г. Краснодар |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А32-22320/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Алексеева Р.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Виртум" (ИНН 6165168648, ОГРН 1116165002810) - Скрыпник М.Г. (доверенность от 09.01.2020), общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Грузовые линии"" (ИНН 7725266988, ОГРН 1157746254291 - Добрыдина Ю.А. (доверенность от 22.03.2018), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Морская логистика" (ИНН 2352053047, ОГРН 1162352050520), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Грузовые линии"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020 по делу N А32-22320/2019, установил следующее.
ООО "Витрум" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Агентство "Грузовые линии"" (далее - агентство) о взыскании 2 481 491 рубля 36 копеек убытков, связанных с недостачей груза, и 322 907 рублей 63 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Морская логистика" (далее - компания).
Решением от 09.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2020, иск удовлетворен. Суды сочли доказанным факт недостачи груза в результате ненадлежащего исполнения агентством обязательств по договору, а также отсутствия оснований для получения платы за перевалку той части груза, которая утрачена.
В кассационной жалобе агентство просит отменить судебные акты. Заявитель указывает на необоснованность вывода судов о привлечении ответчиком компании к исполнению обязательств по погрузке зерновых. Компания является морским агентом т/х "FINIKIA" и наделена полномочиями на представление интересов номинируемого судна, при этом договорные отношения между ответчиком и компанией на проведение погрузочно-разгрузочных работ отсутствуют. Суды не указали мотивы, по которым они отклонили акты приемки оказанных услуг, подписанные уполномоченными представителями истца и ответчика по договору, и приняли во внимание производные документы (иностранный морской коносамент и таможенную декларацию). Судами необоснованно применены положения пункта 1 статьи 145 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Заявитель ссылается на нарушение истцом тридцатидневного срока уведомления экспедитора о недостаче груза, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в силу статьи 8 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87). Поскольку действие договора транспортной экспедиции оканчивается на территории Российской Федерации погрузкой груза на морское судно "FINIKIA", указанный срок надлежит исчислять с момента составления сторонами последнего акта приема-передачи груза (24.05.2018). Истечение указанного срока лишает истца права ссылаться на недостачу груза.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (заказчик) и агентство (исполнитель) заключили договор от 16.04.2018 N АГЛ-1604/2018, по которому исполнитель обязался оказать услуги экспедиции при приеме, перевалке экспортных грузов заказчика на суда заказчика по технологическим вариантам: автомобиль - судно, автомобиль - силос - судно, ж/д вагон - судно, ж/д вагон - силос - судно через причал N 2 порта Кавказ. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что услуги транспортной экспедиции включают прием-выдачу зерновых грузов и продуктов переработки зерна (шрот подсолнечный, рапсовый, свекловичный гранулированный, отруби пшеничные гранулированные) с автотранспорта и ж/д транспорта; завоз-вывоз зерновых и продуктов переработки зерна (шрот подсолнечный, рапсовый, жом свекловичный гранулированный, отруби пшеничные гранулированные) автотранспортом и железнодорожным транспортом; технологическое накопление зерновых грузов и продуктов переработки зерна (шрот, жом, масло и др.); погрузка зерновых грузов и продуктов переработки зерна на судно. Заказчик обеспечивает решение с судовладельцами, что судовым агентом в порту Кавказ является только агент исполнителя (пункт 2.6 договора). Согласно пунктам 3.1, 3.8 договора исполнитель обеспечивает транспортно-экспедиционные услуги при приемке и перевалке грузов заказчика на причале N 2 порта Кавказ; выполняет необходимые таможенные формальности при оформлении