г. Краснодар |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А32-27997/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани - Радченко С.Д. (доверенность от 26.12.2019), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город Краснодар, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Росреестра в лице филиала по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Энергоспецсервис", Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А32-27997/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ПАО энергетики и электрификации Кубани (далее - общество) об обязании снести самовольно возведенный объект незавершенного строительства (литера К, К/1) с кадастровым номером 23:43:0403024:712, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 10/4, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу (в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет с взысканием с ответчика необходимых расходов); указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета указанного объекта; в случае неисполнения решения в течение 30-ти дней с момента вступления его в законную силу взыскать с общества в пользу администрации судебную неустойку в размере 20 тыс. рублей ежедневно до момента фактического исполнения решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Краснодарскому краю, ООО "Энергоспецсервис", Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением от 26.11.2019, оставленным без изменения постановлением от 05.03.2020, исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы. Установлена неустойка на случай неисполнения решения суда в течение 30-ти дней с момента вступления его в законную силу, в размере 5 тыс. руб. ежедневно до момента фактического исполнения решения суда о сносе.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты и в иске отказать. По мнению заявителя, суды не учли представленные в дело доказательства, которыми подтверждена законность возведения объекта. Оснований для выводов о самовольности строительства спорного объекта у судов не имелось.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы и дополнении к ней.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что в ходе проведения визуальной фиксации использования земельного участка управление муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар выявило в границах земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 10/4, расположение объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 23:43:0403024:712 (литера К, К/1), о чем составлен акт от 08.05.2019 N 319.
Департамент на запрос заместителя начальника управления муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении информации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:7, расположенного по ул. Сормовская, 10/4 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, ответил, что по данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403024:7, выдан градостроительный план земельного участка от 09.12.2016 N RU 23306000-00000000006464, без места допустимого размещения здания. Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию департаментом не выдавались.
В соответствии с правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 (пункт 6), испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2). Департамент указал, что в территориальной зоне (ОД.2) предусмотрены следующие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением территории в границах исторического поселения город Краснодар):
1) минимальная площадь земельных участков - 300 кв. м, максимальная площадь не подлежит установлению;
2) минимальный отступ зданий, сооружений, строений и сооружений вспомогательного использования от границы, отделяющей земельный участок от территории общего пользования, - 3 метра (за исключением навесов, беседок, мангалов, вольеров);
3) минимальный отступ зданий, сооружений, строений и сооружений вспомогательного использования от границ смежных земельных участков (за исключением навесов, беседок, мангалов, вольеров) - 3 метра;
4) минимальный отступ навесов, беседок, мангалов, вольеров от границ смежных земельных участков - 1 метр;
5) максимальное количество надземных этажей зданий - 24;
6) максимальный процент застройки земельного участка - 60%, за исключением площади подземных парковок.
Минимальные размеры земельных участков в целях образования земельных участков с единственным видом разрешенного использования "Коммунальное обслуживание" (код 3,1) не подлежат установлению. Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельных участков, единственным видом разрешенного использования которых является вид "Коммунальное обслуживание" (код 3.1), не подлежат установлению. Минимальные размеры земельных участков в целях образования земельных участков с единственным видом разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования" (код 12) не подлежат установлению. Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельных участков, единственным видом разрешенного использования которых является вид "Земельные участки (территории) общего пользования" (код 12), не подлежат установлению.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 26.04.2019 N 23/001/079/2019-1049 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403024:7, видом разрешенного использования "для строительства ремонтно-производственной базы" общей площадью 14 500 кв. м принадлежит на праве аренды обществу, ОАО "Краснодарэнергоремонт" и ООО "Энергоспецсервис", о чем 21.06.2018 в ЕГРН сделана запись регистрации N 01-09/3388.
Из выписки ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.04.2019 N 23/001/079/2019-1037 следует, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером 23:43:0403024:712 зарегистрирован органом государственной регистрации со степенью готовности объекта незавершенного строительства 59%, данные основных характеристик объекта отсутствуют, проектируемое назначение отсутствует.
Полагая, что возведенный объект является самовольной постройкой, администрация обратилась в суд с данным исковым заявлением.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Суды установили с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, что объекты (литера К и К/1) возведены в 2006 году, общество разрешение на строительство в установленном порядке не получило, за его выдачей в администрацию не обращалось, доказательств того, что ему необоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство, в дело не представлено.
Ссылки общества на наличие разрешения на выполнение строительно-монтажных работ проверены судами и обоснованно отклонены.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 169-ФЗ) выполнение строительных работ не могло производиться без полученного в установленном действующим градостроительным законодательством порядке разрешения на строительство (капитальный ремонт, реконструкцию) объекта строительства.
Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ являлось, согласно пункту 10 положения, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.02.1993 N 28 "Об обеспечении организационно-правового порядка строительства в Краснодарском крае", основанием для выноса осей здания в натуру геодезическими службами органов архитектуры и градостроительства.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся использования земель на территории городского поселения, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа Администрация при выявлении самовольно возведенной постройки, создающей потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки.
Все доводы кассационной жалобы проверены судами и им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, так как они свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами. Доводы общества направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, которая не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2020 исполнение судебных актов приостановлено на срок до рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление исполнения судебных актов, произведенное названным определением, надлежит отменить.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А32-27997/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в числе прочих относятся вопросы, касающиеся использования земель на территории городского поселения, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа Администрация при выявлении самовольно возведенной постройки, создающей потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2020 г. N Ф08-4134/20 по делу N А32-27997/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4134/20
05.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-639/20
26.11.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27997/19
16.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14375/19