Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.09.2023 N 961
Законодательная Дума Томской области
Комитет по экономической политике
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 19 ноября 1999 года N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области"
/отчет/
Томск - 2023
Оглавление
Введение |
5 |
|
Раздел I. Анализ федерального законодательства, регламентирующего основы туристской деятельности в Российской Федерации |
8 |
|
1.1. |
Основные нормативные правовые акты, направленные на установление правовых основ туристского рынка в Российской Федерации |
8 |
1.2. |
Государственное регулирование туристской деятельности на федеральном уровне |
15 |
1.3. |
Развитие новых приоритетных направлений туристской деятельности |
24 |
Раздел II. Практика правоприменения Закона Томской области от 19.11.1999 N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области" |
32 |
|
2.1. |
Обзор основных положений Закона Томской области от 19.11.1999 N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области". Обеспеченность Закона Томской области подзаконными правовыми актами |
32 |
2.2. |
Развитие туристской деятельности на территории Томской области |
50 |
Заключение |
60 |
Введение
Мониторинг правоприменения Закона Томской области от 19 ноября 1999 года N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области" проведен комитетом Законодательной Думы Томской области по экономической политике в соответствии с Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области *(1), Планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области на 2023 год *(2), графиком мероприятий проведения мониторинга *(3) в соответствии с пунктом 11 Положения о мониторинге.
Проведение мониторинга обеспечено отделом по экономической политике аппарата Законодательной Думы Томской области и юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области.
Юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Томской области от 19 ноября 1999 года N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области" (далее - Закон Томской области N 33-ОЗ), проведено изучение правового регулирования отношений в сфере туризма и туристской индустрии, а также отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
Отделом по экономической политике аппарата Законодательной Думы Томской области запрошена, обобщена и проанализирована информация, представленная Администрацией Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, прокуратурой Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Администрацией Города Томска, Ассоциацией "Совет муниципальных образований Томской области", юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области. Кроме того, использованы сводные материалы, находящиеся в свободном доступе, подготовленные Правительством Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российским союзом туриндустрии, Ассоциацией некоммерческих организаций "Национальные приоритеты".
Целью проведения мониторинга является повышение эффективности законодательной и нормативной правовой деятельности органов власти Томской области, выявление отдельных противоречий между нормативными правовыми актами в сфере туризма и туристской индустрии и подготовка предложений по их устранению, а также формирование рекомендаций органам государственной власти Томской области, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики и совершенствование правового регулирования данной сферы.
Отчет о проведении мониторинга состоит из введения, основной части, включающей два раздела, и заключения.
Во введении обозначены структура настоящего отчета, основание, цель проведения мониторинга.
Основная часть данного отчета состоит из двух разделов, в которых проводится подробный анализ федерального и регионального законодательства, регламентирующего правоотношения в области туристской деятельности.
В первом разделе определены федеральные нормативные правовые акты, устанавливающие компетенции федеральных и региональных органов государственной власти в рассматриваемой сфере, структурированы основные требования, предъявляемые к ведению туристской деятельности.
Во втором разделе подробно рассмотрены положения Закона Томской области N 33-ОЗ, включая используемый понятийный аппарат, распределение и реализацию предоставленных полномочий, а также меры государственной поддержки субъектов туристской деятельности.
Проведен анализ текущего состояния и перспектив развития приоритетных направлений туристской деятельности на территории Томской области, предложены новые приоритетные направления: научно-популярный и промышленный туризм.
В заключении подведены итоги мониторинга, представлены рекомендации по совершенствованию Закона Томской области N 33-ОЗ и региональных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, которые предлагается рассмотреть совместно с Администрацией Томской области.
Материалы отчета предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления Томской области и иными заинтересованными сторонами.
Заключение
1. Закон Томской области от 19.11.1999 N 33-ОЗ "О туристской деятельности на территории Томской области" является базовым региональным законом и создает основу для реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, а именно цели N 1 - "Реализация модели интенсивного развития, включая развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, создание условий для инвестиций, развитие предпринимательства".
