г. Краснодар |
|
24 июня 2020 г. |
Дело N А53-37480/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах (ИНН 6167080043, ОГРН 1056167010008) - Зиновьевой С.Г. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (ИНН 6163000368, ОГРН 1026103159785), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А53-37480/2019, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах (далее - управление) от 05.07.2019 N 281 и представления управления от 16.07.2019 N 431 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 26.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что управление доказало соответствие оспариваемых обществом предписания и представления нормам действующего законодательства, критериям ясности и исполнимости.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что все работники общества, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также связанных с безопасностью дорожного движения (водители транспортных средств) своевременно и в полном объеме проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, включая флюорографию, в целях определения их пригодности для выполнения поручаемых в обществе работ и для предупреждения профессиональных заболеваний. Других работников, включенных в перечни лиц, подлежащих обязательному предварительному или периодическому обследованию на туберкулез по месту их работы в обществе нет. В пункте 48 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок N 302н), сказано исключительно о не допуске к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Однако суды незаконно расширили толкование пункта 48 Порядка N 302н, распространяя его действие на всех без исключения работников любых организаций и на все виды работ. Законодательством Российской Федерации установлен закрытый перечень профессий и должностей, при приеме на которые работники обязаны проходить рентгенографическое обследование органов дыхания. Если сотрудник не подпадает под действие перечня, работодатель не вправе требовать от него принудительного прохождения флюорографии и (или) предоставления результатов обследования. Общество в полном объеме представило управлению информацию об обследовании всех работников, которые обязаны проходить по месту работы предварительный и (или) периодический медицинский осмотр, а также детально пояснило отсутствие подобных документов в отношении иных работников. Управление обязано указать поименно сотрудников общества, которым необходимо пройти профилактический осмотр. Обществу вменены обязанности, которые возложены на органы власти и медицинские организации; оспариваемые предписание и представление незаконны и неисполнимы, поскольку общество не имеет возможности и не вправе самостоятельно организовывать проведение профилактических осмотров работников на предмет выявления у них туберкулеза или заставлять их проходить эти осмотры в обязательном порядке. Оспариваемыми ненормативными актами обществу фактически запрещено принимать работников и (или) допускать принятых лиц к работе без предоставления ими справки о прохождении флюорографии, однако работодатель не вправе требовать от работника документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Общество не вправе отстранить от работы сотрудника, который не прошел периодическое (один раз в два года) обследование на туберкулез, если данный работник не подпадает под действие соответствующего перечня работ и профессий. Выполнение требований управления не только нарушит права работников, но и повлечет необоснованное расходование средств общества.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с регистрацией случая туберкулеза у сотрудника общества (экстренное извещение ГБУ РО "ОКФЦФК" от 25.04.2019 N 2524) по поручению управления филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" в г. Таганроге провел санитарно-эпидемиологическое расследование по установлению причин и условий, способствующих заболеванию (экспертное заключение от 08.05.2019 N 27.03-30/0575).
На основании распоряжения от 06.06.2019 N 58.0178 в целях осуществления надзора за исполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения управление провело внеплановую документарную проверку общества, в ходе которой установило, что общество допускает прием на работу работников без предварительных медицинских осмотров, в том числе профилактических осмотров на туберкулез (с апреля 2018 года по июнь 2019 года принято на работу без предварительного медицинского осмотра 89 человек), не осуществляет контроль за своевременным прохождением работниками профилактических осмотров на туберкулез, не в полном объеме организовало проведение периодических профилактических медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров на туберкулез работников филиала общества в г. Таганроге (по штатной расстановке общая численность работающих - 555 человек, в 2018 году не прошли периодический медицинский осмотр, в том числе профилактический осмотр на туберкулез 449 человек (сведения о прохождении флюорографического исследования органов грудной клетки работников отсутствуют)), что является нарушением пункта 1 статьи 29, пунктов 1 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктов 4.2, 4.11, 4.18 главы IV санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 N 60 (далее - СП 3.1.2.3114-13).
