Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Практика правоприменения Закона Томской области от 19.11.1999 N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области"
2.1 Обзор основных положений Закона Томской области от 19.11.1999 N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области". Обеспеченность Закона Томской области подзаконными правовыми актами
В рамках реализации полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Федеральным законом N 132-ФЗ, Законодательной Думой Томской области в ноябре 1999 года принят Закон Томской области от 19.11.1999 N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области" (далее - Закон Томской области N 33-ОЗ) (постановление Законодательной Думы Томской области от 04.11.1999 N 382).
Законом Томской области N 33-ОЗ установлены правовые основы деятельности в сфере туризма и туристской индустрии, регулируются отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
В принятой редакции Закон N 33-ОЗ был опубликован в "Красном знамени", N 309-310, 23.12.1999, и в "Официальных ведомостях Государственной Думы Томской области" (сборник нормативных правовых актов), 1999, N 18.
В соответствии со статьей 32 Закона N 33-ОЗ данный нормативный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 декабря 1999 года.
Изменения в Закон N 33-ОЗ с момента его принятия вносились 13 раз:
- - в апреле 2004 года (Закон Томской области от 08.04.2004 N 44-ОЗ)
- - в феврале 2007 года (Закон Томской области от 02.02.2007 N 47-ОЗ);
- - в декабре 2007 года (Закон Томской области от 17.12.2007 N 272-ОЗ);
- - в декабре 2010 года (Закон Томской области от 27.12.2010 N 326-ОЗ);
- - в апреле 2011 года (Закон Томской области от 08.04.2011 N 32-ОЗ)
- - в июле 2011 года (Закон Томской области от 15.07.2011 N 132-ОЗ);
- - в мае 2013 года (Закон Томской области от 08.05.2013 N 88-ОЗ);
- - в апреле 2017 года (Закон Томской области от 10.04.2017 N 26-ОЗ);
- - в сентябре 2018 года (Закон Томской области от 10.09.2018 N 101-ОЗ);
- - в марте 2020 года (Закон Томской области от 06.03.2020 N 10-ОЗ);
- - в апреле 2022 года (Закон Томской области от 11.04.2022 N 16-ОЗ)
- - в июне 2022 года (Закон Томской области от 09.06.2022 N 51-ОЗ);
- - в сентябре 2022 года (Закон Томской области от 12.09.2022 N 76-ОЗ).
Правовой основой для разработки и принятия Закона Томской области N 33-ОЗ является Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 132-ФЗ, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", иные нормативные правовые акты федерального уровня.
Проведенная юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области антикоррупционная экспертиза Закона N 33-ОЗ коррупциогенных факторов не выявила. Коллизии норм, а также противоречия и несогласованность Закона N 33-ОЗ с иными нормативными правовыми актами Томской области в системе действующего правового регулирования данной сферы также не обнаружены. Вместе с тем в Законе N 33-ОЗ выявлены недостатки юридико-технического характера.
Структура Закона Томской области N 33-ОЗ состоит из 33 статей, разделенных на 8 глав, ряд из которых в настоящее время признаны утратившими силу. В частности, главы 5 и 6, включающие статьи 21 - 29, признаны утратившими силу Законом Томской области от 12.09.2022 N 76-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области". Также признаны утратившими силу статьи 2, 5, 8, 9, 14, 15, 18 и 19.
В действующих главах Закона Томской области N 33-ОЗ определены: общие положения; основные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности на территории Томской области; полномочия органов государственной власти Томской области по созданию благоприятных условий для развития туризма в Томской области; финансовое и организационное обеспечение туристской деятельности.
В статье 1 Закона Томской области N 33-ОЗ приведены основные понятия, а последняя глава Закона Томской области N 33-ОЗ содержит заключительные положения.
В соответствии с преамбулой Закона Томской области N 33-ОЗ настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в сфере туризма и туристской индустрии, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
Учитывая, что в соответствии с преамбулой Федерального закона N 132-ФЗ данный нормативный акт регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, предлагаем дополнить преамбулу Закона Томской области N 33-ОЗ словами "в Томской области".
В действующей редакции Закона Томской области N 33-ОЗ понятийный аппарат представлен в статье 1 и состоит из двух понятий: "субъект туристской деятельности" и "туристский поток", другие понятия используются в значениях, установленных Федеральным законом N 132-ФЗ и Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
В Стратегии понятие "туристский поток" определено как "совокупность внутренних и въездных туристов, прибывших на туристскую территорию".
В то же время в Законе Томской области N 33-ОЗ под "туристским потоком" понимается "количество въездов или выездов туристов за определенный промежуток времени", то есть это понятие несет в себе количественную характеристику с учетом установленного периода (например, за год, за квартал, за месяц). Непосредственно в тексте самого Закона Томской области N 33-ОЗ данное понятие используется только один раз - в третьем абзаце статьи 16:
"Субъекты туристской деятельности информируют в установленном порядке Администрацию Томской области об объемах и направлениях формируемых туристских потоков в Томской области."
При этом если в данном абзаце использовать предложенную в понятийном аппарате расшифровку данного термина, то предложение теряет смысл.
Принимая во внимание, что указанный в данном абзаце порядок осуществления информирования Администрацией Томской области не установлен, при этом обязанность предоставления исполнительному органу субъекта Российской Федерации указанной информации Федеральным законом N 132-ФЗ не предусмотрена, Администрации Томской области предлагается рассмотреть вопрос о корректировке понятия "туристический поток", либо отказаться от его использования и внести изменения непосредственно в третий абзац статьи 16 Закона N 33-ОЗ, либо признать данные положения утратившими силу.
