г. Краснодар |
|
25 июня 2020 г. |
Дело N А53-33262/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - администрации Аксайского городского поселения (ИНН 6102021522, ОГРН 1056102027871) - Зиновьевой О.П. (доверенность от 17.06.2019), от ответчика - федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) - Герась А.И. (доверенность от 16.10.2019), Сезонова М.С. (доверенность от 16.10.2019), Муравьева Е.И. (доверенность от 24.10.2019), в отсутствие третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Аксайского городского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 по делу N А53-33262/2019, установил следующее.
Администрация Аксайского городского поселения (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - предприятие) о запрете строительства автоматизированного приемо-передающего центра Ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600010:211.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта и Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.02.2020, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что модернизированный приемный центр не является объектом капитального строительства, при размещении объекта не нарушены нормы земельного законодательства, санитарные нормы и правила, объект не угрожает жизни и здоровью граждан. Антенная опора является самостоятельным объектообразующим элементом приемно-передающего центра. Апелляционный суд также отметил, что результаты прокурорской проверки, проведенной при участии специалиста Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области, подтвердили, что развертывание антенной опоры на объекте ПМРЦ "Аксай" Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД соответствует установленным требованиями. В письмах заместителя прокурора Аксайского района Ростовской области от 25.02.2019 N 200-602ж-2019 и заместителя руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 01.11.2018 N 3819231 указано, что согласно пункту 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство указанного объекта не требуется.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, исковые требования - удовлетворить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, возводимый объект является капитальным, а потому требовалось разрешение на строительство объекта, угрожает жизни и здоровью граждан, является объектом инфраструктуры воздушного транспорта, то есть является опасным и технически сложным, строительство спорного объекта нарушает требования земельного законодательства. Антенна составляет высоту более 40 метров, тогда как постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137 определен перечень случаев, при которых необходимо разрешение на строительство (опора высотой свыше 32 метров).
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 26.10.2012 N 849 предприятию предоставлен земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600010:211 общей площадью 27 836,76 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, 1055 км автомагистрали "Дон" в юго-восточного направления 1300 м слева по ходу километража, из земель с категорией "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для эксплуатации приемного центра РЦ-3 на срок 49 лет.
Земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600010:211 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, в настоящее время земельный участок с названным кадастровым номером имеет категорию "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "Воздушный транспорт".
Структурное подразделение филиала "Аэронавигация Юга" предприятия - приемный радиоцентр "Аксай" Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ПМРЦ "Аксай" Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД) расположено по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, 1055 км автомагистрали "Дон", в юго-восточном направлении 1300 м слева по ходу километража, на земельном участке с кадастровым номером 61:02:0600010:211.
Объект ПМРЦ "Аксай" Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД обеспечивает наземными средствами связи работу авиадиспетчеров Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД, осуществляющих управление воздушным движением всех видов авиации, в том числе авиации Министерства обороны Российской Федерации в границах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, и имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
Объект ПМРЦ "Аксай" Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД построен в 1985 году и введен в эксплуатацию в 1990 году. В связи с необходимостью модернизации объекта на федеральном уровне принято решение преобразовать ПМРЦ "Аксай" Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД в приемо-передающий радиоцентр путем поставки и ввода в эксплуатацию дополнительного оборудования автоматизированного приемо-передающего центра ОВЧ-диапазона. Данное мероприятие предусмотрено "Планом мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы), предлагаемой к включению в подпрограмму "Гражданская авиация" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы) на 2017 год".
Для реализации государственного решения предприятие (заказчик) и АО "Концерн воздушно-космической обороны "АлмазАнтей"" (подрядчик) заключили контракт от 24.04.2018 N 11552, предметом которого является подготовка проекта размещения, поставки, монтажных и пусконаладочных работ АПГЩ "Аксай" по объекту "Техническое перевооружение приемопередающих центров связи и передачи данных и средств связи "воздух-земля" в диапазоне очень высоких частот".
