г. Краснодар |
|
18 июня 2020 г. |
Дело N А53-16124/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481), ответчика - межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951), третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А53-16124/2019, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО (далее - ответчик, департамент) о взыскании 2 153 рублей 80 копеек излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство).
Решением от 27.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2019, в иске отказано.
Определением от 11.12.2019 суд апелляционной инстанции учел изменение наименования департамента на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - управление).
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что в силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории и на объектах, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Учреждение не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС, так как не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Суды не указали, какое негативное воздействие учреждение оказало в ходе своей деятельности и какие виды отходов образуются от такой деятельности; не приняли во внимание имеющее преюдициальное значение для настоящего спора решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2018 по делу N А53-33889/2017, из которого следует, что учреждение не оказывает НВОС и не относится к организациям, производящим плату за НВОС.
В отзыве на жалобу управление, считая судебные акты законными и обоснованными, просило оставить их без изменения и отклонило доводы жалобы учреждения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2016 году учреждение уплатило 2153 рубля 80 копеек за негативное воздействие на окружающую среду.
В порядке осуществления регионального государственного экологического надзора государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды в период с 20.07.2017 по 16.08.2017 на основании приказа от 22.06.2017 N 551-ГК проведена плановая выездная проверка деятельности учреждения в г. Батайске на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой выявлены допущенные учреждением нарушения в области обращения с отходами производства и потребления и вынесено предписание от 16.08.2017 N 167/551-ГК/28.РО-02.7 (далее - предписание), которым учреждению предложено в срок до 15.05.2018 разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лицу, допущенному к обращению с отходами I-IV класса опасности, необходимо пройти профессиональное обучение и подтвердить его соответствующим удостоверением (свидетельством). Учреждение обжаловало указанное предписание в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2018 по делу N А53-33889/2017 предписание признано недействительным. Из судебного акта следует, что учреждение не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не относится к организациям, производящим плату за НВОС.
Полагая, что учреждение безосновательно внесло 2153 рубля 80 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду, оно обратилось в суд с иском.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ НВОС является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ НВОС является платным. К видам НВОС относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды НВОС.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при размещении отходов взимается плата за НВОС в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - постановление N 1029). Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, с выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
К объектам IV категории согласно пункту 6 части IV постановления N 1029 относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т.д.
При этом на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в мае 2017 года внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов в части появления категории "твердые коммунальные отходы", а появление на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора, отнесено только на 2018 год.
Переходный период для введения новой системы регулирования деятельности в области обращения с ТКО и назначения региональных операторов по обращению с ТКО продлен до 01.01.2019.
Суды правильно указали, что законодательными и нормативными актами право на освобождение от платы за НВОС коммунальных отходов за период 2016 год (спорный период) предоставлено только гражданам, поскольку стоимость этих услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Суды пришли к выводу о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих, что отходы деятельности учреждения не относятся к ТКО и что оно не обязано было в 2016 году вносить плату за НВОС.
Доводы кассационной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А53-16124/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
...
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т.д.
При этом на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в мае 2017 года внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов в части появления категории "твердые коммунальные отходы", а появление на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора, отнесено только на 2018 год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июня 2020 г. N Ф08-2507/20 по делу N А53-16124/2019