город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А53-14771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Тюпанская О.Г. по доверенности от 15.08.2019,
от ответчика: представитель Лысухин Д.С. по доверенности от 04.04.2019, представитель Закалин А.С. по доверенности 04.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 по делу N А53-14771/2019
по иску Унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения
(ИНН 6101037745, ОГРН 1066101025869) к обществу с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (ИНН 7701215046, ОГРН 1025202617461) о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Тютюника П.Н.,
УСТАНОВИЛ:
унитарное муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" (далее - ответчик) о взыскании 6 501 478,37 руб. платы за негативное воздействие.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 по делу N А53-14771/2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции необоснованно посчитал доказанным право ОАО "ЮВЭнергочермет" проводить исследования и выдавать заключения о содержании количества сульфат-иона и хлорид-иона в сточных водах, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия специального права. Вывод суда о доказанности факта, что исследование производилось в отношении отобранных проб, не имеет достаточных доказательств в материалах дела. Судом первой инстанции не применены положения ведомственных нормативных актов ГОСТа 31861-2012 и ПНД 12.15.1-08. несоблюдение которых, истцом при отборе проб фактически обесценивает результаты исследований и, следовательно, не позволяет применять их как основание для начисления платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что информация, которая должна быть внесена в акт, и которая могла повлиять на результаты лабораторных исследований, но не была отражена в акте, должна толковаться в пользу ответчика, так как истец не исполнил обязанности, возложенные на него нормативно-правовым актом.
Судом проигнорированы обстоятельства, существенно влияющие на рассмотрение дела, поскольку с учетом допущенных нарушений как при отборе проб, так и при доставке проб в лабораторию результаты лабораторных исследований не могут быть признаны достоверными.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт; представили платежное поручение, подтверждающее оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между унитарным муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения и ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" заключен единый типовой договор N 01.01.2014 от 27.12.2013 холодного водоснабжения и водоотведения (далее - договор).
В соответствии с условиями договора отбор проб производится организацией ВКХ в контрольном канализационном колодце N 31 по адресу: х. Новоалександровка, ул. Центральная, 3.
В соответствии с п. 114 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее Правила) состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Согласно протоколам лабораторных исследований N КХА 241 от 20.03.2017, N КХА 432 от 03.05.2017, N КХА 488 от 29.05.2017 установлено, что ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в нарушение условий договора и требований пунктов 111, 114 Правил N 644 превысило допустимые концентрации загрязняющих веществ в марте, апреле, мае 2017 года, в связи с чем, истцом насчитана ко взысканию с ответчика плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 501 478,37 руб.
Поскольку ответчиком не была погашена задолженность, истец направил в адрес ответчика досудебную претензию (исх.N 916 от 26.12.2018) с требованием погасить задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Поскольку образовавшаяся задолженность ответчиком в добровольном порядке не была погашена, это явилось основанием для обращения УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения в суд с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Закон N 416-ФЗ), согласно пункту 10 статьи 7 которого в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
С августа 2013 года вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в связи с чем в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) внесены изменения. С 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 Правил N 167. При этом остальные пункты Правил N 167 являются действующими. Ныне действующими нормами Правил N 167 устанавливаются основания и порядок взыскания организациями ВКХ с абонентов платы за негативное воздействие на водные объекты через систему канализации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 раздел VII Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, законодатель разделяет плату абонентов за сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на две составляющие: за негативное воздействие на водные объекты через систему канализации (в соответствии с Правилами N 167) и за негативное воздействие на сети и сооружения самой системы канализации (в соответствии с Правилами N 644).
Согласно статье 27 Закона N 416-ФЗ предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимьгх сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Исходя из смысла вышеуказанной нормы Закона N 416-ФЗ следует, что ею определяются отношения в сфере защиты окружающей среды, т.е. регулируются отношения с платежами за негативное воздействие на водные объекты. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 оно принято в соответствии со статьей 27 Закона N 416-ФЗ, т.е. регулирует отношения, связанные с защитой от негативного воздействия на водные объекты.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подп. "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Как указанная норма Закона N 416-ФЗ, так и указанные нормы Правил N 644 при установлении соответствующих правил не указывают, что эти правила применяются к определенной категории абонентов.
