г. Краснодар |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А32-45683/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН7717151380, ОГРН 1097799013652) - Музыченко О.А. (доверенность от 25.09.2019), от ответчика - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология" - Величко С.В. (руководитель), Сафоновой Н.А. (доверенность от 14.05.2020), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Крохмаля Д.А. (доверенность от 26.12.2019), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования Выселковский район, Федерального агентства по недропользованию, федерального государственного бюджетного предприятия "Гидроспецгеология" в лице филиала "Южного регионального центра ГМСН", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-45683/2016, установил следующее.
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - компания) подала в Арбитражный суд Краснодарского края иск к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология"" (далее - предприятие) об изъятии для федеральных нужд земельного участка площадью 438 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:1341, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, Выселковский район, Ирклиевское с/п, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием для эксплуатации наблюдательного поста за землетрясениями (далее - образуемый, изымаемый земельный участок) с предоставлением предприятию в качестве равноценного возмещения 252 288 рублей рыночной стоимости права аренды изымаемого участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в том числе при новом рассмотрении дела привлечены министерство природных ресурсов Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация муниципального образования Выселковский район, Федеральное агентство по недропользованию, федеральное государственное бюджетное предприятие "Гидроспецгеология" в лице филиала "Южного регионального центра ГМСН", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее соответственно - минприроды края, департамент, администрация района, агентство, филиал бюджетного предприятия, минприроды России).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018, иск удовлетворен со следующей мотивировкой. Федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 "Дон" (далее - автодорога), а также находящиеся в границах ее полосы отвода земельные участки относятся к федеральной собственности. Автодорога с 2010 года передана компании в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы ее отвода - в аренду. Земельный участок площадью 543 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:988, расположенный по адресу (местоположение): Краснодарский край, Выселковский район, Ирклиевское с/п (далее - исходный земельный участок) принадлежит предприятию на основании договора аренды от 23.11.2006 N 0500003023. Образуемый земельный участок находится в полосе отвода автодороги и подлежит изъятию для федеральных нужд. Компания наделена соответствующими государственными полномочиями. Процедура изъятия образуемого земельного участка соблюдена. Правообладатель, предварительно уведомленный о предстоящем изъятии, получил соответствующее соглашение с отчетом об оценке размера возмещения. Распоряжение об изъятии образуемого земельного участка принято до вступления в силу изменений земельного законодательства, предусматривающих трехлетний срок действия таких распоряжений. Компания подала иск о выкупе изымаемого земельного участка в установленный законом срок. Предприятие, не возражавшее относительно самого изъятия, не согласно с предлагаемым размером возмещения. Размер возмещения за изымаемый земельный участок соответствует закону. Изымаемый земельный участок не относится к категории земель населенных пунктов. При изъятии правообладателю компенсируются только убытки, прямо (непосредственно) связанные с изъятием участка (утратой права его аренды). Ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы с целью определения рыночной стоимости досрочно прекращенного права аренды не заявлено. Стоимость целесообразного способа применения глубоководных скважин, размещенных в границах исходного земельного участка, не является убытками, причиненных правообладателю в связи с изъятием. Изъятие образуемого земельного участка непосредственно не влечет необходимость строительства новых скважин и консервацию (тампонирование) существующих. Наличие у предприятия какого-либо титула (права) на скважины небесспорно. Строительство скважин на расстоянии 4,8, 10 и 20 м от автодороги произведено незаконно. Скважины используются в целях реализации федеральных целевых мероприятий, построены и оборудованы за счет средств федерального бюджета, находятся в собственности Российской Федерации. Учредителем предприятия и собственником его имущества является Краснодарский край. Российская Федерация не передавала скважины Краснодарскому краю, не закрепляла их за предприятием. На баланс предприятия они поставлены после издания распоряжения об изъятии образуемого земельного участка и направления предприятию соответствующего уведомления. Собственник скважин вправе самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском. Граница полосы отвода автодороги со стороны изымаемого земельного участка после реконструкции не изменилась. Изъятие образуемого земельного участка является основанием внесения изменений в существующий договор аренды исходного земельного участка.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.07.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А32-45683/2016 отменено. Дело N А32-45683/2016 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Судебный акт мотивирован следующим. Отсутствуют доказательства того, что до принятия решения об изъятии части исходного земельного участка уполномоченный орган запрашивал в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления отсутствующие в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах на скважины. С необходимой степенью достоверности не установлены обстоятельства строительства скважин, их ввода в эксплуатацию, источники финансирования и заказчика такого строительства, первоначальное назначение скважин и их принадлежность (закрепление) после ввода в эксплуатацию, возникновение прав у правопредшественников предприятия на скважины до введения обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество, фактическое расположение скважин относительно изымаемого земельного участка.