В статье 4 Закона Томской области N 33-ОЗ определены основные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности в регионе, что является прямой реализацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных вторым абзацем статьи 3.2 Федерального закона N 132-ФЗ.
В частности, государственное регулирование туристской деятельности на территории региона осуществляется путем:
- определения приоритетных направлений развития туризма на территории Томской области;
- защиты прав и интересов туристов (их объединений), обеспечения их безопасности;
- ведения учета субъектов туристской деятельности, осуществляющих туристскую деятельность на территории Томской области, за исключением туроператоров;
- разработки и реализации инвестиционной политики, направленной на привлечение российских и иностранных инвестиций в туристскую индустрию Томской области;
- классификации объектов туристской индустрии;
- ведения учета и мониторинга туристских ресурсов, осуществления государственного контроля в области их охраны и рационального использования, разработки и реализации мер по защите, сохранению целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;
- разработки и осуществления практических мер по поддержке российских разработчиков регионального туристского продукта и программ экскурсий;
- содействия в продвижении регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
- информационного обеспечения туризма;
- создания благоприятных условий для развития инфраструктуры туризма, в том числе с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
Последующие статьи 6, 7 Закона Томской области N 33-ОЗ регламентируют перечень полномочий в сфере туризма и их распределение между органами государственной власти Томской области. В частности, статьей 6 Закона Томской области N 33-ОЗ к полномочиям Законодательной Думы Томской области по созданию благоприятных условий для развития туризма в Томской области отнесено:
1) принятие законов Томской области в сфере туризма и осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;
2) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
Практическая реализация Законодательной Думой Томской области данных полномочий выражается в принятии Закона Томской области N 33-ОЗ, а также иных законов Томской области, направленных на совершенствование правоотношений и развитие туризма в регионе.
В рамках реализации контрольных полномочий Думы заслушивается информация исполнительных органов Томской области о состоянии и перспективах регионального туризма. Так, в феврале 2021 года на заседании комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике заслушана информация Администрации Томской области "О мерах по развитию внутреннего и въездного туризма в Томской области".
Также в целях повышения качества нормотворческой и эффективности правоприменительной деятельности Законодательной Думой Томской области проводится данный мониторинг.
Статьей 7 Закона Томской области N 33-ОЗ за Администрацией Томской области закреплены следующие полномочия в туристической сфере:
1) разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям Томской области;
2) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в Томской области;
3) определение основных задач в сфере туризма и приоритетных направлений развития туризма в Томской области;
4) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории Томской области, и средствам связи, а также получение медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
5) реализация мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Томской области;
6) содействие в продвижении туристских продуктов Томской области на внутреннем и мировом туристских рынках;
7) реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Томской области, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
8) реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
9) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне;
10) участие в реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;
11) участие в информационном обеспечении туризма, создание в Томской области туристских информационных центров и обеспечение их функционирования;
11.1) создание аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, внесение сведений об экскурсоводах (о гидах) и о гидах-переводчиках в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
11.2) утверждение формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика;
11.3) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников, а также утверждение положения о данном виде контроля (надзора);
11.4) утверждение положения об аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков в Томской области, а также утверждение перечня вопросов тестирования и практических заданий для проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков в Томской области (далее квалификационный экзамен);
11.5) организация рассмотрения апелляций на результат квалификационного экзамена, формирование и утверждение состава апелляционной комиссии, в том числе ее председателя по рассмотрению апелляций на результат квалификационного экзамена;
12) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
Отметим, что данные полномочия практически полностью дублируют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенные в статье 3.2 Федерального закона N 132-ФЗ.
Реализация данных полномочий согласно информации, представленной Администрацией Томской области, осуществляется в полном объеме, в частности.
1. Мероприятия по развитию туризма и гостеприимства включены в план реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года *(10), поскольку в соответствии с системой стратегического планирования разработка региональных отраслевых стратегий, включая стратегию развития внутреннего и въездного туризма, не предусматривается.
Вместе с тем необходимо отметить, что полномочия Администрации Томской области, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона Томской области N 33-ОЗ, являются "более широкими" и не соответствуют полномочиям, закрепленным за Администрацией Томской области в "профильном" Законе Томской области от 12.03.2015 N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области". Редакция данной нормы допускает отнесение к полномочиям Администрации Томской области утверждение всех документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям Томской области. Вместе с тем в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 64 Устава (Основного Закона) Томской области основной стратегический документ Томской области - Стратегию социально-экономического развития Томской области - утверждает Законодательная Дума Томской области. Данная стратегия регулирует и вопросы туризма (развитие индустрии гостеприимства и создание современного креативного кластера). Таким образом, редакция данной нормы требует уточнения.
2. В целях создания благоприятных условий для развития туристской индустрии в регионе в текущем году осуществляется комплекс мероприятий (основные):
проведение конкурса проектов по развитию туризма и туристической инфраструктуры в муниципальных образованиях, а также содействие развитию социального туризма;
возмещение туроператорам части транспортных расходов на прием и обслуживание туристов в регионе;
развитие информационной среды, в том числе повышение уровня развития информированности и компетенции специалистов, продвижение региона в сфере туризма;
продвижение регионального туристского продукта на российский и международный рынок;
предоставление субъектам малого предпринимательства в сфере туризма грантов на развитие внутреннего туризма на территории области.
