г. Краснодар |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А53-32704/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом (судья Демина Я.А.) от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Хомяковой Ж.А. (доверенность от 20.12.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пивоваренная компания "Балтика"" (ИНН 7802849641, ОГРН 1147847032838), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А53-32704/2019, установил следующее.
ООО "Пивоваренная компания "Балтика" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) от 14.08.2019 N 07-10-19/809 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа и представления от 14.08.2019 N 07-10-19/809 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2019, признаны незаконными и отменены постановление управления от 14.08.2019 N 07-10-19/809 о назначении административного наказания по статье 14.19 Кодекса и представление от 14.08.2019 N 07-10-19/809 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Судебные акты мотивированы тем, что управление не доказало совершение обществом виновных действий, квалифицируемых по статье 14.19 Кодекса.
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.10.2019 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что в ходе административного расследования управлением установлена фактическая дата отгрузки продукции (19.06.2019), которая не соответствует зафиксированной информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС). Согласно представленным первичным документам поставка алкогольной продукции осуществлена в адрес ООО "Кадет", адрес грузополучателя: г. Таганрог, Поляковское шоссе, д. 15-Г, однако в ЕГАИС зафиксирован адрес ООО "Кадет": г. Таганрог, Поляковское шоссе, д. 15-Б. При рассмотрении дела обществом заявлены ходатайства о применении статьи 2.9 Кодекса, а также снижении размера штрафа в соответствии со статьей 4.1 Кодекса, что свидетельствует о признании факта совершенного правонарушения. Понятия "Дата отпуска груза", отражаемая в товарном разделе товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), и понятие "Дата прибытия/убытия автомобиля", отражаемая в транспортном разделе, не являются разнозначными. В товарном разделе ТТН в графе "отпуск груза произвел" обществом указана дата, отличная от даты составления ТТН, которая и подлежит внесению в заявку о фиксации информации об отгрузке в графу "Дата отпуска груза". Обществу вменяется внесение недостоверной информации в товарный раздел ТТН и в графу "Грузоотправитель", а не "Пункт погрузки".
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами управление зафиксировало, что обществом при осуществлении деятельности по производству пива с производственной мощностью основного технологического оборудования свыше 300 тыс. дал в год, допущены нарушения установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС: в ЕГАИС зафиксированы сведения о поставке алкогольной продукции, не соответствующие данным первичного учета в части указания даты отгрузки и адреса грузополучателя алкогольной продукции.
По факту выявленных нарушений управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2019 N 07-10-19/809 по статье 14.19 Кодекса и вынесено постановление от 14.08.2019 N 07-10-19/809 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Обществу также выдано представление от 14.08.2019 N 07-10-19/809 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления от 14.08.2019 N 07-10-19/809 и представление от 14.08.2019 в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования и признавая незаконными постановление от 14.08.2019 N 07-10-19/809 и представление от 14.08.2019, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ (пункт 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций определяются Правительством Российской Федерации.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил организации представляют в Единую информационную систему сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной; номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих сопровождающих оборот продукции в Единой информационной системе; сведения о контрагенте (контрагентах при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
В соответствии с пунктом 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в Единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 24 Правил при выявлении факта внесения в Единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в Единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников Единой информационной системы отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в Единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом данного пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточненными данным.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 (далее - Приказ N 149).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия ТТН, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
В полях "10. Грузополучатель, краткое наименование" и "11. ИНН и КПП" указываются краткое наименование организации (ее обособленного подразделения), осуществляющей закупку (получение) продукции, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (ее обособленного подразделения), которые зафиксированы в ЕГАИС, - выбираются оператором организации-поставщика продукции из справочников российских организаций и грузополучателей розничной продажи.
Проверив правомерность привлечения общества к ответственности по статье 14.19 Кодекса за внесение в ЕГАИС недостоверной информации об отгрузке алкогольной продукции в части даты отгрузки и адреса грузополучателя, судебные инстанции установили следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, обществу вменена фиксация в ЕГАИС поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Кадет" (ИНН 6165017896 КПП 615445001, адрес грузополучателя: г. Таганрог, Поляковское шоссе, д. 15-Б) по товарно-транспортной накладной от 18.06.2019 N Rst015729/19, дата отгрузки 18.06.2019, дата фиксации 19.06.2019 при указании в первичных документах поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Кадет" (ИНН 6165017896 КПП 615445001, адрес грузополучателя: г. Таганрог, Поляковское шоссе, д. 15-Г) по товарно-транспортной накладной от 18.06.2019 N Rst015729/19, дата отгрузки 19.06.2019, дата фиксации 19.06.2019; а также фиксация в ЕГАИС поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Кадет" (ИНН 6165017896 КПП 615445001, адрес грузополучателя: г. Таганрог, Поляковское шоссе, д. 15-Б) по товарно-транспортной накладной от 18.06.2019 N Rst015730/19, дата отгрузки 18.06.2019; дата фиксации 19.06.2019 при указании в первичных документам поставки алкогольной продукции в адрес ООО "Кадет" (ИНН 6165017896 КПП 615445001, адрес грузополучателя: г. Таганрог, Поляковское шоссе, д. 15-Г) по товарно-транспортной накладной от 18.06.2019 N Rst015729/19, дата отгрузки 19.06.2019, дата фиксации 19.06.2019.
