г. Краснодар |
|
08 июля 2020 г. |
Дело N А32-36278/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Юг-терминал" - Суровцева (доверенность от 03.02.2020), в отсутствие заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 по делу N А32-36278/2019, установил следующее.
ООО "Юг-терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - апелляционная комиссия) о признании незаконным решения управления о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.05.2019 N 23/19-93895, возложении на управление обязанности внести изменения в ЕГРН (в данные государственного кадастрового учета) об основных характеристиках (протяженности) железнодорожного тупика, а также о номерах кадастровых кварталах, на территории которых он расположен, в соответствии с поданным обществом заявлением и техническим планом (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2020, производство по делу в части отказа от требований прекращено. Признано незаконным решение управления о приостановлении государственного кадастрового учета от 06.05.2019 N 23/19-93895, как не соответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". На управление возложена обязанность внести изменения в ЕГРН (в данные государственного кадастрового учета) об основных характеристиках (протяженности) железнодорожного тупика, а также о номерах кадастровых кварталах на территории которых он расположен в соответствии с поданным обществом заявлением и техническим планом в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу. Судебные акты мотивированы тем, что обществом соблюден досудебный порядок разрешения спора, в отношении объекта не проводилась реконструкция и строительные работы, представлены все необходимые документы для регистрации. По результатам проведенных кадастровых работ выявлены ошибки в данных об основных характеристиках (протяженности) железнодорожного тупика, а также в данных о номерах кадастровых кварталах, на территории которых он расположен.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, общество не представило все необходимые документы для регистрации. Общество обратилось за изменением характеристик объекта, а не за исправлением реестровой ошибки (ненадлежащий способ защиты). Изменение характеристик подразумевает реконструкцию, в связи с чем управление запросило разрешение на ввод в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - железнодорожный тупик (литера Г17) кадастровый номер 23:31:0312082:774, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Зорге, 8 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.08.2001 N 306809). Согласно техническому паспорту от 2002 года протяженность железнодорожного тупика составляет 354 м. В целях приведения в соответствие правоустанавливающих документов общество заключило договор с АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на выполнение кадастровых работ по уточнению сведений об основных характеристиках объекта недвижимости и подготовке технического плана.
В соответствии с заключением кадастрового инженера в результате кадастровых работ в отношении железнодорожного тупика (литера Г17) кадастровый номер 23:31:0312082:774, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Зорге, 8, выявлено, что указанная в техническом паспорте от 2002 года протяженность сооружения не соответствует его фактической протяженности. Фактическая протяженность объекта согласно справке о балансовой стоимости и фактически проведенных обмерных работах составляет 638 м. Объект расположен в границах земельного участка кадастровый номер 23:31:0312082:85 и кадастровых кварталов 23:31:0312082 и 23:31:1101001.
Согласно запросам о предоставлении информации от 25.04.2018 N 141-2301/18-04 и от 17.05.2018 N 141-1795/18-31-08 реконструкция объекта не проводилась и данная протяженность (638 м) является первоначальной протяженностью объекта.
Техническим планом от 20.06.2018 протяженность железнодорожного тупика (литера Г17) определена в размере 638 м. Изменение протяженности произошло на основании проведенных при подготовке технического плана обмерных работ. По состоянию на 12.12.2002 (на момент подготовки технического паспорта 2002 года) длина железнодорожного тупика (литера Г17) не посчитана (справка ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Тимашевскому району от 11.12.2018 N 16.39-35/983).
29 апреля 2019 года общество обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости.
К заявлению от 29 апреля 2019 года приложены следующие документы: технический план сооружения от 20.06.2018, доверенность представителя общества, письмо ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Тимашевскому району от 11.12.2018 N 16.39-35/983 и справка от 22.04.2019.
Уведомлением от 06.05.2019 N 23/19-93895 регистратор сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости по следующим основаниям: несоответствие данных технического паспорта и технического плана объекта, а именно, в соответствии с техническим планом протяженность объекта составляет 638 м, при этом согласно представленному техническому паспорту, протяженность объекта составляет 354 м; согласно представленному техническому плану, и сведениям единого государственного реестра недвижимости, также изменились сведения о номере кадастрового квартала и земельных участках; в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированном праве заявителя общества на объект с кадастровым номером 23:31:0312082:774, в отношении которого заявителем подано заявление о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости, при этом в едином государственном реестре недвижимости права на данный объект зарегистрированы за ЗАО "Юг-Терминал".
Не согласившись с данным решением регистрирующего органа, в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О кадастровой деятельности" заявитель подал жалобу в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
По результатам рассмотрения жалобы апелляционная комиссия 26.06.2019 вынесла решение N 23/19/Р-207 об отказе в удовлетворении жалобы.
Считая незаконным решение регистратора, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона N 218 государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с техническим паспортом 2002 года, актом государственной приемочной комиссии, утвержденным постановлением администрации Тимашевского района Краснодарского края от 04.07.2000 N 227, в составе резервуарного парка светлых нефтепродуктов построен и принят в эксплуатацию железнодорожный тупик (литера Г17) кадастровый номер 23:31:0312082:774, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Зорге, 8.
Железнодорожный тупик принадлежит на праве собственности обществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.08.2001, выпиской из ЕГРН от 25.12.2017.
На основании технического паспорта 2002 года, 11.10.2013 железнодорожный тупик поставлен на государственный кадастровый учет. Общество является правопреемником ЗАО "Юг-Терминал" в результате проведенной реорганизации в форме преобразования ЗАО "Юг-Терминал" в общество, что подтверждается постановлением главы г. Тихорецка Краснодарского края от 03.10.2001 N 850.
На момент составления технического паспорта 2002 года, протяженность железнодорожного тупика не посчитана, что подтверждается справкой ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Тимашевскому району от 11.12.2018 N 16.39-35/983. В соответствии с заключением кадастрового инженера фактическая протяженность железнодорожного тупика в соответствии результатами проведенных обмерных работ составляет 638 м. Объект расположен в границах земельного участка кадастровый номер 23:31:0312082:85 и кадастровых кварталов 23:31:0312082 и 23:31:1101001, что отражено в техническом плане от 20.06.2018.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом заключения кадастрового инженера, и справки ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Тимашевскому району в совокупности с технической документацией, установив, что номинальное изменение протяженности железнодорожного тупика произошло вследствие уточнения его протяженности путем проведенных измерений, поскольку ранее не проводились замеры протяженности тупика, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений спорного объекта недвижимости на основании представленных обществом документов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 по делу N А32-36278/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2020 г. N Ф08-4592/20 по делу N А32-36278/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4592/20
16.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2182/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36278/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36278/19