В соответствии с Федеральными законами от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Законом Мурманской области от 28.06.2023 N 1649-ЗМО "Об образовании в Мурманской области", с учетом письма Министерства просвещения Российской Федерации от 29.03.2022 N A3-352/03 приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Законом Мурманской области от 28.06.2023 N 1649-ЗМО" имеется в виду "Законом Мурманской области от 28.06.2013. N 1649-01-ЗМО"
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления государственной общеобразовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Мурманской области, государственной услуги "Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Зубрицкую Е.М.
Министр |
Д.Н. Кузнецова |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Мурманской области
от 13.10.2023 N 1629
Административный регламент
предоставления государственной общеобразовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Мурманской области, государственной услуги "Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования"
I. Общие положения
1. Предмет регулирования Административного регламента
1.1. Административный регламент регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги "Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования" (далее - Административный регламент, Услуга), разработан в целях повышения качества и доступности предоставления Услуги, определяет стандарт, сроки и последовательность действий (административных процедур), формы контроля за предоставлением Услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) образовательных организаций и их должностных лиц при осуществлении полномочий по ее предоставлению.
1.2. Настоящий Административный регламент регулирует отношения, возникающие между государственной общеобразовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Организация) и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства либо их уполномоченными представителями, обратившимися в Организацию с заявлением о предоставлении Услуги (далее - заявление), по приему заявлений о зачислении в государственные образовательные организации, реализующие программы общего образования.
2. Круг заявителей
2.1. Лицами, имеющими право на получение Услуги, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства либо их уполномоченные представители, обратившиеся в Организацию с заявлением о предоставлении Услуги (далее - заявитель).
2.2. Категории заявителей, имеющих право на получение Услуги:
2.2.1. Родители (законные представители), дети которых имеют внеочередное право на получение Услуги Организации, имеющей интернат, в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17.07.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пунктом 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", частью 25 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Российской Федерации N 2202-1 следует читать как "от 17.01.1992"
2.2.2. Родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства или пребывания на закрепленных территориях за государственными общеобразовательными организациями Мурманской области (далее - закрепленная территория) имеющие первоочередное право на получение Услуги Организации, предусмотренное в абзаце втором части 6 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", частью 6 статьи 46 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", детям сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, и детям, указанным в части 14 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации".
2.2.3. Родители (законные представители), дети которых имеют преимущественное право на получение Услуги Организации, предусмотренное частью 3.1 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
2.2.4. Родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства или пребывания на закрепленной территории и проживающие на закрепленной территории.
2.2.5. Родители (законные представители), дети которых не проживают на закрепленной территории.
2.2.6. Совершеннолетние лица, не получившие начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования и имеющие право на получение образования соответствующего уровня, зарегистрированные органами регистрационного учета по месту жительства или пребывания на закрепленной территории и проживающие на закрепленной территории.
2.2.7. Совершеннолетние лица, не получившие начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования и имеющие право на получение образования соответствующего уровня, зарегистрированные органами регистрационного учета по месту жительства или пребывания на закрепленной территории и не проживающие на закрепленной территории.
3. Требования к порядку информирования о предоставлении Услуги
3.1. К информации по вопросам предоставления Услуги относятся следующие сведения: перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению Услуги; перечень документов, необходимых для предоставления Услуги; образцы оформления документов, необходимых для получения Услуги; срок предоставления Услуги; порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Организации, предоставляющих Услугу.
3.2. Информация по вопросам предоставления Услуги размещается в федеральной государственной информационной системе "Государственных и муниципальных услуг (функций)", в открытом доступе в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (https://www.gosuslugi.ru) (далее - Портал, Порталы), на официальных сайтах Министерства образования и науки Мурманской области (далее - Министерство) и Организации, на информационном стенде Организации.
3.3. Организация размещает на своих информационном стенде и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
3.3.1. распорядительный акт Министерства о закреплении государственных общеобразовательных организаций Мурманской области за конкретными территориями Мурманской области, издаваемый не позднее 15 марта текущего года, в течение 10 календарных дней с момента издания;
3.3.2. информацию о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закреплении общеобразовательных организаций за конкретными территориями (п. 3.3.1);
3.3.3. информацию о наличии свободных мест в первых классах для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 5 июля текущего года;
3.3.4. образец заявления о приеме на обучение в Организацию;
3.3.5. справочную информацию, в том числе информацию о месте нахождения и графике работы, адреса официальных сайтов, адреса электронной почты Организации.
3.4. На Порталах и официальных сайтах Министерства и Организации, в целях информирования заявителей по вопросам предоставления Услуги размещается следующая информация:
3.4.1. исчерпывающий и конкретный перечень документов, необходимых для предоставления Услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по своему усмотрению;
3.4.2. перечень лиц, имеющих право на получение Услуги;
3.4.3. срок предоставления Услуги;
3.4.4. результаты предоставления Услуги, порядок представления документа, являющегося результатом предоставления Услуги;
3.4.5. информация о праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления Услуги;
3.4.6. формы заявлений, используемые при предоставлении Услуги.
3.5. На официальном сайте Организации дополнительно размещаются:
3.5.1. полное наименование и почтовый адрес Организации, Министерства;
3.5.2. номера телефонов-автоинформаторов (при наличии), справочные номера телефонов Организации;
3.5.3. режим работы Организации, график работы работников Организации, график личного приема заявителей;
3.5.4. выдержки из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность Организации по предоставлению Услуги;
3.5.5. Устав Организации, сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, сведения о дате предоставления и регистрационном номере государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
3.5.6. порядок и способы предварительной записи по вопросам предоставления Услуги, на получение Услуги;
3.5.7. текст Административного регламента с приложениями;
3.5.8. краткое описание порядка предоставления Услуги;
3.5.9. информация о возможности участия заявителей в оценке качества предоставления Услуги, в том числе в оценке эффективности деятельности руководителя Организации, а также справочно-информационные материалы, содержащие сведения о порядке и способах проведения оценки.
