Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Требования вступают в силу с 1 марта 2023 г.
Приложение N 1
к приказу
Министерства образования и науки
Курской области
от 17.01.2023 N 1-54
Требования
к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
3 мая 2023 г.
I. Общие положения
1.1. Требования к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - Требования) устанавливаются в целях упорядочивания деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее - Программы), и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных Программ, повышения качества разработки, реализации, оценки эффективности Программ.
1.2. Требования определяют нормативно-правовые основания проектирования Программ, их характеристику, порядок утверждения, структуру, критерии оценки эффективности, условия реализации, правила оформления.
1.3. Требования адресованы педагогическим работникам, разрабатывающим и реализующим Программы, руководителям образовательных организаций, утверждающих данные Программы, руководителям и специалистам муниципальных опорных центров, органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов; специалистам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества дополнительного образования.
II. Нормативно-правовые основания проектирования Программ
2.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
2.2. Федеральный закон от 14.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "30.04.2021"
2.3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р;
2.4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р;
2.5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
2.6. приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";
2.7. приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (ред. от 26.07.2022) "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ";
Пункт 2.8 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
2.8. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
2.9. приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
2.10. письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ "Федеральный институт развития образования", АНО ДПО "Открытое образование";
2.11. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
2.12. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
2.13. Закон Курской области от 09.12.2013 N 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 N 113-ЗКО) "Об образовании в Курской области".
III. Характеристика Программ
3.1. Программа - это организационно-нормативный документ, определяющий содержание и особенности организации образовательной деятельности, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, выходящих за пределы федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3.2. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая с использованием сетевой формы (далее - сетевая Программа), - это образовательная программа, реализуемая двумя (или более) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и (или) организациями, предоставляющими ресурсы, необходимые для реализации программы.
3.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей (далее - Программа заочных и сезонных школ) направлена на формирование профессионального самоопределения мотивированных обучающихся, выявление и развитие их творческих способностей, привлечение к самостоятельной исследовательской и творческой работе, освоение профессии методом погружения, удовлетворение образовательных потребностей мотивированных обучающихся через углубленное изучение дисциплин и профессиональных модулей, а также формирование устойчивого интереса к профессии.
3.4. Образовательная деятельность по Программам должна быть ориентирована на:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии и физическом совершенствовании;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, проявивших выдающиеся способности.
3.5. Содержание Программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы учреждения, ее отдельного модуля; право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, модулей, методических материалов и иных компонентов образовательных программ.
3.6. Программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
3.7. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
В зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности Программы могут быть следующих направленностей: технической, естественно-научной, социально-гуманитарной, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой.
3.8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют Программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, но не реже одного раза в три года.
Обновление и утверждение Программы осуществляется не позднее чем за один месяц до начала ее реализации. Для Программ, реализуемых в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, - не позднее чем за три месяца до начала ее реализации.
3.9. Образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, оценочных и методических материалов, рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
3.10. Программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования, а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иные юридические лица, нетиповые образовательные организации, при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по подвиду "Дополнительное образование детей и взрослых".
IV. Порядок утверждения Программы
Нумерация пункта изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
4.1. Обсуждение Программы осуществляется на заседании педагогического (методического или экспертного) совета образовательного учреждения (организации) - органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения (организации).
Пункт 4.2 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
4.2. Решение о принятии Программы обязательно заносится в протокол педагогического (методического или экспертного) совета.
Нумерация пункта изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
4.3. Утверждение Программы осуществляется приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) на основании решения педагогического (методического или экспертного) совета. Только после утверждения Программы приказом директора образовательного учреждения (руководителя организации) она допускается к реализации.
Нумерация пункта изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
4.4. Сетевая Программа разрабатывается и утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с иной образовательной организацией (иными образовательными организациями).
Иная образовательная организация (при необходимости) разрабатывает, утверждает/согласует и направляет базовой организации для включения в сетевую Программу содержание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, а также необходимые оценочные и методические материалы.
V. Структура Программы
Программа включает в себя следующие структурные компоненты:
- Титульный лист;
- Комплекс основных характеристик программы;
- Комплекс организационно-педагогических условий;
- список литературы;
- приложения.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.1. Титульный лист Программы
Титульный лист - (лат. Titulus - "надпись, заглавие") - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.2. Комплекс основных характеристик Программы
Подраздел 5.2.1 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.2.1. Пояснительная записка
- нормативно-правовая база, на которую опирался автор-составитель при разработке Программы;
- направленность Программы - техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная;
- актуальность Программы - своевременность, современность Программы, соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, региона, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры, современным требованиям модернизации системы образования; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; ориентированность на решение социальных проблем;
- отличительные особенности Программы, новизна (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- уровень Программы - (ознакомительный, стартовый, базовый или продвинутый), возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
Образовательные организации могут разрабатывать взаимосвязанный комплекс самостоятельных программ разного уровня сложности по одному содержательно-тематическому направлению.