В условиях отказа, по сути, в принятии решения об изъятии расположенных на изымаемом участке сооружений (скважин) остался невыясненным вопрос о соответствии (противоречии) скважин цели изъятия земельного участка и возможности их последующего использования по назначению (в системе государственного экологического мониторинга недр), в том числе с учетом наличия (отсутствия) организованного подъезда к изымаемому земельному участку. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к противоречивым выводам об относимости скважин к федеральной собственности и о незаконности (самовольном характере) возведения (строительства) как самих скважин, так и съезда на исходный земельный участок. Названные выводы сделаны без привлечения к участию в деле уполномоченного представителя публичного собственника скважин и их эксплуатанта. В обжалуемых судебных актах не нашли отражения обстоятельства, связанные с наличием у предприятия (иных правообладателей скважин и изымаемого земельного участка) обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, предмет которых связан с использованием названных объектов (договорах подряда на выполнение работ по мониторингу гидрогеодеформационного поля сейсмоактивных территорий Краснодарского края в рамках государственных программ). Вышеназванные обстоятельства подлежали установлению независимо от того, что приближение к скважинам конструктивных элементов дороги в ходе реконструкции не произошло. Проверка довода о недоказанности предприятием отсутствия возможности эксплуатации скважин ввиду строительства на изымаемом земельном участке водоотводного лотка малой глубины и загрязнения прилегающей территории дождевыми стоками с автодороги требует специальных познаний, обсуждения вопроса о целесообразности назначения соответствующей экспертизы, разъяснения сторонам последствий незаявления соответствующего ходатайства. Расходы на тампонирование скважин и строительство новых на другой территории могли быть включены в сумму убытков, причиненных изъятием земельного участка, в случае установления законности возведения и эксплуатации скважин и прекращения возможности такой эксплуатации в связи с осуществленной реконструкцией автодороги.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2019 предприятие заменено на его процессуального правопреемника - государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краевой центр геологической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология" (далее - учреждение).
