противоречит императивным нормам права Союза, а именно, положениям пункта 1 статьи 53 Договора и взаимосвязанным положениям пунктов 1 и 2 статьи 7, подпункта 3 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса, пункта 2 статьи 184 Закона о техническом регулировании и пункта 3 Постановления N 982.
Не могут быть признаны правильными также суждения о достаточности представления декларантом сертификата соответствия ввозимого цемента требованиям национальных стандартов.
Установленный Коллегией Евразийской экономической комиссии порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, относит к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, не только сертификат соответствии, но и иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры (подпункт "г" пункта 3 Положения N 294).
Национальный стандарт Российской Федерации в области оценки соответствия - ГОСТ Р 56836-2016 разработан для разъяснения процедур сертификации цементов на основе Постановления N 982, устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации цементов на соответствие требованиям, установленным в соответствии с названным Постановлением.
Разделом 8 ГОСТ Р 56836-2016 (в редакции, действовавшей на момент декларирования товара), в частности, предусмотрено, что при ввозе на территорию Российской Федерации сертифицированной продукции, страной происхождения которой является страна, не являющаяся членом Евразийского экономического союза, орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет дополнительный инспекционный контроль каждой ввозимой партии цемента, включающий отбор проб на границе, испытание и контроль всех характеристик, предусмотренных стандартом, на соответствие которому получен сертификат соответствия. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение согласно пункту 8.19 (о подтверждении действия сертификата соответствия; о приостановке сертификата соответствия; о прекращении действия сертификата соответствия).
Инспекционный контроль является формой проведения систематической контрольной оценки соответствия товара, цель его проведения состоит в подтверждении того, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности выдачи сертификата соответствия (пункт 3.11 ГОСТ Р 56836-2016 и пункт 2.11 "ГОСТ 31815-2012. Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации"), является безопасной конкретная декларируемая партия товара.
Из изложенного следует, что в отношении цемента, ввозимого в Российскую Федерацию и происходящего не с таможенной территории Евразийского экономического союза, действуют специальные правила подтверждения соответствия продукции техническим требованиям, согласно которым проведение инспекционного контроля ввозимого товара является обязательным как исключающее риск введения в обращение опасной продукции с последующим причинением вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, личному, общественному и государственному имуществу.
При таком положении принятые по делу судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении требований общества следует отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.08.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А63-12251/2019 оставить без изменения в части отказа в удовлетворении ходатайства Северо-Кавказской электронной таможни об объединении дел.
В остальной части судебные акты отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Велес" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.