3.6. При информировании о порядке предоставления Услуги по телефону работник Организации, приняв вызов по телефону, представляется: называет фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование Организации.
Работник Организации обязан сообщить заявителю график работы, точные почтовый и фактический адреса Организации, способ проезда к Организации, способы предварительной записи для приема по вопросу предоставления Услуги, требования к письменному обращению.
Информирование по телефону о порядке предоставления Услуги осуществляется в соответствии с режимом и графиком работы Организации.
При невозможности ответить на поставленные заявителем вопросы, телефонный звонок переадресовывается (переводится) на другого работника Организации либо обратившемуся сообщается номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию.
При устном обращении заявителя (лично или по телефону) работник Организации, осуществляющий консультирование, подробно и в вежливой (корректной) форме информирует обратившегося по интересующим вопросам.
Если подготовка ответа требует продолжительного времени, работник Организации предлагает заявителю один из следующих вариантов дальнейших действий:
- изложить обращение в письменной форме;
- назначить другое время для консультаций.
Работник Организации не вправе осуществлять информирование, выходящее за рамки стандартных процедур и условий предоставления Услуги, и влияющее прямо или косвенно на принимаемое решение.
Продолжительность информирования по телефону не должна превышать 10 минут.
3.7. При ответах на устные обращения, в том числе на телефонные звонки, по вопросам о порядке предоставления Услуги работником Организации, обратившемуся сообщается следующая информация:
3.7.1. о перечне лиц, имеющих право на получение Услуги;
3.7.2. о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления Услуги (наименование, дата и номер принятия нормативного правового акта);
3.7.3. о перечне документов, необходимых для получения Услуги;
3.7.4. о сроках предоставления Услуги;
3.7.5. об основаниях для приостановления предоставления Услуги, для отказа в предоставлении Услуги;
3.7.6. о месте размещения информации по вопросам предоставления Услуги на Порталах, официальном сайте Организации.
3.8. Организация разрабатывает информационные материалы по порядку предоставления Услуги и размещает их в помещениях Организации, предназначенных для приема заявителей, а также иных организациях всех форм собственности по согласованию с указанными организациями и обеспечивает их своевременную актуализацию.
3.9. Доступ к информации о сроках и порядке предоставления Услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.
3.10. Консультирование по вопросам предоставления Услуги, услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Услуги, информирование о ходе предоставления указанных услуг работниками Организации осуществляется бесплатно.
3.11. Информация о ходе рассмотрения заявления о предоставлении Услуги и о результатах предоставления Услуги может быть получена заявителем (его представителем) в личном кабинете на Портале, а также в соответствующей Организации при обращении заявителя лично, по телефону, посредством электронной почты.
3.12. При предоставлении Услуги, работнику Организации запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения Услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Услуги.
II. Стандарт предоставления Услуги
4. Наименование Услуги
4.1. Услуга "Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования".
5. Наименование организаций, предоставляющих Услугу
5.1. Услуга предоставляется государственной общеобразовательной организацией, подведомственной Министерству.
6. Описание результата предоставления Услуги
6.1. Результатом предоставления Услуги является:
6.1.1. распорядительный акт о приеме на обучение в Организацию по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Решение о приеме (регистрации) заявления на обучение в общеобразовательную организацию оформляется по форме, утвержденной Организацией.
Решение о предоставлении Услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат Услуги, оформляется приказом, содержащим следующие реквизиты: дата, номер, наименование Организации, должность и подпись должностного лица, подписавшего приказ.
7. Срок и порядок регистрации заявления о предоставлении Услуги
7.1. Регистрация заявления по Услуге осуществляется автоматически в день обращения заявителя на Портал. При подаче заявления через Портал временем подачи заявления является время регистрации заявления на Портале.
Регистрация заявления о предоставлении Услуги, поданного через Портал, осуществляется Организацией в журнале регистрации заявлений согласно режиму работы Организации в срок не более 1 рабочего дня.
Заявление о предоставлении Услуги, поступившее по окончании рабочего дня Организации либо в нерабочий день, регистрируется в Организации в первый рабочий день.
Заявителем, имеющим детей одного года рождения или зачисляемых в один год в одну образовательную организацию, оформляются заявления на каждого ребенка.
Заявитель вправе подать заявление в несколько образовательных организаций. При подаче заявлений в каждую образовательную организацию на одного ребенка оформляются отдельные заявления.
7.2. Заявление о предоставление Услуги при очном обращении в Организацию регистрируется Организацией в журнале регистрации заявлений в соответствии с режимом работы Организации.
7.3. Заявление о предоставлении Услуги через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении регистрируется Организацией в журнале регистрации заявлений при поступлении заявления в Организацию.
Заявление о предоставлении Услуги, направленное посредством электронной почты, регистрируется Организацией в журнале регистрации заявлений при поступлении заявления в Организацию.
7.4. В случае поступления заявлений о предоставлении услуги до начала приема заявлений, заказные письма и письма, полученные посредством электронной почты, хранятся в организации и регистрируются в журнале регистрации заявлений со дня начала приема заявлений.
Все заявления, независимо от способа подачи, должны быть зарегистрированы в журнале регистрации заявлений.
8. Срок предоставления Услуги
8.1. Период приема и регистрации заявлений о предоставлении Услуги установлен нормативными правовыми актами, указанными в пункте 9.1 настоящего Административного регламента:
8.1.1. для заявителей, указанных в подпунктах 2.2.1-2.2.4 настоящего Административного регламента, - не позднее 1 апреля и завершается 30 июня текущего года при приеме заявления о зачислении в первый класс;
8.1.2. для заявителей, указанных в подпункте 2.2.5 настоящего Административного регламента, - 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года при приеме заявления о зачислении в первый класс;
8.1.3. прием заявлений о зачислении в первые - одиннадцатые (двенадцатые) классы на текущий учебный год осуществляется в течение всего учебного года.