Документом федерального уровня, направленным на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в России за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, является Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года *(17) (далее - Стратегия).
Стратегией в числе важных для развития выделены деловой туризм, научный туризм, культурно-познавательный туризм, молодежный туризм, а также промышленный туризм. При этом выделение приоритетных видов туризма на региональном уровне должно осуществляться индивидуально с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 года N 231 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий" распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2022 N 2036-р утвержден план проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий (далее - План).
Одна из инициатив, включенных в План, - "Научно-популярный туризм" - направлена на повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки, а также на вовлечение молодежи в сферу исследований и разработок.
При этом ведущая роль в формировании продуктов научно-популярного туризма отводится образовательным организациям и научно-исследовательским институтам, выступающим центрами притяжения для студентов и молодых ученых.
Учитывая вышесказанное, а также наличие мощного научного образовательного комплекса и инновационных компаний в регионе, предлагаем Администрации Томской области изучить лучшие практики субъектов Российской Федерации по поддержке научно-популярного и промышленного туризма в целях развития таких направлений на территории Томской области.
2. В соответствии с преамбулой Закона Томской области N 33-ОЗ настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в сфере туризма и туристской индустрии, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
Учитывая, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, предлагаем дополнить преамбулу Закона Томской области N 33-ОЗ словами "в Томской области".
3. В действующей редакции Закона Томской области N 33-ОЗ понятийный аппарат представлен в статье 1 и состоит из двух понятий: "субъект туристской деятельности" и "туристский поток", другие понятия используются в значениях, установленных Федеральным законом N 132-ФЗ и Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия).
В Стратегии понятие "туристский поток" определено как "совокупность внутренних и въездных туристов, прибывших на туристскую территорию".
В то же время в Законе Томской области N 33-ОЗ под "туристским потоком" понимается "количество въездов или выездов туристов за определенный промежуток времени", то есть это понятие несет в себе количественную характеристику с учетом установленного периода (например, за год, за квартал, за месяц). Непосредственно в тексте самого Закона Томской области N 33-ОЗ данное понятие используется только один раз - в третьем абзаце статьи 16:
"Субъекты туристской деятельности информируют в установленном порядке Администрацию Томской области об объемах и направлениях формируемых туристских потоков в Томской области.".
При этом если в данном абзаце использовать предложенную в понятийном аппарате расшифровку данного термина, то предложение теряет смысл.
Принимая во внимание, что указанный в данном абзаце порядок осуществления информирования Администрацией Томской области не установлен, при этом обязанность предоставления исполнительному органу субъекта Российской Федерации указанной информации Федеральным законом N 132-ФЗ не предусмотрена, предлагаем Администрации Томской области рассмотреть вопрос о корректировке понятия "туристический поток", либо отказаться от его использования и внести изменения непосредственно в третий абзац статьи 16 Закона Томской области N 33-ОЗ, либо признать данные положения утратившими силу.
4. Мероприятия по развитию туризма и гостеприимства включены в план реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года *(18), поскольку в соответствии с системой стратегического планирования разработка региональных отраслевых стратегий, включая стратегию развития внутреннего и въездного туризма, не предусматривается;
Вместе с тем необходимо отметить, что полномочия Администрации Томской области, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона Томской области N 33-ОЗ, являются "более широкими" и не соответствуют полномочиям, закрепленным за Администрацией Томской области в "профильном" Законе Томской области от 12.03.2015 N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области". Редакция данной нормы допускает отнесение к полномочиям Администрации Томской области утверждение всех документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям Томской области. Вместе с тем в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 64 Устава (Основного Закона) Томской области основной стратегический документ Томской области - Стратегию социально-экономического развития Томской области - утверждает Законодательная Дума Томской области. Данная стратегия регулирует и вопросы туризма (развитие индустрии гостеприимства и создание современного креативного кластера). Таким образом, редакция данной нормы требует уточнения.
