г. Краснодар |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А32-22320/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Виртум" (ИНН 6165168648, ОГРН 1116165002810) - Скрыпник М.Г. (доверенность от 18.01.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Грузовые линии"" (ИНН 7725266988, ОГРН 1157746254291 - Добрыдина Ю.А. (доверенность от 25.03.2021), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Морская логистика", федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Азовского моря", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Грузовые линии" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А32-22320/2019, установил следующее.
ООО "Витрум" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Агентство "Грузовые линии"" (далее - агентство) о взыскании 2 481 491 рубля 36 копеек убытков, связанных с недостачей груза, и 322 907 рублей 63 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Морская логистика" (далее - компания).
Решением от 09.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2020, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.07.2020 решение от 09.10.2019 и постановление апелляционного суда от 10.01.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал на то, что суды не исследовали вопросы о том, как осуществлялась проверка массы груза при его доставке в порт Кавказ, осуществлялась ли его перевеска при погрузке на т/х "FINIKIA", какими документами эти операции сопровождались. Общество не привело разумных объяснений обращения к агентству с претензией по факту недостачи спустя 8 месяцев после выявления факта недостачи.
При новом рассмотрении дела суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ "Администрация морских портов Азовского моря" (далее - учреждение).
Решением от 25.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2021, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что материалами дела подтверждается факт нарушения ответчиком обязательства, причинно-следственная связь между возникшими убытками и неисполнением ответчиком своих обязательств по договору.
В кассационной жалобе агентство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что выводы судов не соответствуют указаниям суда кассационной инстанции. В подтверждение недостачи груза суды сослались на документы, оформленные между перевозчиком и грузоотправителем по договору морской перевозки, при наличии согласованного обществом и агентством в договоре порядка приемки зерновых культур по количеству и качеству. При новом рассмотрении дела новые доказательства недостачи груза не предоставлены. Суды не рассмотрели вопрос о привлечении к участию в деле порта (ЗАО "Лада-Геленджик-Транс"), при посредничестве которого осуществлялись названные процедуры. Суд первой инстанции необоснованно отказал в назначении экспертизы для установления причин недостачи, а именно, определения сорности груза.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность судебных актов.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу пояснило, что оно не наделено полномочиями по приемке грузов в апорту и проведению процедуры их взвешивания на весах порта. Учреждение не является участником договорных отношений общества и агентства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество (заказчик) и агентство (исполнитель) заключили договор от 16.04.2018 N АГЛ-1604/2018, по которому исполнитель обязался оказать услуги экспедиции при приеме, перевалке экспортных грузов заказчика на суда заказчика по технологическим вариантам: автомобиль - судно, автомобиль - силос - судно, ж/д вагон - судно, ж/д вагон - силос - судно через причал N 2 порта Кавказ.
В соответствии с пунктом 1.2 договора услуги транспортной экспедиции включают прием-выдачу зерновых грузов и продуктов переработки зерна (шрот подсолнечный, рапсовый, свекловичный гранулированный, отруби пшеничные гранулированные) с автотранспорта и ж/д транспорта; завоз-вывоз зерновых и продуктов переработки зерна (шрот подсолнечный, рапсовый, жом свекловичный гранулированный, отруби пшеничные гранулированные) автотранспортом и железнодорожным транспортом; технологическое накопление зерновых грузов и продуктов переработки зерна (шрот, жом, масло и др.); погрузка зерновых грузов и продуктов переработки зерна на судно.
Заказчик обеспечивает решение с судовладельцами, что судовым агентом в порту Кавказ является только агент исполнителя (пункт 2.6 договора).
Согласно пунктам 3.1, 3.8 договора исполнитель обеспечивает транспортно-экспедиционные услуги при приемке и перевалке грузов заказчика на причале N 2 порта Кавказ; выполняет необходимые таможенные формальности при оформлении поручения на погрузку с отметками таможни "погрузка разрешена" и оформляет грузовые документы.
