г. Краснодар |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А15-923/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Трифоновой Л.А. и Чесняк Н.В., при ведении протокола помощником судьи Лысенко Д.Л. и участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан от общества с ограниченной ответственностью "Автоград" (ИНН 0572012934, ОГРН 1160571051310) - Таркинского И.А. (доверенность от 23.05.2019), в отсутствие муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации г. Махачкалы" (ИНН 0571005028, ОГРН 1150571000865), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации г. Махачкалы" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А15-923/2019, установил следующее.
МКУ "Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации г. Махачкалы" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Автоград" (далее - общество) о прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок: серия 000001 N 000017, маршрут N 4-А; серия 000001 N 000044, маршрут N 55; серия 000001 N 000030, маршрут N 101-А; серия 000001 N 000019, маршрут N 4-К (уточненные требования).
Решением от 30.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.02.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что допущенные ответчиком нарушения обязанности предоставления отчетов являются достаточным основанием для аннулирования свидетельств. Доказательства предоставления отчетов ответчиком отсутствуют. Кроме того, у общества имеются и другие нарушения, что подтверждается судебными актами о привлечении его к административной ответственности.
В отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу выдало обществу лицензию от 26.04.2016 N АСС-05-019456 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
По результатам открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок учреждение выдало обществу свидетельства для осуществления перевозок от 11.07.2016 серии 000001 N 000017, от 11.07.2016 серии 000001 N 000010, от 15.07.2016 серии 000001 N 000044, от 11.07.2016 серии 000001 N 000030.
Основанием обращения учреждения в суд с заявлением послужило непредставление обществом отчетов об осуществлении регулярных перевозок за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В части 1 статьи 37 Закона N 220-ФЗ закреплена обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и сроки направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 2 статьи 37 Закона N 220-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 16.12.2015 N 367 "Об утверждении формы ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлении срока направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления" утверждена форма отчета и установлено, что отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 данного Закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Суд первой инстанции, установив, что общество в установленные сроки не исполнило обязанность по представлению учреждению ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок, пришел к выводу о том, что данные обстоятельства не могут являться основанием для прекращения свидетельства об осуществлении перевозок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Оценивая соотношение тяжести вменяемого ответчику нарушения и размера запрашиваемой заявителем меры ответственности, суд первой инстанции установил, что в рассматриваемый период какие-либо проверочные мероприятия в отношении общества не осуществлялись, нарушения обществом перевозочного процесса не выявлены, меры административной или иной ответственности не принимались, доказательств иного контролирующий орган не представил. Допущенные обществом нарушения не являются существенными, указанные нарушения устранены, соответствующие ежеквартальные отчеты за рассматриваемые периоды представлены в материалы дела.
Суды указали, что в рассматриваемом случае прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок, влекущее прекращение правоотношений сторон, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения являются устранимыми и не свидетельствуют о грубом нарушении требований действующего законодательства, для пресечения которого необходимо принятие такой меры, как прекращение действия свидетельства.
Более того, в последующие периоды общество своевременно представляло отчеты, то есть устранило названные нарушения. Учреждение не обосновало наличие каких-либо наступивших последствий от данного нарушения.
Доводы жалобы об иных нарушениях со стороны общества не указывались в качестве оснований исковых требований и не являлись предметом рассматриваемого спора, поэтому не принимаются во внимание судом кассационной инстанции.
В удовлетворении иска отказано правильно. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А15-923/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июля 2020 г. N Ф08-3814/20 по делу N А15-923/2019