Учреждение подало встречный иск к компании о понуждении к устранению препятствий в пользовании исходным земельным участком и образуемыми в результате его раздела изымаемым земельным участком и земельным участком площадью 105 кв. м с кадастровым номером 23:05:0101000:1342, а также скважинами N 138, 139, 140 Ирклиевского поста, о понуждении к производству демонтажа сливного лотка и очистных сооружений, расположенных в границах изымаемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2019 у предприятия изъят образуемый земельный участок с предварительным равноценным возмещением в размере 6 980 013 рублей 04 копеек, в том числе 252 288 рублей рыночной стоимости права аренды изымаемого земельного участка, 6 727 725 рублей 04 копейки убытков. В удовлетворении встречного иска отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Скважины являются государственным имуществом и входят в состав государственной системы мониторинга подземных вод и являются объектами, необходимыми для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. Оборудование скважин Ирклиевского наблюдательного поста в 1972, 1975 осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Исходный земельный участок и расположенные на нем скважины в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности как объекты гидрометеорологической службы контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов. Стороны отказались от проведения судебной экспертизы в целях проверки доводов о недоказанности предприятием отсутствия возможности эксплуатации скважин ввиду строительства на изымаемом земельном участке водоотводного лотка малой глубины и загрязнения прилегающей территории дождевыми стоками с автодороги. Дальнейшая эксплуатация скважин при расположении в их близи водоотводного лотка не представляется возможной в пределах одного земельного участка. Предприятию необходимо возместить расходы, связанные с предстоящими тампонированием скважин и строительством новых скважин на другой территории. Общая стоимость ликвидационных мероприятий и бурения новых скважин составила 6 727 725 рублей 04 копейки. Удовлетворение первоначального иска и изъятие образуемого земельного участка у предприятия с установлением суммы возмещения за такое изъятие исключают возможность удовлетворения встречного иска.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 в редакции определения об исправлении опечатки от 10.07.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2019 по делу N А32-45683/2016 изменено, у учреждения изъят образуемый земельный участок для федеральных нужд путем прекращения права аренды без компенсации убытков, связанных с переносом ликвидацией старых и бурением и обустройством новых скважин. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован следующим. Исходный земельный участок находится в собственности Краснодарского края и используется учреждением на основании заключенного с администрацией района договора аренды от 23.11.2006 для эксплуатации скважин N 138, 139, 140 Ирклиевского наблюдательного метеорологического поста. Автодорога федерального значения с 01.05.2010 передана компании в доверительное управление, а земельные участки в границах ее полосы отвода - в аренду. В рамках мероприятий по реконструкции автодороги потребовалось изъятие для государственных нужд части изымаемого земельного участка. Скважины Ирклиевского наблюдательного поста поставлены на баланс предприятия в 2016 после издания уполномоченным органом распоряжения об изъятии образуемого земельного участка. Относительное расположение скважин и автодороги после реконструкции последней не изменилось. Рыночная стоимость права аренды изымаемого земельного участка составила 252 288 рублей и возмещена правопредшественнику учреждения (предприятию). У учреждения отсутствуют иные убытки, связанные с изъятием образуемого земельного участка. Эксплуатация скважин возможна, негативное техногенное воздействие автодороги не доказаны. Необходимость тампонирования существующих скважин, строительства и оборудование новых отсутствует. Независимо от балансовой принадлежности и от ведомственной подчиненности предприятий и объектов геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы контроля за состоянием и охраны окружающей среды и природных ресурсов, они относятся исключительно к федеральной собственности. Право государственной собственности на скважины было разграничено в пользу Российской Федерации. Правопредшественник учреждения (предприятие) использовало данное имущество для осуществления уставной деятельности в отсутствие соответствующего титула. Недоказанность учреждением ни юридической возможности, ни документального оформления передачи скважин из федеральной в краевую собственность и соответственно во владение учреждения на вторичном вещном титуле исключает возможность присуждения убытков, сопряженных с изъятием образуемого земельного участка, рассчитанных исходя из утраты возможности использования скважин и необходимости обустройства новых. Вопрос о возможности продолжения эксплуатации указанных скважин с учетом недоказанности титула на них учреждения находится за пределами предмета иска. Учреждение не доказало отрицательное влияние строительства и эксплуатация водоотводного лотка малой глубины к локальным очистным сооружениям на режим эксплуатации скважин. Изъятие земельного участка у учреждения препятствует удовлетворению его встречного негаторного иска.
Учреждение обжаловало постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебных актов. В соответствии с законодательством о гидрометеорологической службе скважины являются федеральным имуществом и входят в государственную систему мониторинга подземных вод. Скважины созданы за счет средств федерального бюджета до издания постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". С момента вступления постановления в силу право государственной собственности на скважины разграничено в пользу Российской Федерации. Обслуживание скважин осуществлялось по заказу Краснодарского края и филиала бюджетного учреждения. Учреждение использует скважины на праве хозяйственного ведения.
После изъятия земельного участка учреждение понесло убытки, связанные с необходимостью строительства новых скважин для осуществления дальнейшей уставной деятельности и тампонирования существующих скважин.
