г. Краснодар |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А32-42074/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Морозовский"" (ИНН 2364016402, ОГРН 1172375091393) и заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791), направивших ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Морозовский"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А32-42074/2019, установил следующее.
ООО "Торговый дом "Морозовский"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2019 N 07-10-19/693 о привлечении к ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 150 тыс. рублей штрафа за несвоевременную фиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке; прекращении производства по делу.
Решением суда от 20.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для применения статей 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования либо о снижении суммы штрафа до 75 тыс. рублей.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в действиях общества отсутствуют признаки состава вмененного ему правонарушения. Вынесение постановления от 20.08.2019 N 07-10-19/693 отдельно от административного дела N 07-10-19/788 незаконно. В обжалуемом постановлении не определено место совершения правонарушения, в нем указан юридический адрес общества, в то время как отгрузка товара осуществлялась по адресу обособленного подразделения. Суд не применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по результатам контрольных мероприятий деятельности общества в области оборота пива выявлено нарушение установленного порядка учета объемов оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
Из сведений в ЕГАИС "Отчет о нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 02.06.2019 по 16.06.2019 следует, что общество нарушило сроки фиксации товарно-транспортных накладных на отгрузку алкогольной продукции: от 05.06.2019 N ОМ00-009835: дата отгрузки - 05.06.2019, дата фиксации - 06.06.2019; от 06.06.2019 N ОМ00-009933: дата отгрузки - 06.06.2019, дата фиксации - 07.06.2019; от 11.06.2019 N ОМ00-010364: дата отгрузки - 11.06.2019, дата фиксации - 12.06.2019, а также представило недостоверные сведения о датах отгрузки в товарно-транспортных накладных и ЕГАИС: от 07.06.2019 N ОМ00-010040, ОМ00-010039: даты отгрузки в ЕГАИС - 07.06.2019, даты отгрузки в первичных документах - 08.06.2019, чем нарушен пункт 5.1.1 Порядка заполнения и сроков предоставления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (приложение N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций и предоставлении информации, содержащейся в ЕГАИС, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - приказ N 149).
По данному факту управление составило протокол от 14.08.2019 N 07-10-19/693 и вынесло постановление от 20.08.2019 N 07-10-19/693 о привлечении к ответственности по статье 14.19 Кодекса в виде взыскания 150 тыс. рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Статья 14.19 Кодекса устанавливает ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
Организации представляют в единую информационную систему сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной; номера, даты и время представления заявок о фиксации информации об организации, о продукции каждого вида и наименования, об объеме оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих сопровождающих оборот продукции, в единой информационной системе; сведения о контрагенте (контрагентах при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес) (пункт 6 Правил).
Направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (пункт 21 Правил).
При выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными (пункт 24 Правил).
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту ее нахождения заявление с уточненными данными.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом N 149.
Исходя из абзаца 1 пункта 5.1.1 приложения N 5 к приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
В разделе заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке в полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации-поставщика продукции.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в нарушение названных правил общество осуществляло оборот алкогольной продукции (пива) с нарушением установленного порядка учета оборота алкогольной продукции, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса (дата отгрузки товара предшествует дате фиксации в ЕГАИС, недостоверные сведения о датах отгрузки в товарно-транспортных накладных и ЕГАИС).
Общество факт нарушений не оспаривает.
Данные нарушения допущены обществом вследствие непринятия мер по контролю за учетом оборота алкогольной продукции; оно имело возможность предотвратить совершение правонарушения, однако, не предприняло всех необходимых исчерпывающих мер необходимых для соблюдения установленного порядка учета оборота алкогольной продукции.
В материалы дела не представлены доказательства невозможности соблюдения обществом установленных норм и правил в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суд обоснованно отметил, что неисполнение обществом требований законодательства вследствие опоздания представителя перевозчика и задержки с его стороны в процессе приемки продукции не является основанием для освобождения от административной ответственности.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Суд счел соблюденным порядок привлечения общества к ответственности.
Срок давности привлечения к ответственности соблюден. Обществу назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи Кодекса.
Суд не установил основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса, при этом учел, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению законодательства об обороте алкогольной продукции. Отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения или о снижении суммы штрафа ниже низшего предела санкции вмененной статьи Кодекса. Допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А32-42074/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд не установил основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса, при этом учел, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к соблюдению законодательства об обороте алкогольной продукции. Отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения или о снижении суммы штрафа ниже низшего предела санкции вмененной статьи Кодекса. Допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2020 г. N Ф08-4710/20 по делу N А32-42074/2019