8.2. Срок предоставления Услуги:
8.2.1. по приему в первый класс - не более 3 рабочих дней с момента завершения приема заявлений и издания распорядительного акта о приеме на обучение ребенка в образовательную организацию в части приема заявлений от заявителей, указанных подпунктах 2.2.1-2.2.5 настоящего Административного регламента;
8.2.2. по приему в первый класс - не более 3 рабочих дней с момента завершения приема заявлений и издания распорядительного акта о приеме на обучение поступающего в образовательную организацию в части приема заявлений от заявителей, указанных подпунктах 2.2.6, 2.2.7 настоящего Административного регламента.
9. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление Услуги
9.1. Предоставление Услуги регулируется нормативными правовыми актами, указанными в приложении N 1 к настоящему регламенту, а также настоящим Административным регламентом.
10. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Услуги, подлежащих предоставлению заявителем
10.1. Перечень документов, необходимых для предоставления заявителем:
10.1.1. заявление о предоставлении Услуги по форме, утвержденной Организацией;
10.1.2. копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;
10.1.3. копию свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;
10.1.4. копию свидетельства о рождении полнородных и неполнородных брата и (или) сестры (в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования ребенка в государственную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра);
10.1.5. копию документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);
10.1.6. копию документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории);
10.1.7. копии документов, подтверждающих право внеочередного, первоочередного приема на обучение по основным общеобразовательным программам или преимущественного приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
10.1.8. копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
10.1.9. при приеме на обучение по образовательным программам среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании, выданный в установленном порядке;
10.1.10. при приеме на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения:
- аттестат об основном общем образовании или выписка текущих отметок, заверенная руководителем образовательной организации, в которой обучается учащийся;
- результаты государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по общеобразовательным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровне;
- грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, подтверждающие учебные, интеллектуальные, творческие и спортивные достижения (призовые места) по результатам мероприятий, включенных в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
10.1.11. Родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляет(ют) документ, подтверждающий родство заявителя(ей) (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
10.1.12. Родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) ребенка или поступающий имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.
10.1.13. Не допускается требовать предоставление других документов в качестве основания для приема на обучение по основным общеобразовательным программам.
10.2. При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в подпунктах 10.1.2-10.1.8, 10.1.10, а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.
При подаче заявления о предоставлении Услуги в электронной форме посредством Портала пользователь проходит авторизацию посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) и должен иметь подтвержденную учетную запись. При подаче заявления посредством Портала необходимо подтвердить документы при посещении Организации (после приглашения, направленного в личный кабинет).
10.3. В случае если для предоставления Услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с законодательством Российской Федерации обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением Услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены в том числе в форме электронного документа.
При подаче заявления на оказание Услуги через Портал подтверждение согласия на обработку персональных данных осуществляется на интерактивной форме Услуги.
10.4. Организации запрещено требовать у заявителя:
10.4.1. представления документов (информации) или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области, настоящим Административным регламентом для предоставления Услуги;
10.4.2. представления документов (информации), которые находятся в распоряжении Организации, государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении Услуги, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) перечень документов. (Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в Организацию по собственной инициативе);
10.4.3. осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения Услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, указанных в подразделе 13 настоящего Административного регламента;
10.4.4. представления документов (информации), отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при предоставлении Услуги если документы были возвращены на устранение выявленных недостатков, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления Услуги, после первоначальной подачи заявления;
б) наличие ошибок в заявлении или в документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления Услуги, либо в предоставлении Услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов, необходимых для предоставления Услуги;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления Услуги, либо в предоставлении Услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) работников Организации при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Услуги, либо в предоставлении Услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя Организации, предоставляющего Услугу, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления Услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства;
10.4.5. предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 Федеральный закон N 210-ФЗ, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления Услуги и иных случаев, установленных федеральными законами.
10.5. Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода, подлинность подписи переводчика свидетельствуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
11. Исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых для предоставления Услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления или организаций
11.1. В целях представления и получения документов и информации для предоставления Услуги, которые находятся в распоряжении органов власти, органов местного самоуправления или организаций, осуществляется межведомственное информационное взаимодействие с целью запроса сведений, подтверждающих государственную регистрацию рождения ребенка (детей), в связи с рождением которого(ых) возникло право на предоставление Услуги или сведения и (или) документы, подтверждающих родственные связи между ребенком и родителем (законным представителем) (в случае, если не прослеживаются родственные связи между ребенком и родителем (законным представителем), - свидетельства о заключении брака или свидетельства об установлении отцовства, или свидетельства о расторжении брака, или свидетельства о перемене имени, или свидетельства об усыновлении (удочерении), или документа, подтверждающего установление опеки или попечительства.
11.2. Непредставление (несвоевременное представление) органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями по межведомственному информационному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю Услуги.
11.3. Работники, указанные в пункте 11.2 настоящего Административного регламента органов и организаций, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в их распоряжении документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.4. Документы, указанные в пункте 11.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены заявителем самостоятельно по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении Услуги.
12. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении Услуги
12.1. Основаниями для приостановления предоставления Услуги являются:
12.1.1. обращение за предоставлением иной услуги;
12.1.2. заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Услуги;
12.1.3. документы, необходимые для предоставления Услуги, утратили силу (документ, удостоверяющий личность заявителя либо его представителя, документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя);
12.1.4. наличие противоречий между сведениями, указанными в заявлении, и сведениями, указанными в приложенных к нему документах;
12.1.5. документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, текст письменного заявления не поддается прочтению, заявление заполнено не полностью;
12.1.6. документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах для предоставления Услуги;
12.1.7. некорректное заполнение обязательных полей в заявлении (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное либо неправильное, не соответствующее требованиям, установленным настоящим Административным регламентом);
12.1.8. заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя в соответствии с пунктом 2 настоящего Административного регламента;
12.1.9. несоответствие категории заявителей, указанных в пункте 2.2 настоящего Административного регламента;
12.1.10. поступление заявления, аналогично ранее зарегистрированному заявлению, срок предоставления Услуги по которому не истек на момент поступления такого заявления;
12.1.11. заявление подано за пределами периода, указанного в пункте 8.1 настоящего Административного регламента;
12.1.12. несоответствие документов, указанных в пункте 10.1 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации;
12.1.13. несоответствие возраста ребенка, в интересах которого действует родитель (законный представитель), требованиям действующего законодательства (ребенок не достиг возраста 6 лет и 6 месяцев или уже достиг возраста 8 лет на момент начала получения начального общего образования) при отсутствии разрешения на прием ребенка в Организацию.
