г. Краснодар |
|
02 июля 2020 г. |
Дело N А32-20258/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проскуряковой Е.М., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, от истца - государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Дирекция капитального строительства" (ИНН 9204007681, ОГРН 1149204015058) - Зубенко Л.В. (доверенность от 18.02.2020), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Геленджик-снаб" (ИНН 2304034365, ОГРН 1022300776222) - Немировского Г.Г. (директор), в отсутствие третьего лица: Федерального казначейства Российской Федерации (ИНН 7710568760, ОГРН 1047797019830), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Дирекция капитального строительства" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А32-20258/2019, установил следующее.
ГБУ города Севастополя "Дирекция капитального строительства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Геленджик-снаб" (далее - общество) о взыскании 8 968 312 рублей 67 копеек излишне уплаченных денежных средств (с учетом измененных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований).
Решением от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением от 12.03.2020, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что работы выполнены обществом и оплачены в полном объеме, в отсутствие возражений по их объему, стоимости и качеству. Акт проверки от 25.09.2018 и отчет СТИМ-2018/16 составлены в одностороннем порядке без привлечения представителя общества. Первичные документы, подтверждающие факт выполнения работ, в установленном порядке не оспорены.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что плановой выездной проверкой установлен факт завышения стоимости работ. Заявленная к взысканию сумма получена обществом безосновательно.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель учреждения настаивал на доводах жалобы, представитель общества просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено и материалам дела соответствует, что 02.03.2017 учреждение и общество заключили государственный контракт N 07-17/ЕП на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства: "Государственный архив города Севастополь, проспект Генерала Острякова, 36-А II ПК".
В соответствии с пунктом 1.2 контракта состав и объем работ определяется проектно-сметной документацией, в соответствии со сметным расчетом (приложение N 1 к контракту). Работы выполняются в соответствии с графиком производства и оплаты работ, согласно приложению N 2 к контракту.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, установленных контрактом (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 2.3 цена контракта (в редакции дополнительного соглашения N 2) составляет 162 100 250 рублей, включая налог на добавленную стоимость (18%), что составляет 24 727 156 рублей 78 копеек. Цена контракта включает сметную стоимость выполняемых работ в текущих ценах с учетом всех расходов, определяемых в соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)" Госстроя России, в том числе, затрат на уплату налога на добавленную стоимость и другие обязательные платежи, компенсацию издержек и вознаграждения подрядчика, то есть является конечной (пункт 2.4 контракта).
Пунктом 3.1 контракта определено начало работ - с даты подписания контракта; окончание работ - 20.12.2017.
Согласно пункту 3.3 контракта объем работ должен быть выполнен в соответствии с графиком (приложение N 2).
В соответствии с пунктом 2.5.4 контракта расчет за выполненные работы осуществляется поэтапно, в соответствии с графиком производства и оплаты работ (приложение N 2), до предела, не превышающего 95% от цены контракта.
Каждый этап выполнения работ принимается заказчиком и оплачивается в течение 30-ти дней со дня подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат, а также выставленных подрядчиком счетов, счетов-фактур (если облагается НДС).
Окончательный расчет по контракту производится в течение 30-ти календарных дней с момента предоставления подрядчиком оригинала счета за выполненные работы при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и итогового акта сверки взаиморасчетов по настоящему контракту между сторонами, который подрядчик обязан направить государственному заказчику в течение 3-х календарных дней с даты его получения.
Стороны подписали без замечаний акты выполненных работ формы N КС-2 и КС-3, заказчики их оплатил.
17 января 2018 года стороны подписали соглашение о расторжении контракта.
