г. Краснодар |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А32-9218/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Гирей-Сахар" (ОГРН 1132364002836, ИНН 2364009860) - Ярыш Е.Н. (доверенность от 14.01.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ОГРН 1022301205662, ИНН 2308070396) - Савочка М.П. (доверенность от 31.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А32-9218/2019, установил следующее.
ООО "Гирей-Сахар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - компания) о признании незаконными действий по начислению дополнительного объема потребления газа в период с ноября 2018 года по январь 2019 года; обязании компании произвести расчет объема поставленного за указанный период газа, руководствуясь показаниями узла учета газа (далее - УУГ) на базе счетчиков ВКГ-2 N 1887 и 3374; обязании произвести перерасчет стоимости поставленного газа с ноября 2018 года по январь 2019 года по договору поставки газа от 29.09.2017 N 25-4-04138/18 (дело N А32-9218/2019).
Компания обратилась в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании 9 768 479 рублей 88 копеек задолженности по названному договору за период с 01.11.2018 по 31.12.2018, 291 255 рублей 17 копеек пеней за период с 26.12.2018 по 21.02.2019 (уточненные требования) (дело N А32-9862/2019).
Определением от 26.03.2019 по делу N А32-9218/2019 в одно производство объединены дела N А32-9218/2019 и N А32-9862/2019, объединенному делу присвоен N А32-9218/2019.
Решением от 11.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.02.2020, в исках обществу и компании отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении ее иска и удовлетворить иск компании в полном объеме. По мнению заявителя, установка вычислителя ВКГ-2 N 3374 с установленной на нем версией ПО, соответствующей ГОСТ 30319.2-2015, является реконструкцией УУГ. Суды не проверили доводы компании об имевших место реконструкциях УУГ до 27.11.2018; не учли, что замена сужающих устройств произведена после даты начала действия ГОСТ Р 8.899-2015, следовательно, потребитель в соответствии с пунктом 5 ГОСТ Р 8.899-2015 обязан провести аттестацию методики измерений. Любое изменение количественных и качественных характеристик измерительного комплекса (ИК) влечет за собой необходимость обязательной аттестации средств измерений. Компания не согласна с определением объема поставленного газа с 01.11.2018 по 27.11.2018 по показаниям УУГ, поскольку суды не учли, что реконструкция первоначально проведена потребителем 18.04.2016. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в истребовании доказательств, способных повлиять на результат рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты в обжалуемой части надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.09.2017 компания (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор поставки газа N 25-4- 04138/18, по которому поставщик обязался поставлять газ с 01.01.2018 по 31.12.2022, а покупатель - принимать и оплачивать принятый газ в соответствии с условиями договора.
В соответствии с пунктом 4.2 договора учет газа осуществляется по единому расчетному УУГ. УУГ - комплект средств измерений (далее - СИ), технических систем и устройств с измерительными функциями, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно пункту 4.3 договора количество поставляемого газа (объем) определяется на УУГ поставщика, установленном на объектах сетей газораспределения и (или) газопотребления покупателя и (или) трансгаза. При неисправности или отсутствии УУГ поставщика объем газа определяется по УУГ покупателя. При неисправности или отсутствии УУГ покупателя количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования (далее - ГПО) за все время, в течение которого подавался газ. Под неисправностью УУГ стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него средство измерения (СИ) не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Кроме того, УУГ считается неисправным после истечения срока эксплуатации (службы) любого СИ, указанного в технической документации на данное СИ. Если иное не подтверждено, то период времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого покупатель потреблял газ, определяется исходя из круглосуточного потребления, начиная с даты последней проверки УУГ поставщиком, а если таковая не проводилась, то с даты установки поставщиком пломбы на СИ УУГ до даты возобновления надлежащего учета
Представителями компании проведены проверки УУГ потребителя, в результате которых составлены акты проверки УУГ и газоиспользующего оборудования (ГИО) от 03.08.2018 N 08/1327 и от 19.09.2018 N 08/1366, согласно которым УУГ соответствует действующей научно-технической документации (НТД) и пригоден для взаиморасчетов за поставленный газ.
15 октября 2018 года общество получило письмо компании N 25-19.11-05/1273 с требованием в срок до 01.11.2018 предоставить поставщику газа данные об аттестации измерительного комплекса (УУГ) согласно требованиям ГОСТ Р 8.899-2015 "ГСИ. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методики измерения", а именно свидетельство об аттестации методики измерений и соблюдения требований ГОСТ 8.586.1 - ГОСТ 8.586.5, комплект технической документации по пункту 7 ГОСТ 8.899-2015, подписанные аккредитованной в установленном порядке организацией.