12.2. Основаниями для отказа в предоставлении Услуги являются:
12.2.1. организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в Организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Мурманской области;
12.2.2. отсутствие в государственной образовательной организации свободных мест.
12.3. Заявитель вправе отказаться от получения Услуги на основании письменного заявления, написанного в свободной форме, поданного способом, предусмотренным настоящим Административным регламентом и действующим законодательством, либо посредством Портала с использованием специальной интерактивной формы. На основании поступившего заявления об отказе от предоставления Услуги уполномоченным работником Организации принимается решение об отказе в предоставлении Услуги. Отказ в предоставлении Услуги не препятствует повторному обращению за предоставлением Услуги.
13. Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление Услуги
13.1. Услуга предоставляется бесплатно.
14. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Услуги, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления, а также порядок, размер и основания взимания платы за предоставление таких услуг
14.1. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Услуги, отсутствуют.
15. Способы подачи заявителем документов, необходимых для получения Услуги
15.1. Обращение заявителя посредством Портала:
15.1.1. для получения Услуги заявитель на Портале заполняет заявление в электронном виде с использованием специальной интерактивной формы;
15.1.2. заявитель уведомляется о получении Организацией заявления посредством направления уведомления в личный кабинет об изменении статуса рассмотрении заявления на Портале;
15.1.3. для подтверждения информации, указанной при заполнении интерактивной формы заявления, заявителю необходимо посетить Организацию с оригиналами документов в срок, установленный Организаций. Уведомление о сроках предоставления оригиналов документов направляется Организацией в личный кабинет заявителя на Портале.
15.1.4. решение о предоставлении Услуги принимается Организацией на основании документов, поданных заявителем, сведений, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и полученных Организацией посредством государственных информационных систем.
15.2. При поступлении в Организацию от заявителя заявления иными способами предоставление Услуги осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Административным регламентом и действующим законодательством. Документы, необходимые для предоставления Услуги, прилагаемые к заявлению, оформляются в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
16. Способы получения заявителем результатов предоставления Услуги
16.1. Заявитель уведомляется о ходе рассмотрения результата предоставления Услуги следующими способами:
16.1.1. через личный кабинет на Портале;
16.1.2. почтовым отправлением;
16.1.3. личное обращение в Организацию.
Независимо от принятого решения результат предоставления Услуги направляется заявителю в личный кабинет на Портале в форме уведомления с присвоением соответствующего статуса рассмотрения заявления.
Заявитель дополнительно может получить результат предоставления Услуги в Организации. В этом случае работником Организации распечатывается экземпляр электронного документа на бумажном носителе, который заверяется подписью работника Организации и печатью Организации и выдается заявителю.
17. Максимальный срок ожидания в очереди
17.1. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления и при получении результата предоставления Услуги не должен превышать 35 минут.
18. Требования к помещениям, в которых предоставляется Услуга, к залу ожидания, местам для заполнения заявлений о предоставлении Услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления Услуги, в том числе к обеспечению доступности указанных объектов для инвалидов, маломобильных групп населения
18.1. Организация при предоставлении Услуги создает условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к помещениям, в которых предоставляется Услуга, и беспрепятственного их передвижения в указанных помещениях в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309.
19. Показатели доступности и качества Услуги
19.1. Оценка доступности и качества предоставления Услуги должна осуществляться по следующим показателям:
19.1.1. степень информированности граждан о порядке предоставления Услуги (доступность информации об Услуге, возможность выбора способа получения информации);
19.1.2. возможность выбора заявителем форм предоставления Услуги, в том числе с использованием Порталов;
19.1.3. доступность обращения за предоставлением Услуги, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения;
19.1.4. соблюдение установленного времени ожидания в очереди при подаче заявления и при получении результата предоставления Услуги;
19.1.5. соблюдение сроков предоставления Услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении Услуги;
19.1.6. отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей по результатам предоставления Услуги;
19.1.7. возможность получения информации о ходе предоставления Услуги, в том числе с использованием Портала;
19.1.8. количество взаимодействий заявителя с работниками Организации при предоставлении Услуги и их продолжительность.
19.2. В целях предоставления Услуги, консультаций и информирования о ходе предоставления Услуги осуществляется прием заявителей по предварительной записи. Запись на прием проводится при личном обращении заявителя или с использованием средств телефонной связи, а также через сеть Интернет, в том числе через официальный сайт Организации.
20. Требования к организации предоставления Услуги в электронной форме
20.1. В целях предоставления Услуги в электронной форме с использованием Портала заявителем заполняется электронная форма заявления.