поручения на погрузку с отметками таможни "погрузка разрешена" и оформляет грузовые документы. В соответствии с пунктом 4.5 договора результаты приемки зерновых грузов по количеству и качеству оформляются представителями исполнителя и порта путем составления акта приемки, который является основанием для заказчика при учете и передаче груза в порт. Прием груза заказчика от перевозчика для перевалки производится путем взвешивания на весах порта (пункт 4.10 договора). В силу 4.13 договора зерновые считаются переданными исполнителем и принятыми заказчиком на судно по количеству согласно показаниям весов; количество зерновых грузов, подлежащее отпуску, определяется расчетным путем в соответствии с законодательством (в том числе приказом Госхлебинспекции от 08.04.2002 N 29 "Об утверждении порядка учета зерна и продуктов его переработки" в той части, в которой это не противоречит положениям договора, приказом Минсельхоза России от 14.01.2009 N 3 "Об утверждении норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении" и другими нормативными документами), о чем составляется акт-расчет и акт зачистки с учетом списаний/начислений в весе; акт-расчет и акт зачистки составляется и утверждается портом и подписывается сторонами; в случае весовых расхождений между количеством груза, определенным после его погрузки методом драфт-сюрвея, и массой, указанной в коносаменте и определенной на весах порта, стороны договорились, что заказчик не будет иметь к исполнителю и порту претензий по количеству перегруженного груза, при этом расхождение с количеством, определенным при перевеске, не должно превышать естественную убыль и технологические потери при перегрузке. В пункте 2.2 приложения N 2 к договору закреплено, что исполнитель, выполняя свои обязанности по договору, не несет ответственности перед заказчиком за потери и ущерб груза, за исключением тех случаев, когда подобное происходит по причине неправильного исполнения обязательств исполнителем; доказательств небрежности или упущения исполнителя должен доказать заказчик; если письменное заявление о потере груза или убытках, связанных с перевалкой груза в "месте оказания услуг", не подано до отхода судна из порта погрузки, то такая перевалка груза должна признаваться выполненной в полном соответствии с условиями договора.
В период с 15 по 24 мая 2018 года агентством оказаны услуги по перевалке зерновых грузов (кукуруза) насыпью на теплоходы "Волго-Балт 106" и "Волго-Балт 205" для последующей погрузки этих грузов на судно "FINIKIA" с назначением в Ливан. Согласно подписанным сторонами актам от 15.05.2018 N 114, от 18.05.2018 N 115, от 20.05.2018 N 116, от 21.05.2018 N 117, от 22.05.2018 N 118, от 24.05.2018 N 119 общий вес грузов составил 15 038,110 тонны, стоимость оказанных услуг - 20 558 104 рубля 77 копеек. В актах указано, что услуги оказаны в полном объеме и в срок, заказчик претензий к качеству и объему услуг не имеет. Сторонами подписан акт сверки расчетов, согласно которому по состоянию на 30.09.2018 задолженность отсутствует.
В последующем, как указано в иске, обществом выявлена недостача груза в размере 235,79 тонны, поскольку общий вес погруженной на т/х "FINIKIA" кукурузы составил 14 803,031 тонны. В подтверждение своих доводов общество представило морской коносамент от 26.05.2018, перечень поставки груза (List of cargo delivery - приложение к грузовому манифесту), декларацию на товар от 04.06.2018 N 10309140/040618/00005999.
Сумма убытков в размере 2 481 491 рубль 36 копеек рассчитана обществом с учетом предусмотренных пунктами 4.13 и 3.22.1 договора от 16.04.2018 технологических потерь (37,595 тонны), цены одной метрической тонны кукурузы, определенной исходя из условий заключенного им с фирмой "Black sea grain sari" контракта от 13.04.2018 N 13042018 (202,00 доллара США), и курса иностранной валюты на дату отгрузки (62,2056 рубля за 1 доллар США).
Кроме того, ссылаясь на полную оплату по договору от 16.04.2018 N АГЛ-1604/2018, общество, полагает, что на стороне агентства возникло 322 907 рублей 63 копеек неосновательного обогащения в виде стоимости фактически неоказанных услуг по перевалке 235,079 тонн груза.
