г. Краснодар |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А53-14771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании, проводимом посредтвом веб-конференции, от истца - унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (ИНН 6101037745, ОГРН 1066101025869) - Тюпанской О.Г. (доверенность от 15.08.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (ИНН 7701215046, ОГРН 1025202617461) - Лысухина Д.С.(доверенность от 25.03.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А53-14771/2019, установил следующее.
Унитарное муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (далее - ответчик, общество) о взыскании 6 501 478 рублей 37 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Решением от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что общество произвело сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) загрязняющих веществ.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды необоснованно сочли доказанным наличие у ОАО "ЮВЭнергочермет" права проводить исследования и выдавать заключения о содержании количества сульфат-иона и хлорид-иона в сточных водах, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства такого права. Вывод судов о доказанности того, что исследование производилось в отношении отобранных у общества проб не подтвержден достаточными доказательствами. Суды не применили положения ГОСТа 31861-2012 и ПНД 12.15.1-08, а также не учли допущенные истцом нарушения при отборе и доставке проб в лабораторию, поэтому результаты лабораторных исследований не могут быть признаны достоверными.
В отзыве на жалобу предприятие отклонило доводы общества, указав на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, стороны заключили единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 27.12.2013 N 01.01.2014 (далее - договор). В соответствии с условиями договора организацией ВКХ производится отбор проб в контрольном канализационном колодце N 31 по адресу: х. Новоалександровка, ул. Центральная, 3.
Предприятие в присутствии представителя общества Зайцевой Т.А. произвело отбор проб сточных вод из согласованной точки и составило акты от 13.03.2017 N 1, от 27.04.2017 N 2 и от 22.05.2017 N 3. Анализ отобранных проб показал, что качество сточных вод общества не соответствует значениям нормативных показателей свойств сточных вод (протоколы лабораторных исследований от 20.03.2017 N КХА 241, от 03.05.2017 N КХА 432, от 29.05.2017 N КХА 488).
На этом основании предприятие начислило обществу плату за негативное воздействие загрязняющих веществ на централизованную систему водоотведения за март, апрель, май 2017 года на сумму 6 501 478 рублей 37 копеек.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому истец обратился в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды обоснованно руководствовались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Основание и порядок внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей им; далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310), условиями заключенного сторонами договора, а также нормативными актами органов местного самоуправления, устанавливающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и размер платы за превышение названных нормативов.
Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулируется разделами VI и VII Правил N 644 и нормативами, приведенными в приложении N 3 к Правилам N 644, установленными в соответствии с пунктом 114 названных Правил, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Правоотношения, связанные с внесением платежей при сбросе веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, регулируются разделами VI и VII Правил N 644 и перечнем материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (приложение N 4 к Правилам N 644), установленным в соответствии с пунктом 113 Правил.
Приведенная в пункте 120 раздела VII Правил N 644 формула определяет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и применяется в случае сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также залпового сброса. В данном случае порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ.
В случае, если абонент осуществил сброс сточных вод, состав и свойства которых не соответствуют нормативным показателям, то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, и при данном порядке компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства учитываются такие показатели, как фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод; допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за определенный период.
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учтя, что ответчиком не заявлены возражения при отборе проб, не представлено доказательств нарушения процедуры отбора проб, параллельно отобранных проб, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности сброса обществом сточных вод с превышением максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения. Расчет платы соответствует приведенным правовым нормам, контррасчет ответчиком не представлен.
Довод кассационной жалобы общества об отсутствии в материалах дела доказательств наличия специального права у ОАО "ЮВЭнергочермет" проводить исследования и выдавать заключения о содержании количества сульфат-иона и хлорид-иона в сточных водах отклоняется судом округа, поскольку суды правильно указали, что взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию химико-бактериологического и технологического контроля, имеющую все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией деятельности и действующую в соответствии с законодательством (аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации от 25.02.2013 N РОСС RU.0001.519122).
Ссылка общества на допущенные истцом нарушения при отборе и доставке проб в лабораторию являлась предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонена. Согласно пункту 22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения. Обязательное указание в актах отбора проб сточных вод на метод отбора проб, а также на климатические условия не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что при отборе проб сточных вод использовался механический (ручной) метод. При отборе проб представитель ответчика не заявлял возражений против пробоотборника. Отбор проб осуществлялся представителем аккредитованной организации. Проба отобрана в соответствии с ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", ГОСТ Р31861- 2012, с проставлением отметки в акте контрольного отбора.
Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 по делу N А53-14771/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенная в пункте 120 раздела VII Правил N 644 формула определяет размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и применяется в случае сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, а также залпового сброса. В данном случае порядок определения размера расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства включает такие показатели, как коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ.
В случае, если абонент осуществил сброс сточных вод, состав и свойства которых не соответствуют нормативным показателям, то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644, и при данном порядке компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства учитываются такие показатели, как фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод; допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, тариф на водоотведение, действующий для абонента, объем сточных вод, отведенных абонентом за определенный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2020 г. N Ф08-2922/20 по делу N А53-14771/2019