Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Удмуртской Республики "Управление государственными финансами".
2. Министерству финансов Удмуртской Республики:
разместить государственную программу Удмуртской Республики, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
обеспечить регистрацию указанной государственной программы Удмуртской Республики в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Удмуртской Республики.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" на 2013 - 2015 годы";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 апреля 2014 года N 150 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" на 2013 - 2015 годы";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2015 года N 250 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 576 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 марта 2016 года N 122 "О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 марта 2017 года N 53 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 марта 2018 года N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 5 октября 2018 года N 418 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 марта 2019 года N 79 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2019 года N 626 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2020 года N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2020 года N 657 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2021 года N 174 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 октября 2021 года N 589 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 февраля 2022 года N 63 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2022 года N 153 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 февраля 2023 года N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2023 года N 185 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 10 октября 2023 г. N 669
Государственная программа
Удмуртской Республики "Управление государственными финансами"
Стратегические приоритеты государственной программы
I. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами
Система управления общественными финансами является инструментом реализации государственной социально-экономической политики. От эффективности этой системы во многом зависит эффективность государственного управления, достижение стратегических целей социально-экономического развития Удмуртской Республики, в том числе повышение уровня и качества жизни населения, устойчивый экономический рост, модернизация экономики и социальной сферы.
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" (далее - государственная программа) является преемницей государственной программы "Управление государственными финансами", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 июня 2013 года N 252 и реализовывавшейся в 2013 - 2023 годах (далее - базовая государственная программа).
В рамках базовой государственной программы достигнуты следующие результаты:
подготовлена нормативная база проведения долгосрочного бюджетного планирования;
утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период, позволяющий обеспечить прозрачность и предсказуемость параметров бюджетной системы, базовых принципов и условий реализации бюджетной, налоговой и долговой политики;
создана и развивается эффективная система планирования государственных финансов;
решения по трансформации бюджетного процесса реализованы в обновленном функционале государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики";
в казенном учреждении Удмуртской Республики "Республиканский центр учета и отчетности" произведена централизация бюджетного (бухгалтерского) учета государственных учреждений Удмуртской Республики и органов государственной власти Удмуртской Республики;
создано единое информационное пространство (облако) для ведения учета организаций государственного и муниципального сектора, позволяющее выгружать данные бухгалтерского учета и аналитические отчеты в реальном времени;
распоряжением Главы Удмуртской Республики от 11 декабря 2019 года N 314-РГ утверждена и реализуется Программа оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2025 года;
созданы необходимые нормативная правовая и методическая базы для реализации инструментов инициативного бюджетирования;
успешно реализуются проекты инициативного бюджетирования:
проект развития общественной инфраструктуры "Наша инициатива";
проект молодежного инициативного бюджетирования "Атмосфера";
инклюзивный проект "Без границ";
проект "Атмосфера" вошел в список лучших практик для дальнейшего тиражирования на федеральном уровне;
поддерживаются и развиваются проекты самообложения граждан;
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2020 года N 663 утверждена и реализуется Региональная программа повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике;
сформирована единая система закупок Удмуртской Республики, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках, осуществление предупреждающего контроля;
закупки региональных и муниципальных заказчиков централизованы в государственном казенном учреждении Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики";
организовано осуществление малых закупок с использованием электронных магазинов "Малые закупки Удмуртской Республики" и "Биржевая площадка Удмуртской Республики";
в целях автоматизации закупок функционирует региональный каталог товаров, работ, услуг, представляющий собой каталог типовых технических заданий, универсальных для большинства заказчиков. Для каталожных позиций устанавливаются контрольные цены для последующего контроля определения начальной (максимальной) цены контрактов;
в 2022 году государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" включено в федеральный реестр "Всероссийская Книга Почёта". Таким образом, деятельность учреждения на федеральном уровне признана способствующей социально-экономическому развитию Удмуртской Республики;
организован внутренний государственный финансовый контроль в соответствии с едиными федеральными стандартами, риск-ориентированный подход при планировании контрольных мероприятий;
в целях выявления и распространения лучшей практики формирования бюджета публично-правового образования в формате, обеспечивающем открытость и доступность для граждан информации об управлении общественными финансами, проводится Конкурс проектов по представлению бюджета для граждан в Удмуртской Республике;
сформирован и функционирует Общественный совет при Министерстве финансов Удмуртской Республики по вопросам организации и совершенствования бюджетного процесса;
в рейтинге открытости субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год Удмуртская Республика вошла в группу регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных;
средний уровень качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Удмуртской Республики достиг 90,24 процента;
начиная с 2020 года средний уровень качества управления муниципальными финансами по отношению к предыдущему году превышает 100 процентов.