Поскольку претензия с требованием о возмещении названных сумм возврата оставлена агентством без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 393, 401, 404, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 12 Закона N 87, разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суды исходили из того, что общий объем принятого агентством к погрузке зерна в количестве 15 038,110 тонны подтвержден поручениями на погрузку от 16.05.2018 N 083 (на 2 782 794 кг), от 18.05.2018 N 084 (на 2 943 060 кг), от 20.05.2018 N 085 (на 2 785 184 кг), от 21.05.2018 N 086 (на 2 946 188 кг), от 22.05.2018 N 087 (на 2 797 253 кг), от 24.05.2018 N 088 (на 783 631 кг) и коносаментами на внутренние перевозки, а недостача - представленными в дело морским коносаментом от 26.05.2018, перечнем поставки груза (List of cargo delivery - приложение к грузовому манифесту), декларацией на товар от 04.06.2018 N 10309140/040618/00005999, согласно которым на т/х "FINIKIA" погружено 14 803,031 тонны зерна. Приняв во внимание предусмотренные договором объемы технологических потерь, суды пришли к выводу об обоснованности требования о взыскания убытков, связанных с недостачей 197,484 тонны груза стоимостью 2 481 491 рубля 36 копеек, а также правомерным взыскание 322 907 рублей 63 копеек неосновательного обогащения в виде полученной платы за перевалку утраченной части груза.
Однако суды не учли следующего.
Фактически суды в подтверждения недостачи сослались на документы, оформляемые между перевозчиком и грузоотправителем по договору морской перевозки груза.
Между тем пунктами 4.5, 4.10, 4.13 спорного договора сторонами согласованы порядок приемки зерновых грузов по количеству и качеству с оформлением с участием порта акта приемки и проведением процедуры их взвешивания на весах порта, определения количества зерновых грузов по показаниям весов либо расчетным путем, о чем составляется акт-расчет. Суды не исследовали вопросы о том, как осуществлялась проверка массы груза при его доставке в порт Кавказ, осуществлялась ли его перевеска при погрузке на т/х "FINIKIA", какими документами эти операции сопровождались. В этих целях судам следовало обсудить вопрос о привлечении к участию в дела порта, при посредничестве которого эти процедуры осуществлялись, для проверки обоснованности утверждений ответчика о надлежащем исполнении им обязанности по перевалке кукурузы на указанное судно.
Также судами оставлено без оценки то обстоятельство, что в пункте 2.2 приложения N 2 к договору стороны предусмотрели, если письменное заявление о потере груза или убытках, связанных с перевалкой груза в "месте оказания услуг", не подано до отхода судна из порта погрузки, то такая перевалка груза должна признаваться выполненной в полном соответствии с условиями договора.
Согласно материалам дела все грузовые документы по т/х "FINIKIA" были переданы заказчику 26.05.2018, в связи с чем о факте недостачи общество узнало в указанный день, что им признано в отзывах на жалобы ответчика. В соответствии отметками Краснодарской таможни судно вышло из порта 05.06.2018. Между тем с претензией по факту недостачи общество обратилось к ответчику 18.02.2019, т. е. спустя 8 месяцев. При этом истец не привел разумных объяснений своего поведения, а также не обосновал нормами права, в силу которых условия пункта 2.2 приложения N 2 к договору не подлежали применению к спорной ситуации.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо учесть отмеченные нарушения и в зависимости разрешить спор.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2020 по делу N А32-22320/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 393, 401, 404, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 12 Закона N 87, разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суды исходили из того, что общий объем принятого агентством к погрузке зерна в количестве 15 038,110 тонны подтвержден поручениями на погрузку от 16.05.2018 N 083 (на 2 782 794 кг), от 18.05.2018 N 084 (на 2 943 060 кг), от 20.05.2018 N 085 (на 2 785 184 кг), от 21.05.2018 N 086 (на 2 946 188 кг), от 22.05.2018 N 087 (на 2 797 253 кг), от 24.05.2018 N 088 (на 783 631 кг) и коносаментами на внутренние перевозки, а недостача - представленными в дело морским коносаментом от 26.05.2018, перечнем поставки груза (List of cargo delivery - приложение к грузовому манифесту), декларацией на товар от 04.06.2018 N 10309140/040618/00005999, согласно которым на т/х "FINIKIA" погружено 14 803,031 тонны зерна. Приняв во внимание предусмотренные договором объемы технологических потерь, суды пришли к выводу об обоснованности требования о взыскания убытков, связанных с недостачей 197,484 тонны груза стоимостью 2 481 491 рубля 36 копеек, а также правомерным взыскание 322 907 рублей 63 копеек неосновательного обогащения в виде полученной платы за перевалку утраченной части груза."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июля 2020 г. N Ф08-1458/20 по делу N А32-22320/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4007/2021
12.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1615/2021
25.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22320/19
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1458/20
10.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21237/19
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22320/19