Результаты приемки зерновых грузов по количеству и качеству оформляются представителями исполнителя и порта путем составления акта приемки, который является основанием для заказчика при учете и передаче груза в порт (пункт 4.5 договора).
Прием груза заказчика от перевозчика для перевалки производится путем взвешивания на весах порта (пункт 4.10 договора).
В силу 4.13 договора зерновые считаются переданными исполнителем и принятыми заказчиком на судно по количеству согласно показаниям весов; количество зерновых грузов, подлежащее отпуску, определяется расчетным путем в соответствии с законодательством (в том числе приказом Госхлебинспекции от 08.04.2002 N 29 "Об утверждении порядка учета зерна и продуктов его переработки" в той части, в которой это не противоречит положениям договора, приказом Минсельхоза России от 14.01.2009 N 3 "Об утверждении норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении" и другими нормативными документами), о чем составляется акт-расчет и акт зачистки с учетом списаний/начислений в весе; акт-расчет и акт зачистки составляется и утверждается портом и подписывается сторонами; в случае весовых расхождений между количеством груза, определенным после его погрузки методом драфт-сюрвея, и массой, указанной в коносаменте и определенной на весах порта, стороны договорились, что заказчик не будет иметь к исполнителю и порту претензий по количеству перегруженного груза, при этом расхождение с количеством, определенным при перевеске, не должно превышать естественную убыль и технологические потери при перегрузке.
В соответствии пунктом 2.2 приложения N 2 к договору исполнитель, выполняя свои обязанности по договору, не несет ответственности перед заказчиком за потери и ущерб груза, за исключением тех случаев, когда подобное происходит по причине неправильного исполнения обязательств исполнителем; доказательств небрежности или упущения исполнителя должен доказать заказчик; если письменное заявление о потере груза или убытках, связанных с перевалкой груза в "месте оказания услуг", не подано до отхода судна из порта погрузки, то такая перевалка груза должна признаваться выполненной в полном соответствии с условиями договора.
С 15 по 24 мая 2018 года агентство оказало обществу услуги по перевалке 15 038,110 тонны кукурузы насыпью на теплоходы "Волго-Балт 106" и "Волго-Балт 205" для последующей погрузки этих грузов на судно "FINIKIA" с назначением в Ливан. Стоимость услуг составила 20 558 104 рубля 77 копеек.
Согласно морскому коносаменту от 26.05.2018, перечню поставки груза (List of cargo delivery - приложение к грузовому манифесту), декларации на товар от 04.06.2018 N 10309140/040618/00005999 на т/х "FINIKIA" было погружено кукурузы 14 803,031 тонны.
По мнению общества, недостача груза за вычетом технологических потерь составила 235,079 тонны и представляет собой его убытки в размере 2 481 491 рубль 36 копеек, определенные исходя из цены одной метрической тонны кукурузы, определенной в соответствии с условиями заключенного обществом с фирмой "Black sea grain sari" контракта от 13.04.2018 N 13042018 (202,00 доллара США), и курса иностранной валюты на дату отгрузки (62,2056 рубля за 1 доллар США).
Кроме того, общество считает, что на стороне агентства возникло 322 907 рублей 63 копеек неосновательного обогащения в виде стоимости фактически неоказанных услуг по перевалке 235,079 тонн груза.
Неисполнение агентством требования о возмещении названных сумм привело к судебному спору.
Суды рассмотрели спор на основании статей 393, 401, 404, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", разъяснений, содержащимися в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и признали требования общества обоснованными.
Суды установили, что доставляемый в порт Кавказ груз взвешивался на весах порта в присутствии представителей общества и агентства. Согласно товарно-транспортным накладным в порт поступило 15 038,110 тонны груза.