В отзыве на кассационную жалобу компания указала, что учреждение не подтвердило наличие у него права на спорные скважины. Факт перехода права федеральной собственности на скважины в собственность субъекта не доказан. Право хозяйственного ведения у учреждения не возникло. Возможность эксплуатации скважин в существующем местоположении сохраняется. Граница полосы отвода дороги оставались неизменными до реконструкции, которая произведена в 2012-2014. Ранее существующее грунтовое примыкание к дороге федерального значения, с использованием которого учреждение организовало доступ к эксплуатируемым скважинам, построено без необходимых согласований. В настоящее время подъездные пути к скважинам доступны, гидрогеологический режим не нарушен. Включение в размер возмещения убытков, связанных с тампонированием скважин и необходимостью строительства новых скважин в ином месте, является безосновательным.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что автодорога (М-4 "Дон"), в том числе участок "Павловская-Краснодар" построена и введена в эксплуатацию с шириной полосы движения 3,50 м (3 категория) в 1954 году. В 1960 году произведена ее реконструкция в границах полосы отвода автодороги с расширением полосы движения до 3,75 м (2 категория). Автодорога протяженностью 1543,7 км проходит по территории семи субъектов Российской Федерации, обеспечивает транспортную связь между столицей государства и другими регионами России, портами Азово-Черноморского побережья и Крыма (Порт-Кавказ, Севастополь, Новороссийск, Ейск и др.), а также курортами Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Ее основная часть от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E115. Автодорога является социально-значимым объектом, по ней осуществляется основная часть грузовых и пассажирских перевозок в Российской Федерации. Средняя интенсивность движения по отдельным участкам дороги, проходящим по территории Краснодарского края, составляет более 50 тыс. автомобилей в сутки.
Размещение и сооружение опорной сети, спорных скважин выполнялось согласно указаниям ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии" "Принципы размещения наблюдательной сети для изучения естественного режима подземных вод" (1963 г.) и утвержденной Министерством геологии РСФСР 30.07.1969 схемы сети для Азово-Кубанского артезианского бассейна.
В 1972 году пробурены скважины Ирклиевского поста (СКВ.138, 139, 140).
К концу 1975 года государственная сеть состояла из 150 скважин. Скважины Ирклиевского поста N 138, 139, 140 нанесены на гидрогеологическую карту региона. Работы по изучению закономерностей условий формирования напорных подземных вод Азово-Кубанского артезианского бассейна и их режим в пределах Краснодарского края осуществлялись на основании приказа Министерства геологии СССР N 413 от 12.08.68 г. по составлению прогноза режима подземных вод, письма Министерства геологии РСФСР от 27.11.1973 N СТ12/12-842 о развитии региональной наблюдательной сети на грунтовые воды, плана работ Северо-Кавказского территориального геологического управления на 1975 год, утвержденного Министерством геологии РСФСР. В протоколе от 09.12.1985 N 96 заседания НТС Краснодарской геологоразведочной экспедиции по вопросу об организации специализированной региональной наблюдательной сети гидрологических скважин с целью прогноза сильных землетрясений на Северном Кавказе принято решение о создании автоматизированной наблюдательной сети по предвестникам землетрясений, в том числе скважины N 140, пробуренной в 1972 году Краснодарской экспедицией Азово-Кубанской партии. Скважины N 138, 139, 140 пробурены режимным отрядом Азово-Кубанской гидрогеологической партии в 1972 году. На скважины в установленном порядке оформлены паспорта скважин. Оборудование скважин Ирклиевского наблюдательного поста в 1972, 1975 годах осуществлялось за счет средств государственного бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.1995 N 380 в государственную собственность Краснодарского края передано находившееся в федеральной собственности государственное предприятие "Кубанская государственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии" (правопредшественник предприятия).