По итогам 2022 года в отношении государственной программы, достигнуты следующие результаты:
степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов) - 0,935 (93,5 процента);
степень реализации мероприятий - 0,986 (98,6 процента);
степень соответствия запланированному уровню расходов бюджета Удмуртской Республики - 1,0 (100 процентов);
эффективность использования средств бюджета Удмуртской Республики - 0,986 (98,6 процента);
оценка реализации государственной программы в целом - 0,922 (92,2 процента).
Благодаря реализованным за прошедший период мероприятиям обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем:
высокий уровень государственного долга;
рост расходов на оказание мер социальной поддержки, связанный с введением новых мер социальной поддержки на федеральном уровне и требующий софинансирования из бюджета Удмуртской Республики;
недостаточность собственной доходной базы при объективном росте расходных полномочий, связанном с увеличением заработной платы, дополнительными расходами на реализацию национальных проектов;
предоставление неэффективных бюджетных субсидий.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели в сфере реализации государственной программы определяются в соответствии со следующими документами:
Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденная Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ;
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 5 марта 2022 года N 167-р;
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики на долгосрочный период, утвержденный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 февраля 2023 года N 120-р;
Программа оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Главы Удмуртской Республики от 11 декабря 2019 года N 314-РГ;
Региональная программа повышения финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Удмуртской Республике, утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2020 года N 663;
Концепция развития системы управления общественными финансами Министерства финансов Удмуртской Республики, утвержденная приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 7 марта 2023 года N 70;
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
Закон Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
Цели государственной программы:
1. Обеспечение исполнения расходных обязательств Удмуртской Республики при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Удмуртской Республики (далее - цель 1).
2. Соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объемов государственного долга и расходов на его обслуживание (далее - цель 2).
В рамках цели 1 реализуется направление "Эффективное управление бюджетными ресурсами" (далее - направление 1).
Достижение цели 1 характеризуется показателями:
1) объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
По итогам 2030 года объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики ожидается в размере 116,6 млн рублей;
2) отношение дефицита бюджета Удмуртской Республики к доходам бюджета Удмуртской Республики, рассчитанное в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На период с 2024 по 2030 год отношение дефицита бюджета Удмуртской Республики к доходам бюджета Удмуртской Республики ожидается в размере не более 15 процентов;
3) доля просроченной кредиторской задолженности бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Удмуртской Республики (далее - показатель 3).
Показатель 3 определен на период с 2024 по 2030 год в размере от 0,11 до 0,1 процента и соответствует значению, установленному государственной программой Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 445 (далее - государственная программа Российской Федерации);
4) Доля закупок, по которым поданные жалобы на действия уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" признаны обоснованными (частично обоснованными), к общему количеству размещенных уполномоченным учреждением закупок.
На период с 2024 по 2030 год доля закупок, по которым поданные жалобы на действия государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" признаны обоснованными (частично обоснованными), к общему количеству размещенных учреждением закупок ожидается в размере не более 0,25 процента.
В рамках цели 2 реализуется направление "Проведение долговой политики, обеспечивающей кредитоспособность (платежеспособность) региона" (далее - направление 2).
