г. Краснодар |
|
29 июня 2020 г. |
Дело N А32-53362/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в онлайн-заседании от ответчика - акционерного общества "Транснефть-Сервис" (ИНН 2315140196, ОГРН 1072315011042) - Рудаковой Е.В. (доверенность от 20.12.2017), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307), третьего лица - акционерного общества "Мобильные ГТЭС", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А32-53362/2018, установил следующее.
ООО "ИПП" (далее - общество) обратилось в суд с иском к АО "Транснефть-Сервис" (далее - компания) о взыскании 5 077 686 рублей 32 копеек задолженности по договору от 25.11.2014 N 400/21/14/257/2014.
Решением от 07.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2019, с ответчика взыскано 598 196 рублей 28 копеек убытков. Распределены расходы по уплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что в договоре от 25.11.2014 N 400/21/14/257/2014 отсутствует условие о необходимости соблюдения ответчиком ежедневного графика отгрузок со станции отправления (отгрузка может быть запланирован и раз в месяц, и раз в неделю), а также условие об оформлении и согласовании графика вывоза нефтепродуктов морским транспортом. Договором установлено, что отгрузка нефтепродуктов на танкер осуществляется путем направления заявки на каждый конкретный танкер. В договоре отсутствует условие о том, что накопление нефтепродуктов в резервуаре истца производится только в размере танкерной партии. Судами не исследованы вопросы о занятости фронта выгрузки и путей необщего пользования, наличия (отсутствия) возможности ответчика по принятию вагонов к выгрузке, а также документы, подтверждающие ненадлежащее оказание истцом услуг по транспортной экспедиции. Ссылаясь на пункты 3.2.6 и 3.2.7 договора (в редакции дополнительного соглашения от 06.05.2016 N 6) истец не доказал, что надлежащим образом осуществлял взаимодействие с ОАО "РЖД" в интересах ответчика. Кроме того, подписав акты общей формы с оговорками, истец не предпринял мер по уменьшению размера взыскиваемых убытков, не предпринял мер по оспариванию в суде списанной ОАО "РЖД" в безакцептном порядке суммы платежей за простой вагонов, а "перевыставил" требование о ее уплате ответчику.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления.
В отзыве на жалобу третье лицо поддержало доводы компании.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 25.11.2014 стороны заключили договор N 400/21/14/257/2014 на оказание услуг по приему, накоплению и отгрузке нефтепродуктов, а также на оказание транспортно-экспедиционных услуг, в соответствии с пунктом 1.1 которого истец (исполнитель) принимает на себя обязательства оказывать ответчику (заказчик) услуги по перевалке, то есть приему из железнодорожных и автомобильных цистерн, накоплению в береговых резервуарах и отгрузке на танкеры без помещения под таможенную процедуру "экспорт" мазута и светлых нефтепродуктов (нефтепродукты или груз). Договор является смешанным договором, включающим в себя договор перевалки и транспортной экспедиции (пункт 1.3). Под услугами исполнителя по отгрузке нефтепродуктов на танкер понимаются услуги по прокачке нефтепродуктов из резервуаров исполнителя до борта танкера (пункт 1.4).
В рамках транспортно-экспедиционных услуг исполнитель обязуется оказывать для заказчика услуги по оформлению товаросопроводительных документов на нефтепродукты, отгружаемые на танкеры, а также услуги по экспедированию железнодорожных перевозок в части организации отправки порожних вагонов в соответствии с инструкциями заказчика (пункт 1.6).
Оплата услуг исполнителя по перевалке нефтепродуктов производится после отгрузки в течение пяти рабочих дней с момента предоставления счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, переданных заказчику по электронной почте (пункт 4.3). Оплата услуг исполнителя, указанных в пункте 3.2.1 в части транспортно-экспедиторского обслуживания нефтепродуктов, производится после оказания услуг в течение пяти рабочих дней с момента предоставления счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, переданных заказчику по электронной почте (пункт 5.3).