20.2. При предоставлении Услуги в электронной форме могут осуществляться:
20.2.1. предоставление в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, информации заявителю и обеспечение доступа заявителя к сведениям об Услуге;
20.2.2. возможность предзаполнения интерактивной формы заявления не ранее чем за 15 календарных дней до начала предоставления услуги в соответствии с положениями пункта 8.1 настоящего Административного регламента;
20.2.3. подача заявления на предоставление Услуги в Организацию с использованием Портала в соответствии со временем, установленным Министерством;
20.2.4. направление уведомления в личный кабинет заявителя на Портале о необходимости в установленный Организацией срок предоставить оригиналы документов;
20.2.5. получение заявителем уведомлений о ходе предоставления Услуги в личный кабинет на Портале;
20.2.6. взаимодействие Организации и иных органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, участвующих в предоставлении Услуги и указанных в подразделах 5 и 11 настоящего Административного регламента, посредством межведомственного информационного взаимодействия;
20.2.7. получение заявителем результата предоставления Услуги в личном кабинете на Портале;
20.2.8. направление жалобы на решения, действия (бездействия) Организации, работников Организации в порядке, установленном разделом V настоящего Административного регламента.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
20.3.1. При подаче заявления посредством регионального Портала электронные документы представляются в следующих форматах (при наличии технической возможности):
xml - для формализованных документов;
doc, docx, odt - для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы;
xls, xlsx, ods - для документов, содержащих расчеты;
pdf, jpg, jpeg - для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения, а также документов с графическим содержанием;
20.3.2. Допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300-500 dpi (масштаб 1:1) с использованием следующих режимов:
а) "черно-белый" (при отсутствии в документе графических изображений и (или) цветного текста);
б) "оттенки серого" (при наличии в документе графических изображений, отличных от цветного графического изображения);
в) "цветной" или "режим полной цветопередачи" (при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста);
г) с сохранением всех аутентичных признаков подлинности, а именно: графической подписи лица, печати, углового штампа бланка;
д) количество файлов должно соответствовать количеству документов, каждый из которых содержит текстовую и (или) графическую информацию.
20.3.3. Электронные документы должны обеспечивать:
возможность идентифицировать документ и количество листов в документе;
возможность поиска по текстовому содержанию документа и возможность копирования текста (за исключением случаев, когда текст является частью графического изображения);
содержать оглавление, соответствующее смыслу и содержанию документа;
для документов, содержащих структурированные по частям, главам, разделам (подразделам) данные и закладки, обеспечивающие переходы по оглавлению и (или) к содержащимся в тексте рисункам и таблицам.
20.3.4. Документы, подлежащие представлению в форматах xls, xlsx или ods, формируются в виде отдельного электронного документа.
20.3.5. Максимально допустимый размер прикрепленного пакета документов не должен превышать 10 ГБ.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения
21. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении Услуги
21.1. Перечень административных процедур:
21.1.1. прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления Услуги;
21.1.2. формирование и направление межведомственных информационных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении Услуги;
21.1.3. рассмотрение документов и принятие решения о подготовке результата предоставления Услуги;
21.1.4. принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) Услуги и оформление результата предоставления Услуги;
21.1.5. выдача (направление) результата предоставления Услуги заявителю;
21.2. Каждая административная процедура состоит из административных действий (приложение N 2).
21.3. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Услуги документах осуществляется путем личного обращения заявителя в Организацию. Работник Организации в день обращения заявителя вносит изменения в информационную систему и выдает исправленный результат Услуги нарочно заявителю.
Варианты и порядок предоставления Услуги отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, отсутствуют в связи с отсутствием таких категорий заявителей.
21.4. Перечень административных процедур при подаче заявления посредством Портала:
21.4.1. Авторизация на Портале с подтвержденной учетной записью в ЕСИА;
21.4.2. Формирование и направление заявления в образовательную организацию посредством Портала;
Формирование заявления осуществляется посредством заполнения интерактивной формы на Портале без необходимости дополнительной подачи заявления в какой-либо иной форме.
В заявлении Заявитель указывает данные, в соответствии с полями интерактивной формы заявления.
Форматно-логическая проверка сформированного заявления осуществляется после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы заявления. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления Заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления.
При формировании заявления Заявителю обеспечивается:
заполнение полей электронной формы заявления до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в ЕСИА, и сведений, опубликованных на Портале, в части, касающейся сведений, отсутствующих в ЕСИА;
возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы заявления без потери ранее введенной информации;
возможность доступа Заявителя на Портале к ранее поданным им заявлениям в течение не менее одного года, а также частично сформированных заявлений - в течение не менее 3 месяцев.
21.4.3. После рассмотрения заявления в личный кабинет заявителя направляется одно из следующих уведомлений:
Уведомление о необходимости предоставления оригиналов документов в Организацию с указанием срока предоставления;
Уведомление о необходимости внесения корректировок в представленные документы с указанием сроков.
21.4.4. После предоставления оригиналов документов в Организацию заявителю в личный кабинет направляется информация о том, что документы находятся на проверке Организацией.
21.4.5. При издании распорядительного акта о приеме на обучение в образовательные организации в личный кабинет заявителя направляется уведомление о приеме на обучение ребенка в Организацию с указанием реквизитов распорядительного акта.
21.5. Получение информации о ходе рассмотрения заявления и о результате предоставления государственной услуги производится в личном кабинете на Портале, при условии авторизации.
Заявитель имеет возможность отслеживать статус электронного заявления, а также информацию о дальнейших действиях в личном кабинете в любое время.
21.6. Перечень административных процедур при подаче заявления через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении:
21.6.1. В день поступления заявления и документов, направленных через операторов почтовой связи общего пользования, они регистрируются в базе данных входящей корреспонденции.
21.6.3. В течение 1 рабочего дня с получения (регистрации) через операторов почтовой связи общего пользования:
- все документы, необходимые для исполнения государственной Услуги, проверяются на их наличие и надлежащее оформление;
- проверяются на правильность и корректность заполнения и на соответствие изложенных в нем сведений представленным документам.
Срок выполнения административных действий - не более 10 минут.
21.6.4. В течение 1 рабочего дня после рассмотрения заявления и документов, направленных через операторов почтовой связи общего пользования, направляется одно из следующих уведомлений:
Уведомления о приеме (регистрации) заявления в 2-дневный срок с даты его получения (регистрации);
Уведомления о необходимости внесения корректировок в представленные документы, направленные через операторов почтовой связи общего пользования, с указанием сроков.
