Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Пыть-Яха
от 10 октября 2023 г. N 278-па
Муниципальная модель
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи города Пыть-Яха
1.1. Модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей города Пыть-Яха (далее - Модель) определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере управления качеством образования на муниципальном уровне по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей города Пыть-Яха.
1.2. Модель разработана в целях осуществления национальной стратегии действий по реализации Федерального проекта "Успех каждого ребенка", направленной на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей, обеспечение равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов детей, ранней профориентации, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников в этой сфере.
1.3. Модель базируется на Указах Президента Российской Федерации от 07.12.2015 N 607 "О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (в части национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов"), Федеральном проекте "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденном на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 N 16, Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
1.4. Реализация Модели решает стратегические задачи социально-экономического развития города через создание широкого спектра образовательных возможностей, направленных на освоение детьми ключевых компетенций, норм продуктивного действия и самоопределение в системе современных инновационных практик.
Нумерация разделов приводится в соответствии с официальным текстом документа
2. Анализ текущей ситуации в направлении выявления и сопровождения
талантов в городе Пыть-Яхе
2.1. Работа по выявлению и сопровождению одаренных детей в городе Пыть-Яхе позволила создать проекты и систему мероприятий по работе с одаренными детьми.
2.2. Имеющийся профессиональный потенциал, опыт деятельности в рамках реализации образовательных проектов носит несистемный характер.
2.3. Педагогическое сопровождение высокомотивированных обучающихся остается делом отдельных педагогов, индивидуальные образовательные программы для высокомотивированных школьников (далее - ИОП) не являются распространенными в образовательных организациях города.
2.4. Основным показателем, подтверждающим данную ситуацию, является отсутствие базы данных одаренных и талантливых детей и молодежи в городе Пыть-Яхе.
2.5. Анализ имеющейся ситуации выявил проблемы, определяющие актуальность данного проекта, а именно:
2.5.1. Несформированность эффективных механизмов взаимодействия между муниципальными структурами и учреждениями города, что препятствует обеспечению непрерывного сопровождения интеллектуально одаренного ребенка в социуме.
2.5.2. Недостаточное количество высококвалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях, осуществляющих сопровождение и развитие одаренных детей.
2.5.3. Недостаточная материально-техническая база для организации занятий с одаренными и высокомотивированными обучающимися.
2.5.4. Недостаточный уровень мотивации педагогов к работе с одаренными обучающимися.
2.5.5. Недостаточная мотивация обучающихся к занятиям интеллектуальной деятельностью повышенного уровня сложности.
2.5.6. Доминирование массовых мероприятий, носящих разовый либо бессистемный характер.
2.5.7. Недостаточно выстроено сетевое взаимодействие между организациями/предприятиями муниципалитета.
2.5.8. Организована недостаточная информированность всех обучающихся о возможности участия в различных мероприятиях, направленных на самоопределение и профориентацию (конкурсы, практические занятия, тренинги).
2.6. Модель станет механизмом решения указанных проблем, ее реализация позволит осуществить консолидацию всех ресурсов города, обеспечивающих выявление и сопровождение интеллектуально одаренных и высокомотивированных обучающихся и молодёжи города Пыть-Яха.
3. Принципы создания открытой модели выявления и сопровождения
талантов города Пыть-Яха
3.1. В основе Модели лежат следующие концептуальные принципы:
3.1.1. Принцип личностного подхода, заключающийся в приоритете интересов личности ребенка, молодого человека, его права на самоопределение и профессиональную ориентацию.
3.1.2. Принцип открытости, предполагающий добровольное участие, справедливость, прозрачность, доступность интеллектуальных и творческих соревнований для всех обучающихся.
3.1.3. Принцип индивидуализации, обеспечивающий возможность получить помощь в разработке индивидуальной образовательной программы и сопровождение.
3.1.4. Принцип сотрудничества, предполагающий опору на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения по выявлению, развитию способностей и талантов города Пыть-Яха.