По мнению управления, из ТТН от 18.06.2019 N Rst015729/19 и Rst015730/19 следует, что фактически отгрузка груза произведена 19.06.2019. Заявка о фиксации факта отгрузки зафиксирована также 19.06.2019. При этом дата формирования спорных товарно-транспортных накладных указана как "18.06.2019".
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 16 Раздела II Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР от 30.11.1983 N 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю лицом, ответственным за отгрузку товара.
Суды учли, что в действительности в левом нижнем углу вторых листов ТТН N Rst015729/19 и Rst015730/19 проставлена дата убытия автомобиля из-под погрузки - 19.06.2019, которую управление считает датой отгрузки. При этом, как правильно указали судебные инстанции, дата убытия автомобиля из-под погрузки не является тождественной дате отпуска груза в том смысле, который указан в пункте 5 Приказа N 149.
Кроме того, из пояснений общества следует, что проставленное в ТТН N Rst015729/19 и Rst015730/19 время убытия автомобиля из-под погрузки - 00 часов 11 минут 19.06.2019. Таким образом, оформление ТТН на отгрузку пришлось на ночное время суток 18.06.2019 (при круглосуточном режиме работы общества).
В соответствии с абзацем 2 пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу N 149 до создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке. До момента получения подтверждения фиксации в ЕГАИС пакет документов по конкретной отгрузке блокируется программным обеспечением. Отправка в рассматриваемом случае заявок о фиксации ТТН N Rst015729/19 и Rst015730/19 в ЕГАИС имела место 18.06.2019 в 23 часа 57 минут и 23 часа 58 минут, подтверждения о фиксации заявок в ЕГАИС получены в начале следующих календарных суток 19.06.2019 в 00 часов 01 минута и в 00 часов 03 минуты.
На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание факта хозяйственной жизни. Датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю. Пунктом 3 данной статьи установлено, что первичный документ должен быть составлен при совершении акта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление акта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что применяемая обществом фиксация в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, предшествующая времени убытия транспортного средства, отраженному в распечатанных после получения подтверждения о фиксации заявок в ЕГАИС товарно-транспортных накладных (как это делало общество), не запрещена и допускается, то есть обществом не нарушены установленные законодательством сроки и порядок фиксации необходимой информации в ЕГАИС.
Таким образом, вывод суда о соответствии данных заявки о фиксации в ЕГАИС данным первичных документов основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие указание заявителем в заявке о фиксации в ЕГАИС данных, не соответствующих первичным бухгалтерским документам.
Проверив ссылку управления на указание в ТТН неверного адреса разгрузки, судебные инстанции указали, что в транспортном разделе ТТН N Rst015729/19 и Rst015730/19 в качестве пункта разгрузки указан адрес: г. Таганрог, ул. Поляковское шоссе, д. 15-г, что соответствует данным заявок о фиксации сведений об отгрузке в ЕГАИС (т. 1, л. д. 35 и 39), подтверждающие указание заявителем в качестве грузополучателя ООО "Кадет", адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Поляковское шоссе, д. 15-г. Принадлежность указанного адреса грузополучателю подтверждается представленными в материалы дела свидетельством серии 61-АЗ N 687282 о праве на объект недвижимости, подтверждающие принадлежность адреса: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Поляковское шоссе, д. 15-г ООО "Кадет", а также копиями товарных накладных, из которых усматривается, что в качестве грузополучателя заявителем указано ООО "Кадет", адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Поляковское шоссе, д. 15-г. Вывод судов в данной части не опровергнут управлением документально.
Поскольку факт совершения обществом административного правонарушения не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, у управления отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности за вмененное административное правонарушение, в связи с чем правомерно признали оспариваемое постановление незаконным.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По рассматриваемому делу заявитель обратился с требованиями об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 29.13 Кодекса.
Поскольку названные требования связаны между собой по основаниям их возникновения, представленными доказательствами, суды правомерно применили положения главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении требований об оспаривании спорного представления.
Поскольку событие вмененного обществу правонарушения и его вина непосредственно в его совершении не доказаны, судебные инстанции правомерно признали незаконным представление от 14.08.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 07-10-19/809.
Проверив довод управления о том, что обществом на стадии рассмотрения материалов административного дела было заявлено ходатайство о признании правонарушения малозначительным, что указывает на признание факта нарушения, судебные инстанции правомерно указали, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии в деянии общества состава вмененного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации, судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А53-32704/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание факта хозяйственной жизни. Датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю. Пунктом 3 данной статьи установлено, что первичный документ должен быть составлен при совершении акта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление акта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
...
По рассматриваемому делу заявитель обратился с требованиями об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 29.13 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 июня 2020 г. N Ф08-1880/20 по делу N А53-32704/2019