21.7. Перечень административных процедур при подаче заявления лично в Организацию:
22.7.1. Должностное лицо Организации, ответственное за прием документов и заявления:
- устанавливает личность гражданина путем проверки документа, удостоверяющего личность;
- проверяет наличие всех необходимых документов, указанных в пункте 10.1 Административного регламента и их надлежащее оформление;
- заверяет копии предоставляемых документов после сверки их с соответствующими подлинниками (кроме заверенных в установленном порядке) штампом "Сверено с оригиналом" ("Копия верна"), наименованием должности лица, заверившего копию, личной подписью, ее расшифровкой и датой заверения;
- проверяет правильность заполнения заявления;
- при установлении соответствия представленных документов перечню, установленном в пункте 10.1 Административного регламента, в случае отсутствия заполненного заявления, предлагает заявителю заполнить заявление по утвержденной Организацией форме или при необходимости оказывает помощь в заполнении заявления, проверяет точность заполнения заявления;
- уведомляет заявителя о наличии препятствий для предоставления Услуги при установлении фактов отсутствия необходимых документов и (или) несоответствия представленных документов требованиям, указанным в пункте 10 Административного регламента, объясняет ему содержание выявленных недостатков в представленных документах, предлагает принять меры по их устранению, возвращает предоставленные документы заявителю;
- выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления.
Срок выполнения административных действий - не более 15 минут.
21.8. В случае отказа в предоставлении Услуги по причинам, указанным в пункте 12.2, направляется соответствующее уведомление по соответствующему каналу связи.
21.9. Оценка качества предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с Правилами оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей".
21.10. Заявителю обеспечивается возможность направления жалобы на решения, действия или бездействие должностного лица в соответствии со статьей 11.2 Федеральный закон N 210-ФЗ и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного, (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".
IV. Порядок и формы контроля за исполнением Административного регламента
22. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными работниками Организации положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению Услуги, а также принятием ими решений
22.1. Текущий контроль за соблюдением и исполнением работниками Организации настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению Услуги, а также принятия ими решений осуществляется в порядке, установленном организационно-распорядительным актом Министерства, который включает порядок выявления и устранения нарушений прав заявителей, рассмотрения, принятия решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) работников Организации.
22.2. Требованиями к порядку и формам текущего контроля за предоставлением Услуги являются:
22.2.1. независимость;
22.2.2. тщательность.
22.3. Независимость текущего контроля заключается в том, что должностное лицо Министерства, уполномоченное на его осуществление, не находится в служебной зависимости от должностного лица Министерства, участвующего в предоставлении Услуги, в том числе не имеет близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с ним.
22.4. Должностные лица Министерства, осуществляющие текущий контроль за предоставлением Услуги, обязаны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при предоставлении Услуги.
22.5. Тщательность осуществления текущего контроля за предоставлением Услуги состоит в исполнении уполномоченными работниками Организации обязанностей, предусмотренных настоящим подразделом.
Сотрудники общеобразовательных организаций, участвующих в предоставлении услуги, несут персональную ответственность за соблюдение, полноту и качество исполнения положений настоящего Административного регламента.
22.6. Текущий контроль соблюдения последовательности действий по предоставлению услуги осуществляет руководитель общеобразовательной организации.
22.7. Общеобразовательная организация устанавливает периодичность осуществления текущего контроля и определяет должностное лицо, осуществляющее текущий контроль.
22.8. Мероприятия по контролю предоставления услуги проводятся в форме проверок. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления обращений заявителей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.
23. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления Услуги
23.1. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления Услуги устанавливается организационно-распорядительным актом Министерства.
23.2. При выявлении в ходе проверок нарушений исполнения положений законодательства Российской Федерации, включая положения настоящего Административного регламента, устанавливающих требования к предоставлению Услуги, в том числе по жалобам на решения и (или) действия (бездействие) работников Организации, должностных лиц Министерства, принимаются меры по устранению таких нарушений.
24. Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением Услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
24.1. Контроль за предоставлением Услуги осуществляется в порядке и формах, предусмотренных подразделами 23 и 24 настоящего Административного регламента.
24.2. Граждане, их объединения и организации для осуществления контроля за предоставлением Услуги с целью соблюдения порядка ее предоставления имеют право направлять в Министерство жалобы на нарушение работниками Организации порядка предоставления Услуги, повлекшее ее непредоставление или предоставление с нарушением срока, установленного Административным регламентом.
24.3. Граждане, их объединения и организации для осуществления контроля за предоставлением Услуги имеют право направлять в Организацию индивидуальные и коллективные обращения с предложениями по совершенствованию порядка предоставления Услуги, а также жалобы и заявления на действия (бездействие) работников Организации и принятые ими решения, связанные с предоставлением Услуги.
24.4. Контроль за предоставлением Услуги, в том числе со стороны граждан и их объединений и организаций, осуществляется посредством открытости деятельности Организации при предоставлении Услуги, получения полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления Услуги и возможности досудебного рассмотрения обращений (жалоб) в процессе получения Услуги.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Организации, предоставляющей Услугу
25. Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления Услуги
25.1. Заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления Услуги, Организацией, работниками Организации (далее - жалоба).
25.2. В случае если жалоба подается представителем, дополнительно предоставляется документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя.
25.3. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
25.3.1. нарушение срока регистрации заявления о предоставлении Услуги, комплексного запроса, указанного в статье 15.1 Федерального закона N 210-ФЗ;
25.3.2. нарушение срока предоставления Услуги;
26.3.3. требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации для предоставления Услуги;
25.3.4. отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации для предоставления Услуги, у заявителя;
25.3.5. отказ в предоставлении Услуги, если основания отказа не предусмотрены законодательством Российской Федерации;
25.3.6. требование с заявителя при предоставлении Услуги платы, не предусмотренной законодательством Российской Федерации;
25.3.7. отказ Организации, работника Организации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Услуги документах либо нарушение срока внесения таких исправлений;
25.3.8. нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления Услуги;
25.3.9. приостановление предоставления Услуги, если основания приостановления не предусмотрены законодательством Российской Федерации;
25.4. Жалоба должна содержать:
25.4.1. наименование Организации, указание на работника Организации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
25.4.2. фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
25.4.3. сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Организации, работника Организации;
25.4.4. доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Организации, работника Организации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
25.5. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в том числе на личном приеме заявителя, по почте либо в электронной форме.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в подпункте 25.2 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью (далее - ЭП) уполномоченного лица. При этом документ, удостоверяющий личность, не требуется.