Исходя из данной нормы прямо следует, что любой абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований, т.к. никаких оговорок на это счет в указанной выше норме нет, а соответствующие исключения в исполнении иных требований подп. "и" п. 35 Правил N 644 в отношении определенных абонентов, прямо оговорены законодателем.
Согласно пункту 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
Как следует из материалов дела, между УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения и ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" заключен единый типовой договор N 01.01.2014 от 27.12.2013 холодного водоснабжения, и водоотведения.
В соответствии с пп. "Д" п. 14 указанного договора абонент имеет право осуществлять в целях контроля качества холодной воды, состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения.
Согласно пункта 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" при отборе проб сточных вод организацией; осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
Отборы проб сточной воды Унитарного муниципального предприятия Жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения осуществлялся в присутствии представителя ответчика, место отбора проб определялось на месте.
Учитывая условия заключенного сторонами договора, согласно которым именно истец осуществляет отбор проб с целью контроля состава сточных вод с правом последующего взыскания с абонента повышенной платы, на истца в данном случае возлагается бремя доказывания наличия оснований для взыскания повышенной платы, в том числе, опровержения доказательств, представленных ответчиком.
Как установлено п. 41 Правил N 525, организация, осуществляющая водоотведение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом.
Федеральной службой по аккредитации выдан Аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.519122 от 25.02.2013, который удостоверяет, что химическая лаборатория ОАО "ЮВЭнергочермет" соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и аккредитован в качестве испытательной лаборатории в соответствии областью аккредитации, являющейся неотъемлемой частью аттестата. В области аккредитации указаны все исследуемые показатели сточной воды.
В силу п. п. 5.1.1 Положения N 845 Росаккредитация осуществляет проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 5.1.12 Положения N 845 Росаккредитация осуществляет формирование и ведение реестра аккредитованных лиц.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 25 и п. 2 ч. 2 ст. 25 Закона N 412-ФЗ доступ к информации содержащейся в реестре аккредитованных лиц обеспечивается, в частности, путем размещения информации на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом установлено, что взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию химико-бактериологического и технологического контроля, имеющую все условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией деятельности и действующую в соответствии с действующим законодательством (аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации N РОСС RU.0001.519122, выдан 25.02.2013.
При отборе проб сточных вод 13.03.2017, 27.04.2017 и 22.05.2017 присутствовал представитель ответчика. Возражений и замечаний на отбор проб ответчиком заявлено не было. В акте отбора N 1 от 13.03.2017, N 2 от 27.04.2017 и N 3 от 22.05.2017 прописана точка отбора проб, которая согласована с представителем ответчика - Зайцевой Т.А.
Также установлено, что в адрес ответчика были направлены письма уведомления N 103 от 13.03.2017, N 216 от 27.04.2017 и N 317 от 22.05.2017, с указанием даты и времени отбора проб сточных вод.
Согласно общим требованиям к отбору проб (ГОСТ 31861-2012) результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Как установлено п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации с 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойства сточных вод", отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Обязательное указание в актах отбора проб сточных вод на метод отбора проб, а также на климатические условия не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что при отборе проб сточных вод ответчика использовался механический (ручной) метод. При отборе проб представитель ответчика не заявлял возражений против пробоотборника. Отбор проб осуществлялся представителем аккредитованной организации с помощью ручного пробоотборника. Проба была отобрана, в соответствии с ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", ГОСТ Р31861-2012, с проставлением отметки в акте контрольного отбора.
Ответчиком не представлено протоколов анализа параллельно отобранных проб.
Также судом установлено, что передача опломбированных проб подтверждается актами приема проб вод для исследования в лаборатории N 241 от 13.03.2017, N 432 от 27.04.2017 и N 488 от 22.05.2017. В актах приема проб вод указаны: место, дата, время отбора проб, проба при приемке опломбирована, N пломбы, ФИО, должность и подпись представителя объекта, отобравшего пробу, наименование заказчика. Данные идентичны данным актов отбора проб сточных вод N 1 от 13.03.2017, N 2 от 27.04.2017 и N 3 от 22.05.2017.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2019 по делу N А53-14771/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14771/2019
Истец: УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУЛЕШОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
Ответчик: ООО "КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ"