г. Краснодар |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А20-1814/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Итова Муштафара Хаждаутовича (ОГРНИП 306071613200027, ИНН 071607686436) и Кагановича Д.А. (доверенность от 12.05.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" (ОГРН 1160726054451, ИНН 0726016152), третьего лица - акционерного общества "Газпром газораспределение Нальчик", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Итова Муштафара Хаждаутовича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А20-1814/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" (далее - истец, общество, Газпром) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к ИП Итову М.Х. (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 91 904 рублей 60 копеек задолженности за декабрь 2018 года - январь 2019 года, 3230 рублей 56 копеек неустойки за период с 15.01.2019 по 12.04.2019 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Газпром газораспределение Нальчик" (далее - газораспределительная организация).
Решением от 11.11.2019 в иске отказано. Суд исходил из недоказанности факта безучетного потребления газа предпринимателем в спорный период.
Постановлением апелляционного суда от 11.02.2020 решение от 11.11.2019 отменено, иск удовлетворен в полном объеме. Суд признал правомерным определение объема газа по проектной мощности газопотребляющих установок ответчика ввиду истечения срока поверки узла учета.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение. Заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что 09.07.2018 (за три месяца до истечения срока поверки) ответчик направил истцу письменную заявку о снятии пломб с узла учета в связи с реконструкцией помещения; Газпром пломбы не снял с 09.07.2018 до 22.02.2019 и создал ситуацию по начислению стоимости газа по мощности газопотребляющих установок ответчика; что истец начислял ответчику стоимость потребленного газа по счетчику вплоть до составления акта и после истечения срока поверки, поскольку счетчик газа исправен и мог быть принят в качестве коммерческого;, поставщик газа не представил доказательств того, что узел учета потребителя в спорный период не позволял определить фактическое газопотребление вследствие его неисправности или по иным причинам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав предтавителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.11.2017 Газпром (поставщик) и предприниматель (покупатель) заключили договор поставки газа N 15-2-07-3745/18-22 (далее - договор), по которому поставщик обязался поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель - получать и оплачивать его.
Точкой подключения является граница раздела газораспределительных сетей газораспределительной организации, указанная в пункте 2.4 договора.
В пункте 4.1 договора стороны согласовали, что количество поставляемого газа (объем) определяется по средствам измерений и (или) технических устройств с измерительными функциями, применяемых для учета газа в сферах государственного регулирования установленных у покупателя, в случае их исправности и соответствии их требованиям действующих нормативных документов.
При неисправности или отсутствия узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по средствам измерений покупателя.
При отсутствии либо неисправности средств измерений, по которым производится определение количества газа, а также отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета газа, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно - технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерений.
Под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором средства измерения и технические устройства, входящие в состав узла учета не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно - технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма. Покупатель обеспечивает сохранность установленных на узле учета газа пломб госповерителя и поставщика.
Согласно пункту 4.2 договора определение количества газа (объема) производится по средствам измерений, указанным в техническом соглашении, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-96 с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995), ГОСТ 8.915-2016, ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами.
Окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующим за месяцем поставки газа (пункт 5.5.4 договора).
30 декабря 2018 года поставщик в присутствии потребителя проверил газоиспользующее оборудование и узел учета газа (УУГ) СГМН-1, N 31189216, выявил, что на момент проверки истек межпроверочный интервал счетчика и составил акт N 005268 (далее - акт).
На основании акта истец рассчитал задолженность за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 по производительности газоиспользующего оборудования, которая составила 91 904 рубля 60 копеек. При этом ответчик заявил о несогласии с определением объема газа исходя из мощности установленного у него газопотребляющего оборудования.
Неоплата предпринимателем поставленного в спорный период объема газа, определенного расчетным путем, послужила основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Предприниматель не оспаривал, что на момент составления акта срок поверки УУГ истек, однако представил суду письмо от 09.07.2018, в котором ответчик направил истцу письменную заявку о снятии пломб с УУГ в связи с реконструкцией помещения и после замены дать разрешение на опломбирование счетчика и пуск газа (т. 1, л. д. 97, 141).
Газпром 12.09.2018 составил акт проверки, которым предписано в установленный срок представить проект газификации и паспорт счетчика газа, акт-предписание об устранении замечаний при использовании газа (т. 1, л. д. 138).