Достижение цели 2 характеризуется показателем "Отношение объема государственного долга Удмуртской Республики к годовому объему доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений (с учетом возможного превышения в соответствии с федеральным законодательством)". На период с 2024 по 2030 годы значение показателя определено в размере "не более 100 процентов".
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации установлена показателем 3.
Показатель 3 цели 1 связывает государственную программу с государственной программой Российской Федерации в рамках:
цели "Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов до 2,4 раза";
направления (подпрограммы) "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации";
комплекса процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий";
показателя "Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов".
Кроме того, показатель 3 обеспечивает взаимосвязь государственной программы с показателем национальной цели "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" в составе Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р.
IV. Задачи в сфере управления государственными финансами, способы их эффективного решения
Задачи государственного управления в сфере управления государственными финансами определены основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период.
Основные направления бюджетной политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости консолидированного бюджета Удмуртской Республики и бюджета Удмуртской Республики с учетом основных бюджетных и макроэкономических рисков;
развитие гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, согласованной с государственной системой стратегического управления, путем интеграции региональных проектов в государственные программы Удмуртской Республики и бюджетный процесс;
формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики, работа с инвесторами, содействие в организации финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов, повышение их социальной и бюджетной эффективности;
снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными доходными источниками;
совершенствование регулирования межбюджетных отношений, эффективное распределение межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов;
создание вертикально интегрированной системы бухгалтерского учета, повышение эффективности государственного финансового контроля;
автоматизация бюджетного процесса на основе развития государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики";
расширение практики вовлечения граждан в решение вопросов местного самоуправления и управления муниципальными финансами, развитие механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан;
обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса.
Основные направления налоговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Удмуртской Республике;
укрепление доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
повышение качества налогового администрирования, снижение доли "теневого" сектора экономики, применение комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику в целях реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, способных обеспечить рост доходов в бюджет Удмуртской Республики и местные бюджеты;
совершенствование законодательства Удмуртской Республики о налогах и сборах, включая оптимизацию налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых хозяйствующим субъектам, на основе регулярной оценки их востребованности и экономического эффекта;
стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, создание благоприятного инвестиционного климата для деятельности инвесторов и развития механизмов привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику.
Основные направления долговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
повышение эффективности государственных заимствований Удмуртской Республики и муниципальных заимствований;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике в привлечении заемных средств;
оптимизация структуры государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга;
поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга Удмуртской Республики;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Удмуртской Республики и обязательств муниципальных образований;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга.
Решение задач государственного управления в сфере управления общественными финансами будет осуществляться посредством достижения цели 1 и цели 2, реализации направления 1 и направления 2.
Структурой государственной программы для достижения целей и реализации направлений предусмотрены комплексы процессных мероприятий:
1) цель 1, направление 1:
повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики;
нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса в Удмуртской Республике;
развитие системы межбюджетных отношений;
создание условий для реализации государственной программы;
управление государственными закупками в Удмуртской Республике;
2) цель 2, направление 2:
управление государственным долгом Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В программе дана оценка текущего состояния управления общественными финансами Удмуртской Республики.
В данной сфере определен ряд проблем: высокий уровень государственного долга, рост расходов на оказание мер социальной поддержки, недостаточность собственной доходной базы при объективном росте расходных полномочий, предоставление неэффективных бюджетных субсидий.
Целями программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Удмуртской Республики при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета и соблюдение ограничений в отношении объемов государственного долга и расходов на его обслуживание.
Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи программы, которые определены основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период.
Структурой государственной программы для достижения целей и реализации направлений предусмотрены комплексы процессных мероприятий: повышение эффективности расходов регионального бюджета; нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса, развитие системы межбюджетных отношений, управление государственными закупками и государственным долгом Удмуртской Республики.
Реализация программы возложена на Министерство финансов Удмуртской Республики.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2023 г. N 669 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Удмуртской Республики"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 11 октября 2023 г. N 05111020231862
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 октября 2023 г. N 1800202310180013
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2024 г. N 317-р настоящий документ снят с контроля