г. Краснодар |
|
11 июля 2020 г. |
Дело N А32-52532/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Драбо Т.Н.,
судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2310099811, ОГРН 1052305684727) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Гарантия права Юг" (2310099811, ОГРН 1052305684727), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарантия права Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А32-52532/2019,
установил следующее
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Краснодарского края (далее - служба) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гарантия права Юг" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что служба нарушила порядок привлечения общества к административной ответственности, ненадлежаще уведомив общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является самостоятельным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции изменить, исключив из мотивировочной части судебных актов выводы о наличии в действиях общества признаков состава правонарушения, квалифицируемого по статье 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 6.33 Кодекса; часть 1 статьи 6.33 Кодекса является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 7.12 Кодекса и статье 14.10 Кодекса, которые предусматривают административную ответственность за незаконное использование изобретения и средств индивидуализации товаров. С учетом того, что лекарственный препарат подлежит правовой охране в качестве изобретения и, участвуя в гражданском обороте, имеет средства индивидуализации, деяния, предусмотренные частью 1 статьи 6.33 Кодекса, являются частным случаем деяний, описанных частью 2 статьи 7.12 Кодекса и статьей 14.10 Кодекса. Вместе с тем, суды не установили и не дали правовую оценку каким-либо нарушениям интеллектуальных прав, незаконного размещения товарных знаков или сходных с ними до степени смешения обозначений изъятых лекарственных препаратов "Тропикамид" и "Лирика". В судебных актах не приведены доказательства ассоциативной связи между лекарственным препаратом, снабженным полным пакетом документов, подтверждающих его производителя, подлинность и безопасность препарата, и нарушением правил отпуска лекарственного препарата (без рецепта, в первичной упаковке), а также статьей 6.33 Кодекса. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт продажи или ввоза обществом лекарственного препарата "Лирика". Хранение препарата "Лирика" в специальной комнате для хранения медикаментов, состоящих на предметно-количественном учете в аптечном пункте общества, не является событием вмененного обществу правонарушения и не образует его объективную сторону. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам. Для признания лекарственного средства контрафактным и привлечения общества к административной ответственности по статье 6.33 Кодекса необходимо доказать нарушение интеллектуальных прав правообладателя. Служба не доказала, что лекарственные препараты "Тропикамид" и "Лирика" являются контрафактными. Мотивировочная часть оспариваемых судебных актов по данному делу содержит выводы, которые могут иметь преюдициальное значение при разрешении других дел.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 07.04.2016 N ЛО-23-02-004198 на осуществление фармацевтической деятельности, выданной Министерством здравоохранения Краснодарского края, общество осуществляет хранение, розничную торговлю, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в принадлежащем ему аптечном пункте, расположенном по адресу: 350033, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гоголя, д. 153, литер А, а5, помещение N 1; литер А, помещение N 2; литер а6, помещение N 16, 17 (далее - аптечный пункт).
На основании поступивших в службу из Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Краснодару материалов проверки КУСП от 24.09.2019 N 208709 служба установила, что в ходе произведенного сотрудниками полиции с участием работника аптечного пункта (фармацевт Казарян А.О.) осмотра аптечного пункта общества обнаружены: лекарственное средство "Лирика" в количестве 22 блистеров по 14 капсул дозировкой 300 мг и 2 капсулы лекарственного средства "Лирика" дозировкой 300 мг; лекарственное средство "Лирика" в количестве 10 блистеров по 14 капсул дозировкой 150 мг. Документы, подтверждающие получение лекарственного препарата "Лирика 300 мг", а также журнал учета препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, общество не представило ввиду их отсутствия. В соответствии с требованием от 01.06.2019 N 007 к накладной от 02.06.2019 N А-250 (через Шаповал В.Н., действующей на основании доверенности от 02.06.2019 N 49) ООО "Фарма Микс" поставило обществу 4 упаковки препарата "Залдиар N 20", 2,5 упаковки препарата "Лирика N 56, 300 мг", 2,5 упаковки препарата "Лирика N 56, 150 мг", 25 флаконов препарата "Тропикамид, 0,5%, 10 мл", 51 флакон препарата "Тропикамид, 1%, 10 мл", 23 флакона препарата "Мидриацил, 1%, 15 мл", в то время как согласно сведениям из Единого реестра лицензий на фармацевтическую деятельность ООО "Фарма Микс" не имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
По данному факту служба составила протокол от 28.10.2019 N 248/19 и в порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела суды правильно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (пункт 4 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
Обращение лекарственных средств - это разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств (пункт 28 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
Продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещается (статья 57 Закона N 61-ФЗ).
Под контрафактным лекарственным средством понимается лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства (пункт 39 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
В Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ).
В силу части 1 статьи 46 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если: 1) на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз; 2) на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Суды указали, что согласно требованию от 01.06.2019 N 007 к накладной от 02.06.2019 N А-250 (через Шаповал В.Н., действующей на основании доверенности от 02.06.2019 N 49) ООО "Фарма Микс" поставило обществу 4 упаковки препарата "Залдиар N 20", 2,5 упаковки препарата "Лирика N 56, 300 мг", 2,5 упаковки препарата "Лирика N 56, 150 мг", 25 флаконов препарата "Тропикамид, 0,5%, 10 мл", 51 флакон препарата "Тропикамид, 1%, 10 мл", 23 флакона препарата "Мидриацил, 1%, 15 мл". Однако согласно сведениям из Единого реестра лицензий на фармацевтическую деятельность ООО "Фарма Микс" не имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Суды указали, что лекарственный препарат "Лирика" МНН "Прегабалин" включен в Раздел IV утвержденного приказом Минздрава от 22.04.2014 N 183н "Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету". При этом документы, подтверждающие получение лекарственного препарата "Лирика 300 мг", и журнал учета препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, у общества отсутствуют.
Данное обстоятельство суды правильно оценили как создающее реальную угрозу безопасности, жизни и здоровью граждан, поскольку действия общества, допустившего в оборот и способствовавшего тем самым приобретению гражданами в аптечном пункте медицинского препарата, поставленного обществу лицом (ООО "Фарма Микс"), не имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, характеризуются повышенной общественной опасностью.
Вместе с тем, проверив соблюдение службой порядка производства по делу об административном правонарушении, суды указали, что телеграммами от 21.10.2019 и 24.10.2019 законный представитель общества извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; при этом протокол об административном правонарушении от 28.10.2019 N 248/19 составлен по части 1 статьи 6.33 Кодекса.
Установив отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения службой требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленного службой требования о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса за выявленное правонарушение, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении от 28.10.2019 N 248/19.
Доводы общества об изменении в этой связи мотивировочных частей судебных актов по настоящему делу по причине содержащихся в них выводов о виновных действиях общества, которые могут иметь преюдициальное значение в т. ч. при рассмотрении дела N А32-711/2020, подлежат отклонению, поскольку в рамках настоящего дела проверялась законность составленного службой протокола от 28.10.2019 N 248/19, а в деле N А32-711/2020 - протокола от 26.12.2019 N 305/19, в котором зафиксировано существо совершенного обществом правонарушения, послужившего основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (решением суда от 15.06.2020 по делу N А32-711/2020 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А32-52532/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив отсутствие в материалах дела доказательств соблюдения службой требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленного службой требования о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса за выявленное правонарушение, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении от 28.10.2019 N 248/19.
Доводы общества об изменении в этой связи мотивировочных частей судебных актов по настоящему делу по причине содержащихся в них выводов о виновных действиях общества, которые могут иметь преюдициальное значение в т. ч. при рассмотрении дела N А32-711/2020, подлежат отклонению, поскольку в рамках настоящего дела проверялась законность составленного службой протокола от 28.10.2019 N 248/19, а в деле N А32-711/2020 - протокола от 26.12.2019 N 305/19, в котором зафиксировано существо совершенного обществом правонарушения, послужившего основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (решением суда от 15.06.2020 по делу N А32-711/2020 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2020 г. N Ф08-4828/20 по делу N А32-52532/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4828/20
13.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1598/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52532/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52532/19