Кроме того, в 2023 году в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" будут реализованы мероприятия, направленные на создание и развитие пляжей, а также проведен "Международный Фестиваль народных ремесел "Праздник топора".
3. В настоящее время формируется и готовится к утверждению среднесрочный план (комплексная программа) развития стратегического направления "Развитие внутреннего и въездного туризма в Томской области", где определены основные задачи, объекты и направления приоритетной поддержки разработанных туристических маршрутов.
4. Осуществляется межведомственное взаимодействие между Администрацией Томской области, Управлением Роспотребнадзора по Томской области, Главным управлением МЧС России по Томской области с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" в целях обеспечения безопасности туристов в регионе.
5. Ведется работа по установке знаков туристской навигации и ориентирующей информации, в том числе табличек с QR-кодами, ведущими на туристический портал "Гид-путеводитель по Томской области" (https://tour.tomsk.life/), где размещены аудиоэкскурсии, путевая информация и пр.
6. На территории региона реализуются 4 туристических маршрута, входящие в состав федеральных туристических проектов, которые включены в комплексный инвестиционный проект Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири 2021 - 2025" и размещены на портале проекта МАСС "Посетисибирь.рф" (https://посетисибирь.рф).
Кроме того:
- организованы информационно-ознакомительные туры для представителей СМИ и туриндустрии из регионов Российской Федерации, в том числе на объекты сельского туризма;
- проведена рекламная кампания туристического потенциала региона на ТВ-экранах в аэропорту г. Казань;
- подготовлены и размещены публикации в социальных сетях и туристическом портале "Гид-путеводитель по Томской области" об объектах и маршрутах сельского туризма, в том числе на постоянной основе ведется еженедельная рубрика "#ВыходныевТомске: Анонс экскурсий и событий на ближайшие выходные";
- опубликованы статьи в федеральных (www.russia.travel.ru, www.russpass.ru, www.atorus.ru) и региональных интернет-изданиях и в печатных периодических изданиях (Новосибирск, Кемерово, Москва, Томск);
- проведены вебинары для представителей туризма из регионов Российской Федерации о туристическом потенциале Томской области: "Осенний туризм в Томской области" (24.11.2022), "Новый год в Томской области" (14.12.2022);
- организовано очное и заочное участие томских туристических компаний в Международной туристической выставке "Отдых" (сентябрь 2022 г.).
Также принято постановление *(11), позволяющее предоставлять субсидии Ассоциации некоммерческих организаций "Центр инжиниринга и инноваций Томской области" на продвижение туристских ресурсов, туристской индустрии и туристского продукта Томской области на российский и международный рынок.
7. В рамках реализации данных полномочий разработаны и утверждены следующие региональные нормативные правовые акты:
- постановление Администрации Томской области от 02.11.2022 N 486а "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части транспортных расходов субъектам туристской деятельности на прием и обслуживание туристов в регионе";
- постановление Администрации Томской области от 07.06.2022 N 254а "О предоставлении грантов "Агротуризм" в форме субсидий на реализацию проектов развития сельского туризма";
приказ Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 10.06.2022 N 59 "Об определении Списка элементов благоустройства и видов работ, включаемых в проекты развития сельского туризма";
- постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 N 360а "Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области".
В результате, ежегодно на конкурсной основе осуществляется софинансирование из областного бюджета (до 95%) проектов муниципальных образований по созданию условий для развития туризма и туристической инфраструктуры в регионе. Одним из направлений поддержки проектов является оплата услуг за разработку и обустройство туристских маршрутов и троп для активных видов туризма (включая маркировку, навигацию, обеспечение безопасности, организацию и благоустройство выделенных зон отдыха и иные мероприятия). Также в 2021-2022 годах проведены работы, связанные с развитием Государственного природного заповедника "Васюганский".
Кроме того, Администрацией Томской области осуществляется поддержка культурно-познавательного и событийного туризма (формируется "Региональный событийный календарь"), студенческого туризма (участие в пилотном проекте студенческого туризма, запущенного Минобрнауки России), социального, в том числе детского туризма (организация экскурсионных и туристских поездок по территории региона в первую очередь для социально незащищенных слоев населения), сельского/гастрономического (оказывается информационная поддержка и помощь в продвижении предоставляемых услуг), лечебно-оздоровительного (реализуется региональный проект по развитию медицинского туризма в рамках федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг" нацпроекта "Здравоохранение").
8. В регионе реализуется региональный проект "Знакомство с родным краем", который вошел в число победителей конкурса АСИ "Целевой отбор 100 лидеров социальной сферы: "Детский отдых и культурно-познавательный туризм", а также национальный проект Минкультуры России "Национальная программа детского культурно-познавательного туризма", который в 2019 году был включен в федеральный проект "Талантливые люди" национального проекта "Культура" и региональный проект "Творческие люди". Также сформирован пул туристских маршрутов для прохождения с участием детей либо организованными группами детей, который размещен на официальном сайте Департамента экономики Администрации Томской области (https://depeconom.tomsk.gov.ru/turizmmarshruty).
9. Туристический потенциал области ежегодно представляется на международных выставках ("Отдых Leisure 2022", "Саммит гостеприимства Сибири"), а также проводятся мероприятия по развитию отдельных видов туризма (Сибирский форум "Производительность и устойчивое развитие", Сибирский форум промышленного туризма "ПРОМОТУРТОМСК").