25.6. В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
25.6.1. портала Правительства Мурманской области;
25.6.2. официального сайта Министерства, Организации, в сети Интернет;
25.6.3. Портала.
25.7. По результатам рассмотрения жалобы Министерство, Организация в пределах полномочий принимает одно из следующих решений:
25.7.1. жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления Услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
25.7.2. в удовлетворении жалобы отказывается по основаниям, предусмотренным пунктом 25.12 настоящего Административного регламента.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
25.9. При удовлетворении жалобы Министерство, Организация в пределах полномочий принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата предоставления Услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
25.10. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 25.8 настоящего Административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункте 25.8" имеется в виду "пункте 25.9"
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом подразделения Министерства, работником Организации соответственно.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного ЭП уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Министерства, работника Организации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
В случае признания жалобы, подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых Министерством, Организацией в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании Услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения Услуги.
В случае признания жалобы, не подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
25.11. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
25.11.1. наименование Организации (Министерство) рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица и (или) работника, принявшего решение по жалобе;
25.11.2. номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
25.11.3. фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
25.11.4. основания для принятия решения по жалобе;
25.11.5. принятое по жалобе решение;
25.11.6. в случае если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата Услуги, а также информация, указанная в пункте 25.10 настоящего Административного регламента;
25.11.7. информация о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
25.12. Министерство, Организация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
25.12.1. наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
25.12.2. подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
25.12.3. наличия решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
25.13. Министерство, Организация сообщает заявителю об оставлении жалобы без ответа в течение 3 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
25.14. Заявитель вправе обжаловать принятое по жалобе решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25.15. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления работник, уполномоченный на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного действующим законодательством, работник, уполномоченный на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
25.16. Министерство, Организация обеспечивают:
25.16.1. оснащение мест приема жалоб;
25.16.2. информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Организации, работников Организации посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на официальных сайтах Министерство, Организации, Портала;
25.16.3. консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Организации, работников Организации в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
25.16.4. формирование и представление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
25.17. Сведения о содержании жалоб подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с требованиями Положения о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2022 N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 20.11.2012"
26. Органы, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
26.1. Жалоба подается в Министерство, Организацию, предоставившие Услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) Организации, работника Организации, и рассматривается Организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
26.2. Жалобу на решения и действия (бездействие) Организации можно подать в Министерство.
26.3. Прием жалоб в письменной форме на бумажном носителе осуществляется Министерством, Организацией в месте, где заявитель подавал заявление на получение Услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной Услуги.
26.4. Жалоба, поступившая в Министерство, Организацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации (если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Министерством, Организацией).
26.5. В случае обжалования отказа Организации, работника Организации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае если жалоба подана заявителем в Министерство, Организацию, в компетенцию которых не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации такой жалобы она направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о чем в письменной форме информируется заявитель.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение государственном или муниципальном органе.
27. Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Портала
27.1. Заявители информируются о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Портала, способами, предусмотренными подразделом 3 настоящего Административного регламента.
27.2. Информация, указанная в разделе V настоящего Административного регламента, подлежит обязательному размещению на Портале, официальном сайте Организации, Министерства.
28. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Организации, работников Организации
28.1. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) и (или) решений, принятых в ходе представления Услуги, осуществляется с соблюдением требований Федерального закона N 210-ФЗ.
Приложение N 1
к Административному регламенту
по предоставлению государственной услуги
Перечень
нормативных правовых актов, регулирующих предоставление Услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования)
1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2017, N 31, ст. 4772).
4. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036).
5. Федеральный закон от 21.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 19, ст. 2289; 2016, N 27, ст. 4160; 2016, N 27, ст. 4246; 2018, N 32, ст. 5110; 2019, N 30, ст. 4134; 2019, N 49, ст. 6970; 2020, N 12, ст. 1645).
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822).
7. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2013, N 27, ст. 3477).
8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2013, N 27, ст. 3477).
9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; 2013, N 27, ст. 3477).
10. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации", 2011, N 22, ст. 3169).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 377).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2084).
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6706).
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108).
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, ст. 7284).
17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11 сентября 2020 г.).
18. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 7, ст. 1022).
19. Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 27, ст. 3477).
20. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357).
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, ст. 7219).
22. Закон Мурманской области от 28.06.2013 N 1649-01-ЗМО "Об образовании в Мурманской области".
23. Постановление Правительства Мурманской области от 03.03.2014 N 100-ПП "Об установлении случаев и утверждении Порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе учащихся в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения".