В ответ на указанное письмо общество в письме от 19.10.2018 N 11/1873 пояснило, что измерительный комплекс расхода газа покупателя имеет все необходимые документы, подтверждающие его соответствие требованиям ГОСТ 8.586.1 - ГОСТ 8.586.5, а требования ГОСТ Р 8.899-2015 неприменимы к ИК общества, поскольку узел учета расхода природного газа потребителя введен в эксплуатацию до вступления его в действие, реконструкция УУГ после введения в действие ГОСТ Р 8.899-2015 не проводилась.
9 ноября 2018 года общество произвело замену сужающего устройства (СУ) под контролем поставщика газа. В соответствии с актом N 08/1427, составленным представителями компании, потребителю указано на необходимость выполнить требование письма от 15.10.2018 N 25-19.11-05/1273.
27 ноября 2018 года при проведении проверки УУГ и ГИО произведена замена вычислителя ВКГ-2 N 1887 (на котором была установлена версия ПО, не соответствующая ГОСТ 30319.2-2015) на вычислитель ВКГ-2 N 3374 (с установленной на нем версией ПО, соответствующей ГОСТ 30319.2-2015), что отражено в акте проверки от N 08/1446, которым потребителю также указано на необходимость выполнить требования письма от 15.10.2018 N 25-19.11-05/1273.
Ссылаясь на отсутствие у общества акта соответствия УУГ требованиям ГОСТ Р8.899-2015, компания рассчитала объем поставленного в ноябре - декабре 2018 года и январе 2019 года газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования и выставила счета-фактуры от 30.11.2018 N 147023Г18 на сумму 15 611 424 рубля 15 копеек и от 31.12.2018 N 167895Г18 на сумму 728 947 рублей 49 копеек.
Сведения об объемах потребленного ресурса за спорный период изложены в актах поданного-принятого газа, которые подписаны потребителем с разногласиями, о чем сделаны соответствующие отметки с особым мнением.
Неоплата обществом объема газа, определенного в ноябре и декабре 2018 года расчетным путем по проектной мощности ГПО, на сумму 9 768 479 рублей 88 копеек послужила основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске компании, суды исходили из следующего.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила N 961).
Согласно пункту 2.10 Правил N 961 при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности ГПО исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил N 961).
В пункте 21 Правил N 162 установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил N 162 учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Суды установили, что основанием для определения компанией объема отпущенного в спорном периоде газа по мощности ГПО послужило отсутствие у общества документов об аттестации измерительного комплекса согласно требованиям ГОСТ Р 8.899-2015.
ГОСТ Р 8.899-2015 утвержден и введен в действие с 1 октября 2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2015 N 1813-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа).
В силу пункта 5 ГОСТ Р 8.899-2015 аттестацию методики измерений проводят перед вводом измерительного комплекса (далее - ИК) в эксплуатацию и после его реконструкции. Аттестацию после проведения реконструкции проводят в части, затрагивающей изменяемые компоненты ИК.
Из вышеуказанного следует, что проверка реализации методик измерений осуществляется в следующих случаях:
1) перед пуском узла измерений в эксплуатацию (то есть до принятия в эксплуатацию УУГ);
2) в случае реконструкции узла измерений (то есть после изменения его параметров, совокупности измерительных, связующих, вычислительных компонентов, и вспомогательных устройств (компонентов измерительной системы), функционирующих как единое целое, которое повлекло за собой изменение его первоначально установленных метрологических характеристик).