По распоряжению комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 07.06.1999 N 05/125 организационно-правовая форма государственного предприятия "Кубанская государственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии" изменена на государственное унитарное предприятие, учредителем которого являлся комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края.
Исходный земельный участок (с кадастровым номером 23:05:0101000:988) находится в собственности Краснодарского края и используется предприятием на основании заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации района договора аренды от 23.11.2006 N 0500003023 для эксплуатации Ирклиевского наблюдательного метеорологического поста. В его границах расположены скважины N 138, 139, 140, используемые в целях изучения режима подземных вод. В паспортах скважин указано на их строительство и ввод в эксплуатацию в 1972 году.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2133-р автодорога с 01.05.2010 передана компании в доверительное управление, а земельные участки в границах полосы отвода автодороги - в аренду. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 автодорога (идентификационный номер 00 ОП М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ) включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.
Программой деятельности компании на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р, предусмотрены мероприятия по проведению комплекса работ по проектированию, подготовке территории и реконструкции автодороги (М-4 "Дон"). Целью реконструкции, в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России", является реализация транзитного потенциала страны, а также обеспечение скоростной связи субъектов Центрального федерального округа с Южным федеральным округом, портами и курортной зоной АзовоЧерноморского побережья, увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров.
В "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года" приведено технико-экономическое и социальное обоснование, согласно которому посредством реконструкции автодороги (М-4 "Дон") планируется достижение экономического роста, повышения качества жизни населения, а также уровня конкурентоспособности отраслей экономики. Запланированы доведение количества полос движения не менее чем до 4 в обоих направлениях, а также строительство обходов населенных пунктов и новых транспортных развязок. В числе ожидаемых результатов реконструкции автодороги названы широкомасштабное привлечение частных инвестиций, улучшение транспортной доступности, повышение безопасности движения автомобильного транспорта, снижение аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, повышение конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорение оборачиваемости и уменьшения нереализованных товарно-материальных запасов.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" компания выступает заказчиком работ по реконструкции автодороги на участке от км 1227+460 до км 1240+446 в административных границах Выселковского района Краснодарского края. Проект реконструкции получил положительное заключение государственной экспертизы N 788-08/ГГЭ-5772/04 (реестровый N 00-1-5-4260-08) и утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства Минтранса РФ от 23.04.2009 N 112-р. Федеральное дорожное агентство выдало компании соответствующее разрешение на строительство от 24.08.2011 N 03-1/119, а также поручило компании выполнение государственных полномочий, связанных с формированием, оформлением прав и изъятием земельных участков для нужд Российской Федерации в целях реконструкции автодороги, в том числе с обращением в суд с соответствующими исками от имени Российской Федерации (поручение от 18.11.2010 N 01-24/13318).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 04.06.2012 в редакции распоряжения от 05.06.2013 N 776-р предварительно согласовано место размещения объекта - реконструкция автодороги на участке км 1227 - км 1240 в административных границах Выселковского района Краснодарского края, утвержден акт от 10.01.2013 о выборе земельного участка, необходимого для реконструкции автодороги. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 05.07.2016 N 1171-р утверждена документация по планировке территории объекта - строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автодороги на участках км 1119,5 - км 1319, км 1373 - км 1383 и ее реконструкция на участке км 1197 - км 1240.
В границы реконструкции автодороги включена часть (площадью 438 кв. м) исходного земельного участка, подлежащая изъятию для государственных нужд.
В результате выполнения кадастровых работ из названной части исходного земельного участка образован изымаемый (образуемый) земельный участок. Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 11.11.2013 N 1853-р образуемый земельный участок (с кадастровым номером 23:05:0101000:1341) изъят для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта реконструкции автодороги путем прекращения прав и выкупа в установленном порядке. Соответствующее уведомление (письмо от 03.02.2014 N 269-КРТУ) вручено предприятию 06.02.2014.