3.1.5. Принцип партнерства, предусматривающий межведомственное и сетевое взаимодействие образовательных организаций общего, дополнительного, среднего профессионального образования, учреждений спорта и культуры, а также градообразующих предприятий и социальных партнёров.
3.1.6. Принцип деятельностного подхода в работе со способными и талантливыми обучающимися и воспитанниками, опирающийся на представление о том, что становление и развитие компетенций происходит лишь в ходе специально организованной и рефлексивно обеспечиваемой практической деятельности.
4. Направления реализации, цель, задачи Модели
4.1. Направления реализации:
4.1.1. Эффективная реализация программы "Школа - СУЗ - предприятие".
4.1.2. Профессиональное самоопределение высокомотивированных обучающихся через реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов, мероприятий по выявлению и сопровождению одаренных детей.
4.2. Цель реализации Модели - совершенствование системы модели выявления и сопровождения талантов детей и молодежи города, направленной на реализацию индивидуальных образовательных траекторий, на профессиональное самоопределение и обеспечение результативного участия детей и молодёжи города Пыть-Яха в мероприятиях Минпросвещения на период с 2023 по 2032 годы.
4.3. Задачи:
4.3.1. Создать муниципальный Координационный Совет с целью управления взаимодействием между участниками муниципальной модели по выявлению и сопровождению талантов детей и молодежи, их инициативами и проведения аналитической работы.
4.3.2. Организовать профориентационную работу с обучающимися для выявления профессиональных предпочтений и склонностей к различным видам профессиональной деятельности.
4.3.3. Проводить профориентационное тестирование обучающихся 5-7-х классов, 8-11 классов и организовывать индивидуальные консультации-рекомендации, для подбора сфер профессиональной деятельности.
4.3.4. Разработать и реализовать проекты "ПрофОриентир", "Индустриальный туризм", "Профессия в профессии" для раннего профессионального самоопределения детей и молодежи и дальнейшего трудоустройства на территории города Пыть-Яха.
4.3.5. Определить вектор работы муниципальных команд по сопровождению талантов детей и молодежи согласно выбранным направлениям проекта.
4.4. Внедрить эффективные формы сетевого взаимодействия, направленное на интеграцию усилий и консолидацию ресурсов для обеспечения профессионального самоопределения обучающихся, информирования о возможности самореализации, трудоустройства и профессионального роста в городе Пыть-Яхе.
4.5. Ввести институт наставничества в систему выявления и сопровождения талантов детей и молодежи для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
4.6. Определить из мероприятий Минпросвещения перспективные для муниципалитета и обеспечить участие детей и молодежи (включая детей с особыми образовательными потребностями) с учетом запросов муниципалитета и региона.
5. Участники Модели и ключевые направления их деятельности
5.1. Участниками Модели являются одаренные и высокомотивированные дети, их родители (законные представители), педагоги, работающие с такими детьми, муниципальные образовательные структуры по обучению, развитию и поддержке одаренных детей, Координационный совет из представителей администрации города Пыть-Яха (управления по образованию, управления по физической культуре и спорту), общеобразовательных организации, сетевых партнеров: ООО "РН-Югансктнефтегаз", БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", 84-я пожарная часть, ОМВД России по г. Пыть-Ях, ОПДН и ОУР "Сургутского ЛОМВД России по транспорту", ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет", КУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхский центр занятости населения", Пыть-Яхский межотраслевой колледж - филиал "Сургутского института экономики, управления и права", БУ ВО "Сургутский государственный университет".
5.2. Ключевыми направлениями деятельности являются:
5.2.1. Консолидация ресурсов муниципальной системы образования по работе с одаренными обучающимися и воспитанниками.
5.2.2. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей, одаренных обучающихся с учетом имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов.
5.2.3. Разработка научно-методического обеспечения и информационно-образовательной среды.
5.2.4. Создание опорных муниципальных площадок на базе МАУ ДО "ЦДТ", МБОУ СОШ N 1 и МБОУ СОШ N 5.
5.2.5. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания одаренных школьников, в том числе внедрение технологий выявления и обучения высокомотивированных обучающихся.