5. Статьей 16 Закона Томской области N 33-ОЗ предусмотрено, что Администрацией Томской области в установленном порядке может быть создан туристский информационный центр. При этом согласно данным, размещенным в информационно-справочной системе "Консультант Плюс", нормативного правового акта, регламентирующего создание туристского информационного центра в регионе, Администрацией Томской области не принималось.
Вместе с тем на территории Томской области функционируют 2 туристско-информационных центра (далее ТИЦ) ТИЦ города Томска и Информационный центр Томского отделения Томское областное отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество", включенных в "Реестр Туристско-Информационных Центров Российской Федерации" (https://www.nbcrs.org/tic/list/).
6. В ряде статей Закона Томской области N 33-ОЗ содержатся положения о возможности реализации Администрацией Томской области ряда полномочий в сфере туристской деятельности, часть из которых по своей сути является конкретизацией (расшифровкой) полномочий, указанных в статье 7 Закона Томской области N 33-ОЗ. Отдельные нормы Закона Томской области N 33-ОЗ носят декларативный характер, так как аналогичные нормы (охватывающие и туристскую деятельность) уже содержатся в федеральных законах и законах Томской области (статьи 11, 12, 13, 16).
7. Статьей 10 Закона Томской области N 33-ОЗ предусмотрена возможность создания Администрацией Томской области общественного координационного совета по туризму. В декабре 2006 года в целях развития сферы туризма и гостеприимства в регионе создан Координационный совет по развитию туризма и гостеприимства в Томской области *(19), который существовал до 2013 года и был упразднен в соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 18.10.2013 N 389-р *(20). Позднее к вопросу создания данного координационного совета вновь возвращались в 2018-2019 годах в рамках формирования и реализации Плана мероприятий повышения инвестиционной привлекательности и развития сферы внутреннего и въездного туризма, качества оказания туристских услуг на территории Томской области до 2020 года *(21). Однако вновь координационный совет так и не был создан.
Принимая во внимание, что с момента упразднения Координационного совета по развитию туризма и гостеприимства в Томской области прошло уже почти 10 лет, а также учитывая создание в апреле текущего года нового экспертно-совещательного органа - Проектного комитета по направлению "Туризм и индустрия гостеприимства", предлагаем Администрации Томской области рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в статью 10 Закона N 33-ОЗ.
8. Статьей 17 Закона Томской области N 33-ОЗ за Администрацией Томской области закреплено право устанавливать порядок присвоения объектам туристского показа, стоянкам туристского транспорта и иным объектам туристской индустрии единой туристской символики.
Согласно данным, размещенным в информационно-справочной системе "Консультант Плюс", положения о разработке и утверждении региональной туристской символики содержатся в законодательстве 10 субъектов Российской Федерации, а также в ряде нормативных правовых актов Правительства Севастополя и Администрации города Хабаровска. При этом туристская символика разработана и утверждена только в Кабардино-Балкарской Республике, Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и городе Хабаровске.
Принимая во внимание, что с 1999 года до настоящего времени единая туристская символика Томской области не разработана, а также учитывая, что аналогичные положения закона Санкт-Петербурга *(22) уже признаны утратившими силу, предлагаем Администрации Томской области рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения данных положений в Законе Томской области N 33-ОЗ.
9. Статья 20 Закона Томской области N 33-ОЗ регламентирует вопросы, связанные с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации специалистов для туристской индустрии, при этом используется термин "образовательные учреждения". Вместе с тем в Федеральном законе N 132-ФЗ (например, статья 4.4) и Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" используется термин "образовательная организация".
Кроме того, статьей 4.6 Федерального закона N 132-ФЗ к организациям, уполномоченным на проведение аттестации инструкторов-проводников, предъявляется ряд дополнительных требований, не указанных в статье 20 Закона Томской области N 33-ОЗ. В этой связи Администрации Томской области предлагается рассмотреть вопрос о внесении в статью 20 Закона Томской области N 33-ОЗ следующих изменений:
- слова "образовательных учреждений" заменить словами "образовательных организаций";
- после слов "государственной аккредитации" дополнить словами ", а также соответствия иным требованиям, установленным Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
10. Статья 30 Закона Томской области N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.