Агентство по мере технологического накопления груза и его последующей отгрузки предоставлял обществу расчеты платы за технологическое накопление, в которых указывал ежедневное движение груза в количественном выражении и размер платы за его технологическое накопление. В процессе исполнения договора между сторонами отсутствовали разногласия по количественным и качественным показателям груза.
При погрузке кукурузы на т/х "FINIKIA" ее перевеска не осуществлялась. Груз взвешивался при погрузке на теплоходы "Волго-Балт 106" и "Волго-Балт 205". В соответствии с коносаментами на внутреннюю перевозку масса груза составила 15 098,110 тонны.
По поручениям на погрузку и внутренними коносаментами на т/х "FINIKIA" должно быть выгружено 15038,110 тонны кукурузы (по поручению от 24.05.2018 N 088 и коносаменту от 26.05.2018 вместо 783,631 тонны кукурузы было выгружено 548,552 тонны). Общая масса погруженной кукурузы составила 14 804,031 тонны, масса недоставленного агентством груза - 235,079 тонны.
25 мая 2018 года агентство передало обществу акты оказанных услуг, копии коносаментов на внутреннюю перевозку и поручений на погрузку экспортного груза, а полный пакет документов, содержащий сведения о фактическом количестве переданного грузополучателю груза, - 05.06.2018 после выхода судна из порта.
Документы, составленные с участием грузополучателя (капитана т/х "FINIKIA"), при погрузке груза свидетельствуют о получении 14 803,031 тонны кукурузы и, соответственно, не позволяли грузополучателю на этот момент сделать вывод о наличии недостачи, у него отсутствовали основания для уведомления общества или агентства в о недостаче груза.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у общества до выхода судна из порта информации о массе кукурузы, погруженной на т/х "FINIKIA".
Поскольку условия спорного договора не позволяли обществу заявить агентству претензии по количеству переданного грузополучателю груза и объему фактически оказанных услуг до выхода судна из порта и получения полного пакета документов, а недостача груза подтверждена материалами дела, суды признали требования общества обоснованными и удовлетворили иск.
Доводы агентства о том, что недостача груза обусловлена повышенной сорностью кукурузы по сравнению с условиями договора, не подтвержден надлежащими доказательствами. Предположения агентства относительно данного обстоятельства не могут быть установлены экспертным путем (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе агентство не привело доводов, опровергающих правильность выводов судебных инстанций со ссылкой на имеющиеся и не исследованные судами доказательства, документально не обосновало расхождения по количеству принятого от общества и переданного грузополучателю груза.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, основания для их переоценки у суда кассационной жалобы инстанции в силу в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А32-22320/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу 4.13 договора зерновые считаются переданными исполнителем и принятыми заказчиком на судно по количеству согласно показаниям весов; количество зерновых грузов, подлежащее отпуску, определяется расчетным путем в соответствии с законодательством (в том числе приказом Госхлебинспекции от 08.04.2002 N 29 "Об утверждении порядка учета зерна и продуктов его переработки" в той части, в которой это не противоречит положениям договора, приказом Минсельхоза России от 14.01.2009 N 3 "Об утверждении норм естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении" и другими нормативными документами), о чем составляется акт-расчет и акт зачистки с учетом списаний/начислений в весе; акт-расчет и акт зачистки составляется и утверждается портом и подписывается сторонами; в случае весовых расхождений между количеством груза, определенным после его погрузки методом драфт-сюрвея, и массой, указанной в коносаменте и определенной на весах порта, стороны договорились, что заказчик не будет иметь к исполнителю и порту претензий по количеству перегруженного груза, при этом расхождение с количеством, определенным при перевеске, не должно превышать естественную убыль и технологические потери при перегрузке.
...
Суды рассмотрели спор на основании статей 393, 401, 404, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", разъяснений, содержащимися в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и признали требования общества обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2021 г. N Ф08-4007/21 по делу N А32-22320/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4007/2021
12.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1615/2021
25.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22320/19
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1458/20
10.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21237/19
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22320/19