На основании приказа Федерального казначейства от 25.07.2018 N 247п составлен акт плановой выездной проверки от 25.09.2018 и отчет СТИ М-2018/16, по результатам которой установлено, что общество представило учреждению акты выполненных работ формы N КС-2 с недостоверными сведениями (с завышенными показателями стоимости и объемов работ) общей суммой 9 000 089 рублей 41 копейка с НДС, в том числе:
1) в результате проведенного анализа откорректированных локальных сметных расчетов, выявлены нарушения общих требований МДС 81-35.2004 "Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ", утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1. Завышение стоимости строительно-монтажных работ в результате некорректного применения сметных норм и расценок при определении сметной стоимости объекта составляет 2 491 275 рублей 56 копеек с учетом НДС, в том числе завышение стоимости строительно-монтажных работ - 2 446 276 рублей 24 копейки с учетом НДС, завышение стоимости пусконаладочных работ - 44 999 рублей 32 копейки с учетом НДС;
2) в ходе обследования выявлено "задвоение" расходов на транспортировку, складирование сборку и установку оборудования, поставляемого по цене поставщика, в Актах о приемке выполненных работ в сумме на 1 593 409 рублей 09 копеек с НДС, так как затраты на транспортировку уже учтены в цене оборудования, а отдельное оборудование не требует сборки;
3) в процессе контрольных обмеров выявлено завышение объемов выполненных работ, принятых по форме N КС-2, по следующим позициям: площадь кровельного покрытия из профилированного листа при высоте здания до 25 м фактически меньше представленной в акте формы N КС-2 от 19.05.2017 N 2 на 81,46 кв. м; фактическое количество зафиксированных на объекте исследования модулей пожаротушения МПГ 60-60-24-Л меньше количества, принятого в акте формы N КС-2 от 21.07.2017 N 19, на 3 шт; площадь устройства гидроизоляции кровли из направляемых рулонных материалов для зданий шириной от 12 до 24 м в один слой меньше отображенной в акте формы N КС-2 от 18.08.2017 N 20 на 172,933 кв. м; фактически не выполнены работы по озеленению, принятые по акту от 05.12.2017 N 50, а именно: разбивка участка, подготовка почвы под посев газона, посев газона. Пересчет итогов произведен без учета коэффициента на временные здания и сооружения - 1,44%. Завышение стоимости реконструкции, связанное с оплатой невыполненного объема работ по результатам контрольных обмеров, составляет 412 161 рубль 57 копеек с НДС;
4) завышение стоимости работ, связанное с необоснованным отражением в актах выполненных работ стоимости титульных временных зданий и сооружений, в сумме 744 964 рубля 49 копеек с НДС;
5) завышение стоимости неиспользуемого инвентаря (рамки) на сумму 3 614 050 рублей 84 копейки;
6) обществом представлена исполнительная документация на работы по демонтажу металлической пожарной лестницы без учета возвратных сумм от реализации демонтируемого при реконструкции объекта пожарной лестницы (металлолома) на сумму 144 227 рублей 86 копеек без НДС. Обществом представило учреждению акты выполненных работ с недостоверными сведениями, а именно с завышенными показателями стоимости и объемов работ, на общую сумму 9 000 089 рублей 41 копеейка.
В ходе проверки установлено, что в акте о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 20.04.2017 N 1 необоснованно указаны услуги по авторскому надзору с 02.03.2017 по 20.04.2017, в то время как контракт на осуществление авторского надзора за созданием объекта капитального строительства N 04-17/АН заключен только 05.04.2017, в связи с чем, по мнению истца, услуги по авторскому надзору за период с 02.03.2017 по 20.04.2017 фактически не оказывались.
Ссылаясь на указанные результаты проверки и, полагая, что имеется переплата фактически выполненных работ, учреждение обратилось в суд с требованиями о взыскании с общества 8 968 312 рублей 67 копеек.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из содержания статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной им - закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 кодекса (пункт 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В силу подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов, или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
В соответствии со статьями 309, 310 и 314 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Из содержания указанной нормы права следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований. При этом, наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в акте приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 20.12.2017, акте N 1 приемки законченного строительством объекта от 21.12.2017, соглашении о расторжении государственного контракта от 17.03.2018 указана итоговая стоимость объекта в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Соглашение о расторжении заключено сторонами в результате проведения взаиморасчетов на основании подписанного акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 по 29.12.2017. Учреждение акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией oт 20.12.2017, заключение о соответствии реконструированного объекта капитальною строительства требованиям технических регламентов, проектной документации от 28.12.2017 не оспорило. О проведении судебной экспертизы по делу не завило.
Акт плановой выездной проверки в учреждении от 25.09.2018 и отчет СТИ М-2018/16 составлены в одностороннем порядке, общество на проверку не приглашалось. Указанные обстоятельства позволили судам прийти к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению иска.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку при разрешении спора суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А32-20258/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Из содержания указанной нормы права следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований. При этом, наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июля 2020 г. N Ф08-4398/20 по делу N А32-20258/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4398/20
12.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2298/20
03.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20258/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20258/19