10. Направления, связанные с взаимодействием в сфере туризма, включены в ряд меморандумов и соглашений, заключенных Томской областью, в том числе с Республикой Беларусь, Народным Правительством провинции Шаньдун и Народным Правительством провинции Ляонин КНР, Токийским столичным Правительством (Япония), Акиматом Павлодарской области Республики Казахстан, Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан и Гродненским областным исполнительным комитетом (Республика Беларусь).
11. На территории Томской области функционируют 2 туристско-информационных центра (ТИЦ) ТИЦ города Томска и Информационный центр Томского отделения Томское областное отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество", включенных в "Реестр Туристско-Информационных Центров Российской Федерации" (https://www.nbcrs.org/tic/list/).
При этом согласно данным, размещенным в информационно-справочной системе "Консультант Плюс", нормативного правового акта, регламентирующего создание туристского информационного центра в регионе, Администрацией Томской области не принималось.
Также информация о туризме в регионе представлена в едином национальном туристско-информационном портале Российской Федерации russia.travel и RUSSPASS.ru, на сайте "Гид-путеводитель по Томской области" (https://tour.tomsk.life), в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram, RuTube и т.п.). На площадке IZI.travel (https://lzi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-tomsk) создана серия аудиогидов для жителей и гостей города на русском и английском языках.
В рамках реализации данных полномочий разработаны и утверждены следующие региональные нормативные правовые акты:
- постановление Администрации Томской области от 10.02.2023 N 57а "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков";
- постановление Администрации Томской области от 25.08.2022 N 371а "Об утверждении формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика";
- постановление Администрации Томской области от 23.11.2022 N 531а "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников на территории Томской области";
- постановление Администрации Томской области от 27.09.2022 N 423а "Об аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков в Томской области";
- распоряжение Администрации Томской области от 01.11.2022 N 701-ра "Об утверждении перечня вопросов тестирования и практических заданий для проведения квалификационного экзамена при аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков в Томской области".
Первое заседание аттестационной комиссии для проведения квалификационного экзамена по аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории Томской области, состоялось 31.03.2023. При этом информация о порядке прохождения аттестации экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками, оказывающими услуги на территории Томской области, включая вопросы квалификационного экзамена (тестирование, практическое задание), размещена на официальном сайте Департамента экономики Администрации Томской области (https://depeconom.tomsk.gov.ru/-attestatsiia-ekskursovodov-gidov-gidov-perevodchikov).
Кроме вышеуказанных полномочий, статьей 9.1. Закона Томской области N 33-ОЗ определены права органов государственной власти Томской области в рамках своей компетенции в сфере туризма:
1) участвовать в реализации государственной политики в сфере туризма;
2) участвовать в реализации стратегий развития туризма, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых и иных программ развития туризма;
3) участвовать в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском и межрегиональном уровне;
4) участвовать в организации профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения в сфере туризма;
5) участвовать в организации проведения научных исследований в сфере туризма;
6) осуществлять взаимодействие с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, включая объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в том числе по приоритетным направлениям развития туризма, вопросам обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов;
7) оказывать содействие в определении приоритетных направлений развития туризма, в том числе путем поддержки развития объектов туристской индустрии на территориях муниципальных образований Томской области;
8) реализовывать иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
При этом вышеуказанные положения Закона Томской области N 33-ОЗ также полностью дублируют абзацы 18 - 25 статьи 3.2 Федерального закона N 132-ФЗ.
В ряде последующих статей Закона Томской области N 33-ОЗ также содержатся положения о возможности реализации Администрацией Томской области ряда полномочий в сфере туристской деятельности, часть из которых по своей сути является конкретизацией (расшифровкой) полномочий, указанных в статье 7 Закона Томской области N 33-ОЗ и рассмотренных ранее:
- может быть оказана информационная поддержка и содействие по их участию в туристских выставках, ярмарках, конференциях, встречах, конкурсах на получение целевой финансовой поддержки и иных мероприятиях, в том числе международных, а также предоставлены иные меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Томской области (статья 12);
- могут предоставляться льготы по налогам и сборам, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Томской области (статья 13);
- обеспечивает представление интересов Томской области на международных, региональных туристских выставках и ярмарках (статья 16);
- участвует в рекламно-информационной деятельности путем выпуска информационной, справочной литературы по туризму и иной информационной продукции (статья 16);
- может быть создан туристский информационный центр (статья 16).
Статья 11 Закона Томской области N 33-ОЗ содержит перечень возможных источников финансирования туристской деятельности на территории Томской области:
- бюджетные средства;
- собственные средства юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- кредиты банков и иных кредитных организаций;
- добровольные пожертвования;
- другие не запрещенные законодательством Российской Федерации источники финансирования.
Отдельные нормы Закона Томской области N 33-ОЗ носят декларативный характер, так как аналогичные нормы (охватывающие и туристскую деятельность) уже содержатся в федеральных законах и законах Томской области (например, вопросы предоставления налоговых льгот в Томской области не относятся к предмету регулирования настоящего Закона и предусмотрены иными федеральными законами и законами Томской области, в том числе Законом Томской области от 13.06.2007 N 109-ОЗ "О льготном налогообложении на территории Томской области").