По результатам проверки управление составило акт от 05.07.2019 N 58.0178, протокол об административном правонарушении от 05.07.2019 N 860, вынесло предписание от 05.07.2019 N 281 о необходимости в срок до 05.12.2019 организовать проведение в полном объеме предварительных и периодических профилактических медицинских осмотров, в том числе профилактических осмотров на туберкулез работников филиала общества в г. Таганроге (представить результаты прохождения профилактических медицинских осмотров, в том числе флюорографические исследования органов грудной клетки работников), постановление от 16.07.2019 N 656 о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 10 тыс. рублей штрафа, а также представление от 16.07.2019 N 431 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым обществу предложено в месячный срок сообщить в управление о принятых мерах, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание от 05.07.2019 N 281 и представление от 16.07.2019 N 431 в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Частью 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ и пункт 1.3 СП 3.1.2.3114-13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" туберкулез (коды заболеваний по Международной классификации болезней МКБ-10: А 15 - А 19) отнесен к социально значимым заболеваниям и заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Согласно пункту 2.1 СП 3.1.2.3114-13 туберкулез является широко распространенным инфекционным заболеванием человека. В целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения прохождению профилактических медицинских осмотров подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (пункт 1.4 СП 3.1.2.3114-13).
В силу части 2 статьи 2 Закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже одного раза в два года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже одного раза в год (пункт 4.4 СП 3.1.2.3114-13).
При этом в силу пунктов 4.11 и 4.18 СП 3.1.2.3114-13 контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров и ответственность за организацию прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулез возлагается на руководство организации по месту работы, учебы лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез.
Согласно абзацу 26 пункта 48 Порядка N 302н работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии такого общего медицинского противопоказания, как активные формы туберкулеза любой локализации.
Работники, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний не допускаются руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем к исполнению ими трудовых обязанностей. Ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр, возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 7.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65).
Таким образом, применив положения статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2019 N 884 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", суды сделали верный вывод о том, что предприятие, учреждение, организация должны быть прикреплены к медицинской организации путем заключения договоров или направления своих работников для прохождения предварительных или периодических медицинских осмотров на туберкулез в медицинскую организацию по месту жительства работника с последующим представлением результатов обследования на туберкулез.
Суды установили, что общество осуществляло прием на работу сотрудников без предварительных медицинских осмотров, в том числе профилактических осмотров на туберкулез (с апреля 2018 года по июнь 2019 года принято на работу без предварительного медицинского осмотра 89 человек), не осуществляло контроль за своевременным прохождением работниками профилактических осмотров на туберкулез, не организовало в полном объеме проведение периодических профилактических медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров на туберкулез работников филиала общества в г. Таганроге (по штатной расстановке общая численность работающих - 555 человек, в 2018 году не прошли периодический медицинский осмотр, в том числе профилактический осмотр на туберкулез 449 человек (сведения о прохождении флюорографического исследования органов грудной клетки работников отсутствуют)).
Суды установили, что по итогам проведенной проверки помимо оспариваемых предписания от 05.07.2019 N 281 и представления от 16.07.2019 N 431 управление вынесло постановление от 16.07.2019 N 656 о привлечении общества к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 10 тыс. рублей штрафа, учли преюдициальное значение для настоящего дела решения Таганрогского городского суда Ростовской области от 21.10.2019 по делу N 12-532/2019 (в рамках которого проверена законность постановления от 16.07.2019 N 656 и обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене данного постановления), оставленного без изменения апелляционной инстанцией Ростовского областного суда 23.12.2019.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод общества о предоставлении в управление информации об обследовании всех работников, которые обязаны проходить по месту работы предварительный и (или) периодический медицинский осмотр, а также пояснения общества об отсутствии у него аналогичных документов в отношении иных работников, указав, что приложенные к дополнениям к апелляционной жалобе копия обращения филиала общества в г. Таганроге в Управление здравоохранения г. Таганрога от 06.02.2020 N 07-14/385 и копия ответа Управления здравоохранения г. Таганрога от 05.03.2020 N 605.3/1151 получены после проведения проверки.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что согласно письму Управления здравоохранения г. Таганрога от 05.03.2020 N 605.3/1151 подведомственные медицинские организации не располагают информацией о прикреплении на медицинское обслуживание сотрудников филиала общества в г. Таганроге; филиал общества в г. Таганроге в подведомственные медицинские организации по вопросу проведения профилактических осмотров на туберкулез не обращался; в планы профилактических осмотров не включен.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А53-37480/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.