город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А53-16124/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное): представитель Потапова Е.С. по доверенности от 14.11.2019, копия диплома от 19.06.2009, паспорт;
от Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия: представитель Помникова О.И. по доверенности от 22.10.2019, копия диплома от 30.06.2006, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.09.2019 по делу N А53-16124/2019
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее - Управление Росприроднадзора) о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 153,80 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2019 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отходы Пенсионного фонда, подлежащие размещению (захоронению), не относятся к твердым коммунальным отходам, а также подтверждающих отсутствие у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Батайске Ростовской области (межрайонное) обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования о возврате излишне уплаченных платежей в сумме 2 185,8 удовлетворить в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что учреждение не является объектом негативного воздействия на окружающую среду. Также суд не указал, какое негативное воздействие учреждение оказало в ходе своей деятельности и какие виды отходов образуются от такой деятельности. Учреждение не согласно с выводом суда о том, что граждане могут быть освобождены от платы за размещение коммунальных отходов, а юридические лица - нет.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Минприроды Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 24.12.2019 в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ильину М.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель от Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УПФР в г. Батайске произведены оплата авансовых платежей за 2016 од за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2 153,80 руб.
Истец, ссылаясь на отсутствие у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и обязание Департамента возвратить 2 153,80 руб. безосновательно уплаченных платежей за 2016 год, ссылается на следующее.
Ростовским государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды по результатам плановой проверки деятельности ГУ УПФР в г. Батайске Ростовской области на предмет соблюдения требований законодательства в области окружающей среды было вынесено предписание от 16.08.2017 N 167/551- ГК/28.РО-02.7.
Одновременно Пенсионный фонд был привлечен к административной ответственности за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не проведение профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Пенсионный фонд обжаловал указанное предписание в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2018 по делу N А53-33889/2017 предписание от 16.08.2017 N 167/551-ГК/28.РО-02.7 признано недействительным. Из вступившего в законную силу судебного акта следует, что Пенсионный фонд не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не относится к организациям, производящим плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, по мнению Пенсионного фонда, он не должен был производить оплату авансовых платежей за 2016-2017 гг. за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, обратился к Управлению Росприроднадзора с просьбой о возврате суммы переплаты в размере 2 153,80 руб. (письмо от 30.10.2018 N 17576/05, претензия от 10.12.2018 N 02/19361).
Неисполнение Управлением Росприроднадзора в добровольном порядке претензионных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности необходимо рассматривать совместно с принципами обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, поскольку они являются взаимосвязанными.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
По смыслу статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объёма негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Понятие входящего в состав установленного названной правовой нормой такого вида негативного воздействия на окружающую среду как размещение отходов производства и потребления дано в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как хранение и захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и по ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Из материалов дела следует, что в 2016-2017 гг. Пенсионным фондом внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 153,80 руб.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Пенсионным фондом ошибочно уплачено 2153,80 руб. за негативное воздействие на окружающую среду, Пенсионный фонд не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, поскольку плательщиком является региональный оператор. Указанные доводы Пенсионного фонда суд подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ и данным Федеральным законом.
В пунктах 4 и 5 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ о плательщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 9 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лиши с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Термин "твердые коммунальные отходы", охватывает не только отходы потребления и утратившие потребительские свойства в процессе своего использования для личных и бытовых нужд товары, образующиеся у физических лиц в жилых помещениях, но и иные отходы, подобные им по своему составу, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации положений в письме от 22.02.2017 N 5554-АТ/04 даны рекомендации по применению ряда положений относительно порядка заключений договоров на вывоз твердых коммунальных отходов.
В названном письме указано следующее: согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В письме также отмечено, что Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29.12.2016, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.
При этом, законодательными и нормативными актами право на освобождение коммунальных отходов за период 2016 год (спорный период рассматриваемых требований) предоставлено только гражданам, поскольку стоимость услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Ссылок на возможность применения положений закона N 89-ФЗ к юридическим лицам и применение комментируемых положений на существующие отношения, законом не установлено.
Аналогичная позиция изложена в постановлении по делу N А53-13129/2019 от 23.09.2019 и в постановлении по делу А53-29083/2019 от 20.12.2019.
Суд апелляционной инстанции полагает, что приведенные обстоятельств не позволяет признать доказанными и обоснованными требования учреждения о возвращении суммы переплаты.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отходы учреждения, подлежащие размещению (захоронению), не относятся к твёрдым коммунальным отходам, а также подтверждающих отсутствие у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2019 по делу N А53-16124/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16124/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. БАТАЙСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Министерство природы Ростовской области, Минприроды Ростовской области