Статьей 10 Закона Томской области N 33-ОЗ предусмотрена возможность создания Администрацией Томской области общественного координационного совета по туризму. В декабре 2006 года в целях развития сферы туризма и гостеприимства в регионе создан Координационный совет по развитию туризма и гостеприимства в Томской области *(12), который существовал до 2013 года и был упразднен в соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 18.10.2013 N 389-р *(13). Позднее к вопросу создания данного Координационного совета вновь возвращались в 2018-2019 годах в рамках формирования и реализации Плана мероприятий повышения инвестиционной привлекательности и развития сферы внутреннего и въездного туризма, качества оказания туристских услуг на территории Томской области до 2020 года *(14). Однако вновь координационный совет так и не был создан.
Согласно данным, размещенным в информационно-справочной системе "Консультант Плюс", координационные советы по туризму созданы в 5 из 10 субъектов Сибирского Федерального округа (Республики Тыва и Хакасия, Алтайский край, Иркутская и Кемеровская области).
В то же время необходимо отметить, что в текущем году в регионе в целях решения вопросов проектного управления по направлению "Туризм и индустрия гостеприимства" создан соответствующий Проектный комитет *(15).
Принимая во внимание, что с момента упразднения Координационного совета по развитию туризма и гостеприимства в Томской области прошло уже почти 10 лет, а также учитывая создание в апреле текущего года нового экспертно-совещательного органа - Проектного комитета по направлению "Туризм и индустрия гостеприимства", Администрации Томской области предлагается рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в статью 10 Закона Томской области N 33-ОЗ.
Статьей 17 Закона Томской области N 33-ОЗ за Администрацией Томской области закреплено право устанавливать порядок присвоения объектам туристского показа, стоянкам туристского транспорта и иным объектам туристской индустрии единой туристской символики.
Согласно данным, размещенным в информационно-справочной системе "Консультант Плюс", положения о разработке и утверждении региональной туристской символики содержатся в законодательстве 10 субъектов Российской Федерации, а также в ряде нормативных правовых актов Правительства Севастополя и Администрации города Хабаровска. При этом туристская символика разработана и утверждена только в Кабардино-Балкарской Республике, Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и городе Хабаровске.
Принимая во внимание, что с 1999 года до настоящего времени единая туристская символика Томской области не разработана, а также учитывая, что аналогичные положения закона Санкт-Петербурга *(16) уже признаны утратившими силу, Администрации Томской области предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения данных положений в Законе Томской области N 33-ОЗ.
Статья 20 Закона Томской области N 33-ОЗ регламентирует вопросы, связанные с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации специалистов для туристской индустрии, при этом используется термин "образовательные учреждения". Вместе с тем в Федеральном законе N 132-ФЗ (например, статья 4.4) и Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" используется термин "образовательная организация".
Кроме того, статьей 4.6 Федерального закона N 132-ФЗ к организациям, уполномоченным на проведение аттестации инструкторов-проводников, предъявляется ряд дополнительных требований, не указанных в статье 20 Закона Томской области N 33-ОЗ. В этой связи Администрации Томской области предлагается рассмотреть вопрос о внесении в статью 20 Закона Томской области N 33-ОЗ следующих изменений:
- слова "образовательных учреждений" заменить словами "образовательных организаций";
- после слов "государственной аккредитации" дополнить словами ", а также соответствия иным требованиям, установленным Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".".
Статья 30 Закона Томской области N 33-ОЗ регламентирует вопросы, связанные с международной и внешнеэкономической деятельностью Томской области и сотрудничеством с другими субъектами Российской Федерации в сфере туризма. При этом в самой статье указано, что Администрация Томской области "заключает с органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств соглашения по вопросам туризма...".
Вместе с тем в соответствии с законами Томской области от 05.09.2017 N 98-ОЗ "О соглашениях Томской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей" и от 08.07.2015 N 98-ОЗ "О договорах Томской области с другими субъектами Российской Федерации об осуществлении межрегиональных связей" правом заключать вышеуказанные соглашения (договора) наделены также и иные органы власти Томской области.
С учетом вышеизложенного Администрации Томской области предлагается рассмотреть вопрос о совершенствовании положений статьи 30 Закона Томской области N 33-ОЗ с учетом представленной информации.
Статьей 31 Закона Томской области N 33-ОЗ предусмотрено, что "нарушение законодательства о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области".
При этом статьей 20 Федерального закона N 132-ФЗ установлено, что ответственность за "нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Учитывая, что в настоящее время дополнительных мер ответственности за нарушение законодательства о туристской деятельности нормативными правовыми актами Томской области не предусмотрено, Администрации Томской области предлагается скорректировать положения данной статьи Закона Томской области N 33-ОЗ.
В статьях 10, 12, 16 Закона Томской области N 33-ОЗ предусмотрено, что Администрацией Томской области может быть создан общественный координационный совет по туризму, может быть оказана информационная поддержка и содействие по участию в туристских выставках, ярмарках, конференциях, встречах, конкурсах на получение целевой финансовой поддержки и иных мероприятиях, может быть создан туристский информационный центр.
Полагаем, что данные нормы требуют редакционной корректировки и исключения слов "может быть" либо установления критериев, в каких случаях данные нормы реализуются Администрацией Томской области.