Приложение N 2
к Административному регламенту
по предоставлению государственной услуги
Состав,
последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при предоставлении Услуги
Основание для начала административной процедуры |
Содержание административных действий |
Срок выполнения административных действий |
Должностное лицо, ответственное за выполнение административного действия |
Место выполнения административного действия/используемая информационная система |
Критерии принятия решения |
Результат административного действия, способ фиксации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прием и регистрация заявления | ||||||
Поступление заявления и документов для предоставления Услуги в Организацию |
Прием и проверка комплектности документов на наличие/отсутствие оснований для отказа в предоставлении Услуги, предусмотренных подразделом 12 Административного регламента |
1 рабочий день |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление Услуги |
Организация/ПС |
|
1. Регистрация заявления и документов в ПС (присвоение номера и датирование); 2. Назначение должностного лица, ответственного за предоставление Услуги, и передача ему документов |
|
Регистрация заявления в электронной базе данных по учету документов/журнале учета документов для предоставления Услуги |
1 рабочий день |
Должностное лицо Организации, ответственное за регистрацию корреспонденции |
|
|
|
|
Проверка заявления и документов, представленных для получения Услуги |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление Услуги |
Организация/ИС |
- |
Информирование заявителя о приеме заявления к рассмотрению |
|
Наличие/отсутствие оснований для отказа в предоставлении Услуги, предусмотренных подразделом 13 Административного регламента | ||||||
|
Информирование заявителя о приеме заявления к рассмотрению |
|||||
Получение сведений и проверка информации посредством государственных информационных систем (при наличии) | ||||||
Пакет зарегистрированных документов, поступивших должностному лицу, ответственному за предоставление Услуги |
Направление межведомственных запросов в органы и организации, указанные в Административном регламенте |
В день регистрации заявления и документов |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление Услуги |
Организация/ГИС |
Отсутствие документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении государственных органов (организаций) |
Направление межведомственного запроса в органы (организации), предоставляющие документы (сведения), предусмотренные подразделом 11 Административного регламента, в том числе с использованием ГИС |
|
Получение ответов на межведомственные запросы, формирование полного комплекта документов |
До 5 рабочих дней со дня направления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки не предусмотрены федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление Услуги |
Организация/ГИС |
|
Получение документов (сведений), необходимых для предоставления Услуги |
Рассмотрение документов и сведений | ||||||
Пакет зарегистрированных документов, поступивших должностному лицу Организации, ответственному за предоставление Услуги |
Проведение соответствия документов и сведений требованиям нормативных правовых актов предоставления Услуги |
1 рабочий день |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление государственной услуги |
Организация/ГИС |
Основания отказа в предоставлении Услуги, предусмотренные пунктом 12 Административного регламента |
Проект результата предоставления Услуги |
Принятие решения | ||||||
Проект результата предоставления Услуги (Решение о приеме на обучение в Организацию) |
Принятие решения о предоставления Услуги или об отказе в предоставлении услуги |
3 рабочих дня |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление Услуги; Руководитель Организации или иное уполномоченное им лицо |
Организация/ГИС |
|
Уведомление о принятии решения о предоставления Услуги |
|
Формирование решения о предоставлении Услуги |
|||||
Выдача результата | ||||||
Формирование и регистрация результата Услуги, указанного в пунктах 6.1.1 Административного регламента |
Регистрация результата предоставления Услуги и направления его заявителю в зависимости от способа подачи заявления |
После окончания процедуры принятия решения (в общий срок предоставления Услуги не включается) |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление государственной услуги |
Организация/ГИС |
|
Внесение сведений о конечном результате предоставления Услуги |
Внесение результата Услуги в реестр решений | ||||||
Формирование и регистрация результата Услуги, указанного в подразделе 6 Административного регламента, в форме электронного документа в ГИС |
Внесение сведений о результате предоставления Услуги, указанном в подразделе 6 Административного регламента, в реестр решений |
1 рабочий день |
Должностное лицо Организации, ответственное за предоставление государственной услуги |
ГИС |
|
Результат предоставления (государственной) муниципальной услуги, указанный в подразделе 6 Административного регламента, внесен в реестр |
Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при предоставлении Услуги через Портал
Основание для начала административной процедуры |
Основание для начала административной процедуры |
Основание для начала административной процедуры |
Основание для начала административной процедуры |
Основание для начала административной процедуры |
Основание для начала административной процедуры |
Основание для начала административной процедуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прием и регистрация заявления | ||||||
Поступление заявления в Министерство |
Прием заявления в Министерстве (присвоение номера и датирование) При направлении заявления посредством Портала копии документов не прикрепляются |
1 рабочий день |
Должностное лицо Министерства, ответственное за прием и регистрацию заявления |
Министерство/ГИС |
|
Зарегистрированное заявление |
|
Уведомление Заявителя о приеме и регистрации заявления |
|
|
|
|
Направленное Заявителю уведомление о приеме и регистрации заявления в личный кабинет на Портале |
|
Передача заявления в Организацию |
|
|
|
|
Направленное в Организацию заявление |
Рассмотрение заявления и дополнительных документов | ||||||
Поступление заявления в Организацию |
Рассмотрение заявления |
|
Ответственное лицо |
Организация |
ГИС |
|
|
Осуществление проверки заявления на соответствие требованиям оказания Услуги и оснований для ее предоставления |
|
|
|
ГИС |
Направленное заявителю уведомление о необходимости предоставить оригиналы документов, информация о которых представлена в заявлении на оказание Услуги, а также указание сроков предоставления оригиналов |
Предоставление оригиналов документов заявителем после направления приглашения образовательной организацией |
Прием и проверка комплектности документов на наличие/отсутствие оснований для отказа в предоставлении Услуги, предусмотренных подразделом 12 Административного регламента |
1 рабочий день |
|
Организация/ГИС |
|
Направленное Заявителю уведомление о приеме документов в личный кабинет на Портале |
Принятие решения | ||||||
Принятие решения о приеме на обучение по заявлению или мотивированный отказ в соответствии с пунктом 12.2 настоящего Административного регламента |
Формирование проекта распорядительного акта о приеме на обучение |
Не позднее дня окончания приема заявлений |
Образовательная организация |
ГИС |
В соответствии с подразделом 6 |
Проект распорядительного акта о приеме на обучение или мотивированный отказ в соответствии с пунктом 12.2 настоящего Административного регламента |
Предоставление результата | ||||||
Издание распорядительного акта о приеме на обучение |
Направление уведомления о принятом решении в личный кабинет заявителя на Портале |
Не более 3 рабочих дней с момента издания распорядительного акта |
Образовательная организация |
Организация/ГИС |
|
Направление уведомления в личный кабинет заявителя результат предоставления услуги: решение о приеме на обучение и реквизиты распорядительного акта или мотивированный отказ в приеме на обучение |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 13 октября 2023 г. N 1629 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной общеобразовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории Мурманской области, государственной услуги "Прием заявлений о зачислении в государственные и муниципальные образовательные организации субъектов Российской Федерации, реализующие программы общего образования"
Вступает в силу с 13 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 13 октября 2023 г. N 5101202310130003
электронный бюллетень Правительства Мурманской области (www.npa.gov-murman.ru) 17 октября 2023 г.