В связи с неустранением замечаний по предписанию, 30.12.2018 Газпром провел проверку газопотребляющего оборудования и УУГ, составил акт, в котором отразил установку у ответчика счетчика газа СГМН-1 N 31189216, дата текущей поверки - 19.10.2010, дата следующей поверки - 19.10.2018. Таким образом, на момент проверки счетчик признан не пригодным в качестве коммерческого ввиду истечения межповерочного интервала. Акт составлен в присутствии представителя потребителя, об этом свидетельствует его подпись на акте. Объем потребленного ответчиком газа в декабре 2018 года и январе 2019 года определен на основании актов от 31.12.2018 по производительности газопотребляющего оборудования в количестве 5453,52 куб. м. и от 31.01.2019 в количестве 5453,52 куб. м. Считая заявку потребителя о снятии пломбы с УУГ от 09.07.2018 не подлежащей исполнению до устранения замечаний по предписанию, истец начислил ответчику стоимость газа за спорный период по мощности газопотребляющего оборудования.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что, получив заявку ответчика о снятии пломб с УУГ в связи с реконструкцией помещения, истец не только не направил своего представителя для снятия пломб, но и создавал ситуацию, способствовавшую начислению стоимости газа по мощности УУГ, что привело к увеличению предъявленного к оплате объема газа по отношению к фактически потребленному. Кроме того, истец не представил доказательств того, что УУГ потребителя в спорный период не позволял определить фактическое газопотребление вследствие его неисправности или по иным причинам, а также доказательств потребления ответчиком газа в заявленном размере.
Суд указал, что отсутствие поверки УУГ не влияет на правильность учета объемов газа, если не доказана его неисправность, однако, о непригодности УУГ в период межповерочного интервала могут свидетельствовать только результаты внеочередной поверки по инициативе любой из заинтересованных сторон. Вместе с тем такой инициативы поставщик не проявил.
Отменяя решение и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из пункта 1 статьи 544 Кодекса следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.
При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил учета газа).
В пункте 21 Правил поставки газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Правила поставки газа определяют узел учета как комплект средств измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
Из пункта 4.1 договора следует, что количество газа определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя, либо по показаниям узла учета газа покупателя, либо в случае отсутствия узла учета или отсутствии действующего поверительного клейма - по проектной мощности газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период.
Пунктом 4.7 договора определено, что ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Согласно пункту 1 статьи 543 Кодекса обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа ответчик несет ответственность за техническое состояние и поверку принадлежащего ему комплекса УУГ.
Исследовав и оценив обстоятельства спора и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик допустил безучетное потребление газа, что подтверждается актом проверки от 30.12.2018 N 005268, поэтому объем потребленного в спорный период ответчиком газа подлежит определению по мощности газоиспользующего оборудования. Данный метод расчета соответствует Правилам поставки газа и Правилам учета газа. Иной порядок расчета потребленного газа в период неисправности узла учета (входящих в него средств измерений) действующим законодательством не предусмотрен.
Произведенный истцом расчет проверен судом и признан верным.
Судом апелляционной инстанции также верно применен правовой подход Конституционного Суда Российской Федерации, отраженный в определении от 27.02.2018 N 479-О, в котором указано на увеличение платы за потребленный коммунальный ресурс в случае необеспечения поверки прибора учета, поскольку такая проверка обеспечивает достоверность переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета, отказ от ее проведения порождает невозможность следования их показаниям и объективно вынуждает руководствоваться другими - нормативно установленными критериями определения размера платы за коммунальный ресурс.
Апелляционный суд правомерно не принял во внимание довод предпринимателя о неисполнении Газпромом заявки о снятия пломб с УУГ в связи с реконструкцией помещения. Ответчик не доказал и суд не установил в действиях Газпрома злоупотребления правом (статья 10 Кодекса). Предприниматель не обосновал добросовестность, разумность и достаточность своих действий в разумный срок после неполучения в разумный срок ответа на заявление от 09.07.2018, а также после получения предписания от 12.09.2018 об устранении замечаний при использовании газа. Подобные действия ответчика не позволяют утверждать о злоупотреблении другой стороны правоотношения.
Иные доводы предпринимателя не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку доказательств, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу N А20-1814/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также верно применен правовой подход Конституционного Суда Российской Федерации, отраженный в определении от 27.02.2018 N 479-О, в котором указано на увеличение платы за потребленный коммунальный ресурс в случае необеспечения поверки прибора учета, поскольку такая проверка обеспечивает достоверность переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях приборов учета, отказ от ее проведения порождает невозможность следования их показаниям и объективно вынуждает руководствоваться другими - нормативно установленными критериями определения размера платы за коммунальный ресурс.
Апелляционный суд правомерно не принял во внимание довод предпринимателя о неисполнении Газпромом заявки о снятия пломб с УУГ в связи с реконструкцией помещения. Ответчик не доказал и суд не установил в действиях Газпрома злоупотребления правом (статья 10 Кодекса). Предприниматель не обосновал добросовестность, разумность и достаточность своих действий в разумный срок после неполучения в разумный срок ответа на заявление от 09.07.2018, а также после получения предписания от 12.09.2018 об устранении замечаний при использовании газа. Подобные действия ответчика не позволяют утверждать о злоупотреблении другой стороны правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июля 2020 г. N Ф08-3311/20 по делу N А20-1814/2019