Судебные инстанции исходили из того, что замена вычислителя ВКГ-2 N 1887, на котором была установлена версия ПО, не соответствующая ГОСТ 30319.2-2015, на вычислитель ВКГ-2 N 3374 с установленной версией ПО, соответствующей ГОСТ 30319.2-2015, оказывает влияние на метрологические характеристики измерения расхода и количества среды. На этом основании суды правильно указали, что данная замена является реконструкцией и поэтому требования компании о проведении аттестации методики измерений с 27.11.2018 даты правомерны. До указанной даты считать УУГ реконструируемым и требовать от общества документов об аттестации ИК согласно требованиям ГОСТ Р 8.899-2015 у компании не имелось оснований ввиду отсутствия в указанный период случаев, установленных в пункте 5 ГОСТ Р 8.899-2015; необходимость проводить проверку состояния и применения СИ на соответствие методики выполнения измерений у сторон отсутствовала с учетом того, что с момента ввода УУГ в эксплуатацию (24.09.2008) и заключения спорного договора в течение всего срока его исполнения до 27.11.2018 спорный УУГ эксплуатировался без замечаний. Схема и состав УУГ с применением сужающего устройства была согласована сторонами 23.09.2008 и до 27.11.2018 оставалась в неизменном виде. Компания правомерно рассчитала объем потребленного газа по мощности ГПО с 27.11.2018 до 31.12.2018; но с 01.11.2018 до 27.11.2018 объем поставленного газа следует определять по показаниям УУГ.Поскольку общество оплатило потребленный газ в сумме, превышающей задолженность, в иске компании отказано. При этом суды сослались на недоказанность компанией проведения реконструкции УУГ в более ранний период.
Вместе с тем данные выводы являются преждевременными и недостаточно обоснованными.
Из имеющейся в деле справки общества от 20.06.2019 N 11/1204 видно, что в 2017 году дважды производилась замена вычислителей ВКГ-2.
Суды сослались на то, что реконструкция имела место быть 27.11.2018, когда был заменен вычислитель ВКГ-2 на вычислитель ВКГ-2 N 3374 с установленной версией ПО, соответствующей ГОСТ 30319.2-2015.
При этом суды при наличии указанной справки общества, делая вывод об отсутствии более ранней реконструкции УУГ, не сослались на имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие данное суждение и исключающие вывод о том, что замены ВКГ-2 в 2017 году не влекли изменение количественных и качественных характеристик измерительного комплекса.
Кроме того, суды не проверили довод компании о том, что замены сужающих устройств также приводят к изменению характеристик измерительного комплекса; не сослались на имеющуюся в деле техническую документацию или иные доказательства (техпаспорта, заключение специалиста и т. д.), которые подтверждают или опровергают данный довод.
Выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для определения периода, с которого у общества возникает обязанность провести аттестацию ИК, а у поставщика газа возникает право на определение его объема по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
Поскольку суды неполно выяснили значимые для дела обстоятельства, судебные акты в части отказа в иске компании нельзя признать законными и обоснованными.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, запросить документы, характеризующие произведенные обществом в 2017 году замены, предложить сторонам представить доказательства влияния сужающих устройств на характеристику УУГ и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А32-9218/2019 в обжалуемой части отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции исходили из того, что замена вычислителя ВКГ-2 N 1887, на котором была установлена версия ПО, не соответствующая ГОСТ 30319.2-2015, на вычислитель ВКГ-2 N 3374 с установленной версией ПО, соответствующей ГОСТ 30319.2-2015, оказывает влияние на метрологические характеристики измерения расхода и количества среды. На этом основании суды правильно указали, что данная замена является реконструкцией и поэтому требования компании о проведении аттестации методики измерений с 27.11.2018 даты правомерны. До указанной даты считать УУГ реконструируемым и требовать от общества документов об аттестации ИК согласно требованиям ГОСТ Р 8.899-2015 у компании не имелось оснований ввиду отсутствия в указанный период случаев, установленных в пункте 5 ГОСТ Р 8.899-2015; необходимость проводить проверку состояния и применения СИ на соответствие методики выполнения измерений у сторон отсутствовала с учетом того, что с момента ввода УУГ в эксплуатацию (24.09.2008) и заключения спорного договора в течение всего срока его исполнения до 27.11.2018 спорный УУГ эксплуатировался без замечаний. Схема и состав УУГ с применением сужающего устройства была согласована сторонами 23.09.2008 и до 27.11.2018 оставалась в неизменном виде. Компания правомерно рассчитала объем потребленного газа по мощности ГПО с 27.11.2018 до 31.12.2018; но с 01.11.2018 до 27.11.2018 объем поставленного газа следует определять по показаниям УУГ.Поскольку общество оплатило потребленный газ в сумме, превышающей задолженность, в иске компании отказано. При этом суды сослались на недоказанность компанией проведения реконструкции УУГ в более ранний период.
...
Суды сослались на то, что реконструкция имела место быть 27.11.2018, когда был заменен вычислитель ВКГ-2 на вычислитель ВКГ-2 N 3374 с установленной версией ПО, соответствующей ГОСТ 30319.2-2015."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2020 г. N Ф08-3949/20 по делу N А32-9218/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3949/20
05.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23138/19
11.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9218/19
15.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11948/19
07.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5506/19