Проведенная юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области антикоррупционная экспертиза Закона Томской области N 33-ОЗ коррупциогенных факторов не выявила. Коллизии норм, а также противоречия и несогласованность Закона Томской области N 33-ОЗ с иными нормативными правовыми актами Томской области в системе действующего правового регулирования данной сферы также не обнаружены.
2.2 Развитие туристской деятельности на территории Томской области
Туристский бизнес региона на сегодняшний день в значительной степени ориентирован на реализацию программ внешнего выездного туризма, хотя с 2021 года наблюдается тенденция постепенного смещения фокуса потребителей на внутренний туризм. Процесс постепенного формирования конкурентоспособного туристского продукта и определения туристического сегмента для внутреннего туризма обусловлен необходимостью обеспечения качественного уровня инфраструктуры для приема туристов в целях создания условий для роста и устойчивости спроса.
При оценке туристического рынка следует учитывать усиливающуюся тенденцию самостоятельной организации путешествий в рамках внутреннего туризма (по региону и стране) без привлечения организаций туристической сферы (туроператоров и турагентов) и не учитываемых в рамках существующих форм статистического наблюдения.
Туристический сектор региона в большей степени разрознен и высококонкурентен. Крупные игроки практически отсутствуют. 98% организаций туристской индустрии являются малыми и микропредприятиями.
По данным Томскстата, коллективные средства размещения (далее - КСР) региона включают 166 объектов, из них 136 предприятий общего назначения (104 гостиницы, 6 хостелов, 26 организаций гостиничного типа) и 30 предприятий специального назначения. Средняя загрузка КСР общего назначения составляет по региону в среднем около 35% по году. На территории региона, по информации Томскстата за 2021 год, действуют 11 санаторно-курортных организаций, подробная информация представлена в таблице N 3.
В настоящее время в структуре КСР Томской области не представлены российские и международные гостиничные сети, что дает возможность региональному рынку развиваться без внешнего влияния, но учитывать стандарты обслуживания в гостиничном менеджменте. С 1 января 2022 года классификация всех КСР, оказывающих гостиничные услуги, стала обязательной. Изменения введены Федеральным законом от 5 февраля 2018 года N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". По состоянию на 30.03.2023 процедуру классификации прошли 106 КСР региона (63,9% от общего числа КСР).
Следует отметить, что в 2022 году объем оказанных услуг в сфере туризма стал увеличиваться, чему благоприятствует снятие ограничений ковидного периода. Информация об объемах платных услуг в сфере туризма за период с 2019 по 2022 годы представлена в таблице N 4.
Таблица N 3. Перечень санаторно-курортных организаций Томской области
N |
Наименование санаторно-курортной организации |
Тип санаторно-курортной организации |
1. |
ООО "Санаторий "Космонавт" |
Санаторий |
2. |
Некоммерческое частное учреждение "Детский санаторий "Космонавт" (на базе одной инфраструктуры) |
Санаторий |
3. |
Санаторий-профилакторий Томского политехнического университета |
Санаторий-профилакторий |
4. |
ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" |
Санаторий |
5. |
ООО "Санаторий "Синий утес" |
Санаторий |
6. |
ОГАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Томской области" |
Санаторий-профилакторий |
7. |
ФЛ Санаторий-профилакторий "Прометей" АО НПЦ "ПОЛЮС" |
Санаторий-профилакторий |
8. |
АО "Санаторий "Чажемто" |
Санаторий |
9. |
АНКО "Санаторий-профилакторий N 2" |
Санаторий-профилакторий |
10. |
ООО "ТНПС ЛТД" |
Санаторий-профилакторий |
11. |
Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии ФФГБУ ФНКЦ МРиК ФМБА России |
Санаторий |
Таблица N 4. Объем оказанных услуг в сфере туризма
Показатель |
2019 (тыс. руб.) |
2020 (тыс. руб.) |
2021 (тыс. руб.) |
2022 (тыс. руб.) |
Услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги |
1 971 449,0 |
380 365,7 |
370 775,6 |
644 836,0 |
Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья |
716 641,6 |
480 632,5 |
572 248,4 |
751 711,6 |
Услуги санаторно-курортных организаций |
257 548,5 |
108 875,0 |
225 666,5 |
333 357,6 |
Итого: |
2 945 639,1 |
969 873,2 |
1 168 690,5 |
1 729 905,2 |
Объем бюджетного финансирования в сфере развития внутреннего и въездного туризма Томской области представлен мероприятиями государственной программы "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 360а:
1) на развитие внутреннего и въездного туризма в Томской области предусмотрено финансирование в 2023 году в размере 27 637,3 тыс. рублей, с 2024 по 2026 годы по 15 411,6 тыс. рублей;
2) на развитие комфортной информационной среды, повышение уровня информированности и компетенции специалистов, продвижение региона в сфере туризма по 2 344,1 тыс. рублей с 2022 по 2026 годы;
3) в целях продвижения туристских ресурсов, туристской индустрии и туристского продукта Томской области на российский и международный рынок, повышение уровня компетенции, взаимодействия участников туристического рынка и повышение качества оказываемых ими услуг с 2022 по 2026 годы по 4 557,50 тыс. рублей ежегодно;
4) на реализацию проектов, отобранных по итогам проведения конкурса проектов и направленных на создание условий для развития туризма и туристической инфраструктуры в Томской области, с 2022 по 2026 годы по 5 010,0 тыс. рублей ежегодно;
5) в целях реализации проектов, отобранных по итогам проведения конкурса проектов детского и социального туризма, с 2022 по 2026 годы по 3 000,0 тыс. рублей;
6) в целях возмещения части транспортных расходов субъектам туристской деятельности на прием и обслуживание туристов в регионе с 2022 по 2026 годы по 500,0 тыс. рублей ежегодно;
7) на реализацию проектов, отобранных по итогам проведения конкурса предпринимательских проектов в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Томской области, в 2023 году 12 225,7 тыс. рублей;
8) в рамках регионального проекта "Повышение доступности туристических продуктов (Томская область)" на 2023 год предусмотрен объем финансирования в размере 22 653,9 тыс. рублей из средств областного бюджета;
9) в рамках регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Томская область)" предусмотрен объем финансирования в размере 20 403,80 тыс. рублей из средств областного бюджета.