В 2018 году АО "Концерн воздушно-космической обороны "АлмазАнтей"" на основании контракта от 24.04.2018 изготовило проект размещения, поставки, монтажных и пусконаладочных работ АПГЩ "Аксай" по объекту "Техническое перевооружение приемопередающих центров связи и передачи данных и средств связи "воздух-земля" в диапазоне очень высоких частот".
Заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" от 27.11.2018 N 09-26/2167 проектная документация признана соответствующей санитарным нормам и правилам. После подготовки проектной документации предприятие начало работы по модернизации ПМРЦ "Аксай" Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД.
Полагая, что работы предприятие ведет самовольно, без получения разрешительной документации, с нарушением градостроительных регламентов и санитарных норм, администрация обратилась в суд с иском.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с указанным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно проекту "Размещение и оснащение автоматизированным приемопередающим центром Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД филиала "Аэронавигация Юга" предприятия антенная опора представляет собой стальную пространственно-решетчатую конструкцию в виде правильной четырехгранной пирамиды. Ствол антенной опоры конструктивно состоит из пирамидальных секций. В паспорте опоры указано, что антенная опора является сборно-разборной. Паспортом опоры также предусмотрены требования при монтаже и демонтаже опоры, что также свидетельствует о сборно-разборном характере конструкции. Исходя из предусмотренных подготовительных работ для установки оборудования следует, что антенная опора является пригруженного типа, требующей установки соответствующей площадки из железобетонных плит на уровень земли, установки опорной металлической рамы, поверх которой уложить бетонные плиты (пригрузы).
Анализ фактического состояния антенной опоры пригруженного типа позволил судам сделать обоснованный вывод о том, что она не является объектом капитального строительства. Технической документацией также подтверждается, что конструкция антенной опоры носит сборно-разборной характер, не имеет прочной (неразрывной) связи с землей, что позволяет осуществить демонтаж и последующую сборку антенной опоры без ущерба назначению и без изменения ее основных характеристик.
Пунктом 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Установив, что антенна не являются объектом капитального строительства, суды верно пришли к выводу об отсутствии оснований для получения разрешения на строительство.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив факт некапитальности антенны, суды верно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя жалобы о нарушении предприятием пункта 1.3 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137, при установке антенной опоры был предметом надлежащей оценки судов обеих инстанций. Согласно пункту 1.3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137, получение разрешения на строительство не требуется в отношении средств подвижной радиотелефонной связи или опор для оборудования связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота опор до 32 метров и(или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 метров, в границах населенного пункта. Суды верно указали, что спорная антенная опора не является средством подвижной радиотелефонной связи или опорой для оборудования связи, а - объектообразующим элементом объекта ЕС ОрВД, предназначенным для размещения антенн в целях радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, создания устойчивой авиационной радиосвязи.
Довод подателя жалобы о нарушении государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов также был предметом исследования в обжалуемых судебных актах. В последних отмечено, что выдержано соблюдение названных правил и нормативов, что подтверждается экспертным заключением по санитарно-эпидемиологической экспертизе проектной документации передающего радиотехнического объекта от 27.11.2018 N 09-26/2167, утвержденным Главным врачом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области", а также санитарно-эпидемиологическим заключением Роспотребнадзора по Ростовской области от 17.12.2018 N 61.РЦ.06.000.Т.002135.12.18. Доказательств того, что спорный объект создает угрозу жизни здоровья граждан, в материалы дела не представлено.
Приведенные доводы повторяют доводы апелляционной жалобы и не принимаются во внимание. С учетом установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, администрация не представила доказательств, подтверждающих, что спорный объект возводился как объект недвижимости без получения необходимой разрешительной документации, в нарушение градостроительных норм и правил. Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 по делу N А53-33262/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные доводы повторяют доводы апелляционной жалобы и не принимаются во внимание. С учетом установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, администрация не представила доказательств, подтверждающих, что спорный объект возводился как объект недвижимости без получения необходимой разрешительной документации, в нарушение градостроительных норм и правил. Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июня 2020 г. N Ф08-4281/20 по делу N А53-33262/2019