5.2.6. Повышение квалификации педагогических кадров.
5.2.7. Внедрение успешных практик работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися.
5.2.8. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми.
5.3. Деятельность муниципальной команды по сопровождению одаренных обучающихся и молодёжи города Пыть-Яха строится на взаимодействии всех подразделений структур, работающих с интеллектуально одаренными и высокомотивированными детьми.
6. Организационно-управленческое обеспечение Модели
6.1. Управленческий компонент Модели включает в себя Координационный совет во главе с заместителем главы города Пыть-Яха (направление деятельности - социальные вопросы). Состав Координационного совета утверждается распоряжением администрации города.
6.2. На весь период реализации Модели с целью управления взаимодействия между участниками Модели, их инициативами, и проведения аналитической работы создается Координационный совет из представителей администрации города Пыть-Яха (управления по образованию, управления по физической культуре и спорту), общеобразовательных организации, сетевых партнеров: ООО "РН-Югансктнефтегаз", БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", 84-я пожарная часть, ОМВД России по г. Пыть-Ях, ОПДН и ОУР "Сургутского ЛОМВД России по транспорту", ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет", КУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхский центр занятости населения", Пыть-Яхский межотраслевой колледж - филиал "Сургутского института экономики, управления и права", БУ ВО "Сургутский государственный университет".
6.3. Координационному совету вменяется оперативное управление реализацией проектов, координация действий всех структурных компонентов Модели.
7. Матрица сетевого партнерства по организации работы с одаренными
детьми города Пыть-Яха
N п/п |
Сетевой/социальный партнер |
Формы сетевого взаимодействия |
Результативность взаимодействия |
1 |
Пыть-Яхский межотраслевой колледж - филиал "Сургутского института экономики, управления и права" |
- дни открытых дверей; - форумы, круглые столы; - активы; - систематическое проведение профессиональных проб для обучающихся образовательных учреждений города в рамках федерального проекта "ПрофОриентир" |
- профессиональное самоопределение обучающихся |
2 |
ООО "РН-Югансктнефтегаз", БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", 84-я пожарная часть, ОМВД России по г. Пыть-Ях, ОПДН и ОУР "Сургутского ЛОМВД России по транспорту", ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет", КУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхский центр занятости населения", Пыть-Яхский межотраслевой колледж - филиал "Сургутского института экономики, управления и права" |
- успешная реализация проекта "Индустриальный туризм"; - организация и проведение интенсивов, тренингов, деловых игр, форумов, дней открытых дверей; - экскурсии на предприятия, в организациях города Пыть-Яха |
- увеличение доли детей, поступающих в РН-классы; - увеличение профессионально определившихся обучающихся; - уменьшение кадрового дефицита в нефтяной сфере |
3 |
БУ ВО "Сургутский государственный университет" |
- успешная реализация проекта "Профессия в профессии"; - организация и проведение дистанционных и очных интенсивов обучающихся; - профильные курсы повышения квалификации для педагогов |
- увеличение доли обучающихся, принимающих участие в конкурсах; - увеличение числа педагогов, прошедших курсы повышения квалификации |
8. Ожидаемые результаты реализации Модели
8. Конечным результатом реализации Модели является усовершенствованная действующая муниципальная модель по выявлению и сопровождению талантов посредством:
8.1. Развития условий для самореализации одаренных детей посредством структуры эффективного сетевого взаимодействия образовательных учреждений, занимающихся сопровождением интеллектуально-одаренных детей и ресурсами муниципалитета.
8.2. Создания сети муниципальных площадок по работе с интеллектуально одаренными и высокомотивированными обучающимися.
8.3. Создания базы данных талантов (наставников и детей) по сопровождению одаренных и высокомотивированных обучающихся, продвижения успешных практик работы.
8.4. Развития и расширения форм сетевого, дистанционного обучения высокомотивированных и одаренных обучающихся.
8.5. Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах муниципального, регионального, окружного, всероссийского и международного уровней и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.