Объем бюджетного финансирования в сфере развития внутреннего и въездного туризма Томской области в период с 2019 по 2022 годы представлен в таблице N 5.
Таблица N 5. Объем бюджетного финансирования в сфере развития внутреннего и въездного туризма Томской области
Бюджет (тыс. руб.) |
2019 год* |
2020 год* |
2021 год** |
2022 год** |
||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|
Консолидированный региональный бюджет, в том числе: |
3 245,0 |
3 245,0 |
5 146,0 |
5 230,7 |
8 496,0 |
8 646,0 |
15 812,1 |
16 129,5 |
Средства областного бюджета |
3 095,0 |
3 095,0 |
5 096,0 |
5 096,0 |
8 346,0 |
8 496,0 |
15 411,6 |
15 411,6 |
Средства муниципального бюджета |
150,0 |
213,4 |
50,0 |
134,7 |
150,0 |
364,3 |
400,5 |
717,9 |
*объем финансирования в рамках подпрограммы 2 "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области" государственной программы "Развитие культуры и туризма в Томской области" (постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 N 347а)
**объем финансирования в рамках основного мероприятия "Развитие внутреннего и въездного туризма в Томской области" подпрограммы 1 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области" госпрограммы "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области" (постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 N 360а)
Реализация мероприятий региональных проектов осуществляется в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Томской области, возникающих при реализации проектов на развитие туризма и туристической инфраструктуры в Томской области, победивших в конкурсном отборе муниципальных образований Томской области.
В 2022 году по результатам конкурсов Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" в бюджет Томской области поступило 41,7 млн рублей:
- на "поддержку общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры" (создание и развитие пляжей на берегах морей, рек, озер, водохранилищ или иных водных объектов) федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" (ФБ -19,8 млн рублей);
- на "поддержку и продвижение событийных мероприятий" - "Международный Фестиваль народных ремесел "Праздник топора" федерального проекта "Повышение доступности туристических продуктов" (ФБ - 21,9 млн рублей).
Развитие регионального туризма рассматривается как реализация трех направлений: развитие туристской инфраструктуры по пути следования региональных маршрутов, повышение качества и доступности услуг в отрасли туризма, а также их продвижение на российский и международный туристский рынки.
На территории региона реализуются 4 туристических маршрута, входящие в состав федеральных туристических проектов.
1. Маршрут "Томск сердце Сибири", с 2017 года входящий в федеральный проект "Великий чайный путь" и получивший в декабре 2021 года статус "Национальный туристский маршрут". Маршрут реализуется туроператором ООО "Парк-тур" в партнерстве с 10 туроператорами Московской ("Вокруг света", "Магазин путешествий, "Мастерская путешествий", "АЛЕАН", "ВАНД", "Fantasy Way"), Новосибирской ("Парнас", "Олимпия Райзен"), Кемеровской ("Центр туризма Меридиан") областей и Красноярского края ("Саянское кольцо"). С 2021 года маршрут реализуется также в составе межрегионального маршрута "Путешествие в сердце Сибири" совместно с брендовым маршрутом Кемеровской области "Кузбасс
огонь в сердце". Количество туристов из центральных регионов России, посетивших маршрут в 2022 году, составляет около 120 человек.
2. Маршрут "Томск под скипетром Романовых", входящий с 2018 года в национальный проект "Императорский маршрут". Туроператором ООО "Первое экскурсионное бюро" (далее - ПЭБ) заключены договорные соглашения по реализации маршрута с 5 российскими туроператорами ("Охота" (г. Барнаул), "Олимпия-Райзен-Сибирь", "Турагентство "Новосибирск" (г. Новосибирск), "Туркомпания 5 сезон" (г. Белгород), "Турагентство "Белый камень" (г. Новокузнецк). Туристский поток по маршруту (преимущественно детские группы из соседних регионов Сибири) составляет около 200 человек ежегодно.
3. Железнодорожный межрегиональный маршрут "Вагон знаний. Сибирь" (тур "По дороге в Изумрудный город") реализуется ПЭБ с сентября 2021 года. Для реализации проекта оформлен прицепной вагон с местами для сидения в стилистике бренда г. Томска "Изумрудный город". Еженедельно более 50 туристов прибывают в Томск по программе. В 2022 году этот маршрут смогли посетить более 1,2 тыс. человек. В рамках проекта в 2024 году планируется запуск еще одного вагона и привлечение еще большего числа туристов, в том числе самостоятельных.