Дополнительным соглашением от 06.05.2016 N 6 к договору стороны предусмотрели взаимодействие исполнителем в интересах заказчика с ОАО "РЖД" в связи с задержкой и пользованием вагонов на станции Новороссийск и в пути следования в случае возникновения обстоятельств, зависящих от заказчика (нарушение графика отгрузок нефтепродуктов со станции, нарушение графика погрузок на танкера, несвоевременное выполнение обязательств по обеспечению условий для своевременной отправки порожних вагонов на станции назначения и прочее, что привело к невозможности приема цистерн). Исполнитель вправе по письменному согласованию с заказчиком произвести остановку вагонов на железнодорожных путях общего пользования станций Северо-Кавказской железной дороги в случае опоздания судна в графитовую позицию, повлекшее к затовариванию резервуарного парка, а также при остановке терминала по неприему груза в связи с отсутствием свободных емкостей по вине заказчика. При этом затраты, понесенные исполнителем, связанные с остановкой вагонов в пути следования, возмещаются заказчиком в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5.6 дополнительного соглашения заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные и документально подтвержденные расходы, возникшие в связи с пользованием вагонами по обстоятельствам, указанным в пунктах 3.2.6 и 3.2.7, в течение десяти рабочих дней с даты получения счета, счетов-фактур и отчета экспедитора по факсу или электронной почте.
Как указало общество в иске, предусмотренные договором услуги перевалки нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морской танкер оказаны исполнителем и оплачены заказчиком в полном объеме. Однако услуги экспедитора на 5 077 686 рублей 32 копейки, оказанные исполнителем заказчику в 2017 году в рамках дополнительного соглашения к договору, заказчик не оплатил.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению (претензии от 27.06.2017 N 2228, от 19.10.2017 N 3556, от 14.11.2017 N 4012, от 19.12.2017 N 4786, от 22.02.2018 N 663), поэтому истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 15, 309, 310, 393, 401, 421, 431, 779, 781 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Суды учли, что позицию ответчика, согласно которой он не давал истцу письменные поручения оказывать услуги по пунктам 3.2.6 и 3.2.7 договора в редакции дополнительного соглашения от 05.06.2016 N 6.
Согласно пункту 1 статьи 133, пункту 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
При этом суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 6.1.2 договора заказчик обязуется возместить исполнителю затраты, связанные с любыми платежами в адрес ОАО "РЖД" в связи с простоем вагонов в ожидании выгрузки на путях общего пользования, либо в связи с несвоевременной отправкой порожних вагонов с путей необщего пользования исполнителя, за исключением случаев, когда простой вагонов произошел по вине исполнителя (несоблюдение сроков оборота вагонов при наличии свободного резервуарного парка).
С учетом изложенных норм, положений спорного договора и заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с компании 598 196 рублей 28 копеек убытков, возникших в связи с несоблюдением заказчиком ежедневного графика отгрузок со станции и невыполнении им обязанности по своевременному предоставлению танкерного флота. Наличие элементного состава убытков подтверждено представленными обществом в дело доказательствами, в частности актами приема-передачи документов от 28.02.2017, 10.02.2017 и 10.03.2017, счетами, счетами-фактурами, актами выполненных работ за 2017 год.
Суды указали, что доводы ответчика, напротив, не подтверждены документально и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не опровергают правильности выводов судов, по существу сводятся к несогласию с результатами оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, переоценка которых в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А32-53362/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в онлайн-заседании от ответчика - акционерного общества "Транснефть-Сервис" (ИНН 2315140196, ОГРН 1072315011042) - Рудаковой Е.В. (доверенность от 20.12.2017), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307), третьего лица - акционерного общества "Мобильные ГТЭС", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-сервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А32-53362/2018, установил следующее.
...
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 15, 309, 310, 393, 401, 421, 431, 779, 781 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2020 г. N Ф08-1314/20 по делу N А32-53362/2018