Скважины Ирклиевского наблюдательного поста поставлены на баланс предприятия в 2016 после издания распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 11.11.2013 года N 1853-р и направления предприятию уведомления о предстоящем изъятии (письмо от 03.02.2014 N 269-КРТУ 06.02.2014). Основанием для постановки скважин N 138, 139, 140 на баланс предприятия послужил его приказ от 15.03.2016 N 22, изданный по результатам работы комиссии по постановке на балансовый учет наблюдательных точек по изучению режима подземных вод.
По данными разработчика проектной (рабочей) документации реконструкции автодороги, скважины расположены на расстоянии 4,8 м (первая скважина), 10 м (вторая скважина) и 20 м (третья скважина) от подошвы автодороги (письмо общества с ограниченной ответственностью "Севкавинстройпроект" от 13.07.2016 N 943/Д6-1).
Размер возмещения за изъятие образуемого земельного участка определен на основании отчета от 22.07.2016 N 58/16-О независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "ГЕО Инвест-Информ". Рыночная стоимость права аренды изымаемого земельного участка составила 252 288 рублей. Оценщик указал на отсутствие у предприятия убытков, связанных с изъятием части исходного земельного участка, ввиду сохранения ранее существовавшего относительного расположения скважин и подошвы автодороги.
Компания обеспечила вручение предприятию 01.09.2016 проекта соглашения об изъятии образуемого земельного участка для государственных нужд в целях размещения автодороги и вышеназванного отчета независимого оценщика. Предприятие уклонилось от подписания соглашения об изъятии, полагая, что в результате реконструкции автодороги и изъятия части исходного земельного участка дальнейшая эксплуатация скважин невозможна, в том числе по причине негативного техногенного воздействия автодороги, нарушения охранных зон скважин, ликвидации подъездных путей и строительства водоотводного лотка. В сумму компенсации не включены расходы, связанные с предстоящими тампонированием существующих скважин, строительством и оборудованием новых.
В письме ФГУ "Гидроспецгеология", осуществляющего эксплуатацию спорных скважин совместно с предприятием от 01.02.2018 N 88, указано, что скважины не состоят на балансовом учете ни одной организации, принадлежат к нераспределенному фонду.
Государственное унитарное предприятие "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология" реорганизовано в форме преобразования в государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краевой центр геофизической информации, мониторинга геологической среды и запасов полезных ископаемых "Кубаньгеология" в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 248-р от 17.09.2018 "О реорганизации государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии "Кубаньгеология" в форме преобразования в государственное казенное учреждение Краснодарского края".
Реконструкция автодороги (в том числе строительство водоотводного лотка и очистного сооружения), произведена на основании выданного Федеральным дорожным агентством Минтранса Российской Федерации разрешения на строительство от 24.08.2011 N 03-1/119. Проект реконструкции получил положительное заключение государственной экспертизы проектной документации ФАУ "Главгосэкспертиза России" N 788-08/ГГЭ-5772/04 (N в реестре 00-1-5-426008) и утвержден распоряжением агентства от 23.04.2009 N 112-р. В составе проектной документации по объекту реконструкции проработаны мероприятия по охране окружающей среды. Для предотвращения загрязнения грунтовых вод предусмотрен сброс воды с полотна автодороги через очистные сооружение. При этом, проектом принята ранее апробированная конструкция очистных сооружений. Предусмотренные проектом очистные сооружения соответствуют требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных правовых актов и проектной документации, что подтверждено заключением Межрегионального отдела строительного надзора Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
По истечении девяноста дней со дня получения предприятием проекта соглашений компания обратилась в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в применимой к рассматриваемым отношениям редакции определено, что решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается уполномоченными органами, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении о таком изъятии также в соответствии с земельным законодательством (статья 279). За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, в которое включаются рыночная стоимость самого участка или иных прав на него, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка (статья 281). Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается соответствующее принудительное изъятие по решению суда. Такой иск может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (статья 282).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что изъятие земельных участков для федеральных нужд, в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (статья 56.2). Указанные объекты должны быть предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.3).
В отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на расположенные на изымаемых участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган до принятия решения об изъятии должен запросить соответствующие сведения в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых они могут находиться (статья 56.5). Допускается не принимать решение об изъятии в отношении расположенных на изымаемых участках сооружений, размещение которых не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6). Возмещение за изымаемое недвижимое имущество определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и в него включаются рыночная стоимость прав на изымаемые участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством, а также рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на изымаемых участках (статья 56.8). При изъятии земельных участков на основании ходатайства компании соглашение об изъятии заключается этой компанией от имени Российской Федерации в соответствии с Законом N 145-ФЗ (пункт 12 статьи 56.10).
Согласно нормам Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), автодорога (М4 "Дон"), соединяющая столицу Российской Федерации с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, является автомобильной дорогой общего пользования, предназначенной для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, и является вместе с занятыми ею земельными участками (включая полосу отвода) федеральной собственностью (статьи 5, 6). В состав автодороги включены земельные участки в границах ее полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства. Реконструкция автодороги определяется как комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (статья 3).
Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ) установлено, что компания учреждена Российской Федерацией в лице Правительства РФ и Министерства транспорта РФ в целях оказания услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства, поддержания в надлежащем состоянии автодорог, увеличения их пропускной способности (статьи 3, 4). К ее компетенции отнесено выполнение функций государственного заказчика по договорам на проведение работ по строительству и реконструкции автодороги (статья 6), в том числе на основании утвержденной Правительством РФ программы деятельности компании на период с 2010 по 2020 годы (статья 33). Компания уполномочена на подготовку проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения автодорог, уведомление правообладателей изымаемых объектов о принятии таких решений, обеспечение оценки изымаемых объектов, подготовку и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием объектов, обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии объектов (статья 37).
Пунктом 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ определено, что любое строительство в границах придорожных полос автомобильной дороги допускается в ограниченных случаях и только при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. На момент строительства скважин (1972 год) режим использования придорожных полос автомобильных дорог определялся Положением о порядке пользования автомобильными дорогами и Правилами по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 09.06.1959 N 930, а также постановлением Совмина РСФСР от 03.02.1966 N 122 "О запрещении отвода земельных участков в придорожных полосах вдоль автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения". В ряде случаев отвод земельных участков под строительство зданий и сооружений, строительство любых сооружений в границах полосы отвода и придорожной полосы автодороги общегосударственного значения были запрещены. Прокладка инженерных сооружений вдоль автомобильных дорог в пределах полосы отвода могла осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В подпункте 4 пункта 2 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в числе объектов государственной собственности названы предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы контроля за состоянием и охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Федеральным законом от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" к государственной наблюдательной сети отнесены стационарные и подвижные пункты наблюдения федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - Росгидромета, в том числе посты, станции, лаборатории, центры, бюро, обсерватории, предназначенные для наблюдения за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха (статья 1), а сама государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, - исключительно к федеральной собственности и находятся под охраной государства (пункт 1 статьи 13).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Скважины являются федеральным имуществом и входят в состав государственной системы мониторинга подземных вод. У предприятия и его правопреемника учреждения не возникли установленные законом вещные титулы на скважины (иное не доказано). В нормативно установленном порядке скважины не передавались из федеральной в краевую собственность. Их строительство не согласовывалось с владельцем автомобильной дороги в соответствии с действовавшим в период строительства законодательством. Отсутствие прав на скважины исключает возможность присуждения компенсации расходов, связанных с их тампонированием, бурением и обустройством новых скважин. Изъятие образуемого земельного участка не повлекло невозможность использования скважины по назначению. Устройство водоотводящих сооружений автодороги не повлияло на содержание в грунтовых водах вредных веществ (обратное не доказано). Подъездные пути к скважинам доступны. Удовлетворение первоначального иска и изъятие образуемого земельного участка исключают возможность удовлетворения встречных требований отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-45683/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.