4. "Окно в Сибирь. Тур по Золотому кольцу Томской области" в составе межрегионального проекта "Открываем Сибирь" (https://siberia.rgo.ru/), разработанного Томским отделением ВОО "Русское географическое общество" и включающего в себя путешествие по 10 регионам Сибири. Маршрут реализуется туроператором ООО ТЭК "Полярис" на ежегодной основе. Туристический поток пока небольшой
2-3 группы в год по 10-15 человек. Указанные выше маршруты включены в "Комплексный инвестиционный проект Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение" "Развитие внутреннего и въездного туризма в Сибири 2021 - 2025" в рамках работы Департамента экономики Администрации Томкой области в составе Экспертно-консультационного совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", размещены на портале проекта МАСС "Посетисибирь.рф" (https://посетисибирь.рф).
Весь спектр предложений по всем направлениям регионального туризма представлен на туристическом портале "Гид-путеводитель по Томской области" (https://tour.tomsk.life/).
Перспективы развития научно-популярного туризма
Приоритетными видами туризма на территории Томской области являются: экологический, культурно-познавательный, социальный, сельский / гастрономический, событийный и студенческий. Также в регионе имеется хорошая база для лечебно-оздоровительного туризма.
Для развития направлений научно-популярного туризма в регионе уже созданы благоприятные условия. Как известно, Томская область является одним из ведущих российских научно-образовательных центров, с 2012 года проявляет высокую инновационную активность. Согласно рейтингу Ассоциации инновационных регионов России, занимает лидирующие позиции и стабильно размещается в группе сильных инноваторов на 4 месте. По данным национального рейтинга научно-технологического развития страны, по итогам 2021 года Томская область вошла в тройку лучших регионов вместе с Москвой и Санкт-Петербургом.
Томская область занимает третье место в России по численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в расчете на 10 тыс. населения (в регионе обучается более 62 000 студентов из 80 субъектов Российской Федерации и 88 стран мира).
Прикладные и фундаментальные научные исследования ведут 9 научных центров и академических институтов Сибирского отделения Российской академии наук, 7 научно-исследовательских центров. Доля затрат на исследования и разработки в ВРП региона составляет 2,75%, что в 2 раза выше среднего по Российской Федерации.
Томский научно-образовательного комплекс представлен 10 образовательными организациями высшего образования и 13 научными организациями. Успешно развиваются и осуществляют образовательную и научно-исследовательскую деятельность 6 государственных университетов федерального подчинения (НИ ТГУ, НИ ТПУ, ТУСУР, СибГМУ, ТГАСУ, ТГПУ).
На территории томского Академгородка размещается 5 научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Российской академии наук, два филиала научно-исследовательских институтов, а также Томский научный Центр СО РАН и Дом ученых Томского научного центра СО РАН.
Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук (далее - ТНИМЦ РАН) объединяет пять томских медицинских научно-исследовательских института и филиал Тюменского кардиологического научного центра: НИИ онкологии, НИИ кардиологии, НИИ психического здоровья, НИИ медицинской генетики, НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга.
С 2019 года реализуется проект "Большой университет Томска", который объединил образовательные организации высшего образования и научно-исследовательские центры, размещенные в городе Томске, для создания единого пространства исследований, развития образовательных программ и работы с промышленными партнерами.
В 2022 году в Томске открылся первый в регионе частный IT-парк "Герцен", который объединил научно-образовательный комплекс, инновационную сферу и высокотехнологичное производство.
На территории Томской области в 2005 году была создана Особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Томск" (далее - ОЭЗ ТВТ "Томск"). За годы работы ОЭЗ ТВТ "Томск" стала территорией комфортных условий для инновационного бизнеса и важнейшим инфраструктурным элементом для коммерциализации высокотехнологичных разработок и вывода их на рынок.
В настоящее время в Томской области ведутся подготовительные работы по строительству университетского кампуса в городе Томске. Создание университетского кампуса позволит объединить центры исследований и цифровых технологий крупных компаний, полигоны для тестирования технологий, пространства для стартапов и студенческий городок.
Ведущие университеты и научно-исследовательские институты формируют базу для успешного развития научно-исследовательской деятельности, реализации крупных технологических проектов совместно с индустриальными партнерами, реализации масштабных инфраструктурных проектов.
В Томске стал традицией ежегодный Форум новых решений U-NOVUS как полигон форматов совместной работы крупных компаний, университетов, научных организаций и технологического бизнеса по стандартам Стратегии научно-технического развития Российской Федерации и Цифровой экономики.
В рамках проведения Десятилетия науки и технологий в инициативу "Научно-популярный туризм" уже включены три туристических маршрута от Томской области - "Путешествие в науку: Химия Томска", "Путешествие в науку: Томск - Сибирские Афины", "Путешествие в науку: Томск - город науки и инноваций". Научно-популярные маршруты созданы в целях знакомства студентов, аспирантов, молодых ученых и широкой публики граждан с научной базой Томской области, обновленными лабораториями академических институтов и результатами университетских исследований по актуальным направлениям науки, а также высокотехнологичной продукцией томских предприятий.
Научные экспедиции снаряжаются также в государственный природный заповедник "Васюганский". Заповедник является узнаваемым туристическим брендом и туристическим "магнитом".
Учитывая вышесказанное, предлагаем Администрации Томской области проработать вопрос о дополнении приоритетных видов туризма на территории Томской области новыми направлениями - "Научно-популярный туризм"; "Промышленный туризм", а также о включении соответствующих мероприятий в государственную программу "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области" (постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 N 360а).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.