Зачисление обучающихся на Программу определенного уровня сложности происходит исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
"Ознакомительный уровень". Срок освоения Программы составляет не менее 8 часов.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала с целью ознакомления обучающихся с различными видами деятельности в зависимости от направленности Программы. Результатом обучения является освоение обучающимися Программы без предъявления требований к качеству ее освоения.
"Стартовый уровень". Срок освоения Программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения - от 1 до 3 часов в неделю (для Программ, реализующихся в рамках мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования в образовательных организациях различных типов, - 3 или 6 часов в неделю в зависимости от направленности; в детских технопарках "Кванториум" - программа вводного модуля).
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания Программы.
Результатом обучения является освоение обучающимися Программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся, освоивших Программу.
"Базовый уровень". Срок освоения программы - до 3 лет, время обучения - от 3 до 6 часов в неделю, в детских технопарках "Кванториум" - программа углубленного модуля.
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления Программы.
Результатом обучения является участие не менее 50% обучающихся по программе в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях (после 1 года обучения по программе), включенных в региональный (утвержденный приказом Министерства образования и науки Курской области) и/или федеральный (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации) перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, обеспечивающее включение в число победителей и призеров муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятий не менее 20% обучающихся; переход на продвинутый уровень не менее 25% обучающихся, освоивших программу.
"Продвинутый уровень". Срок освоения Программы составляет не менее 2 лет, время обучения - от 6 до 8 часов в неделю, в детских технопарках "Кванториум" - программа проектного модуля.
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления Программы. Также предполагает углубленное изучение содержания Программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Результатом обучения является участие не менее 90% обучающихся по Программе в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях, включенных в региональный (утвержденный приказом Министерства образования и науки Курской области) и/или федеральный (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации) перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, обеспечивающее включение в число победителей и призеров муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях не менее 50% обучающихся;
- адресат программы - конкретизируется целевая группа (возрастной диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения, краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении).
Раскрываются условия набора детей (наличие системы набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места второго, третьего и других лет обучения (при наличии), необходимое наличие базовых знаний в определенной области, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и тендерная принадлежность детей и т.д.).
Наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе в соответствии с уставом учреждения, материально-технической базой, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей). Указывается минимальное и максимальное количество обучающихся в одной группе;
- объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, количество часов по каждому году обучения, этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе (при наличии), объем модулей (при наличии);
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий в неделю, продолжительность учебного часа, перерыва между занятиями;
- формы обучения - очная, очно-заочная, заочная;
- формы организации образовательного процесса - групповые, индивидуальные, в группах одного возраста или разновозрастных группах;
- особенности организации образовательного процесса - формы реализации Программы:
- традиционная - реализуется в рамках учреждения;
- реализуется по индивидуальному учебному плану;
- предусматривает возможность или реализуется по принципу сетевой формы;
- реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.2.2. Цель Программы
Цель - это актуальный, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого (ожидаемого) образовательного результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.
Цель формулируется четко, конкретно, с учетом профиля и направленности программы, с использованием словосочетания "существительное + существительное". Может содержать в себе указание на конкретные виды деятельности, отражать развитие личностных или общественно ценных качеств, общечеловеческих нравственных ценностных ориентации, самосознания, общих и специальных способностей.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.2.3. Задачи Программы
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути ее достижения. Формулировки задач должны раскрывать полноту и/или системность и/или последовательность действий обучающихся по достижению цели.
Задачи должны соответствовать возрасту обучающихся, на который рассчитана Программа, и срокам ее реализации, соотносится с планируемыми результатами. Для разноуровневых Программ задачи ставятся для каждого уровня.
Задачи формулируются с использованием глагольных словосочетаний точно и конкретно.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.2.4. Планируемые результаты Программы
Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые обучающийся сможет демонстрировать по завершении освоения Программы.
Формулируются планируемые результаты с опорой на направленность программы с учетом современных нормативно-правовых документов, должны быть ориентированы на формирование ключевых компетенций и практических навыков, которые могут быть сформированы и развиты у обучающихся в результате занятий по программе. Могут описывать освоенный учащимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению, предпрофессиональные/предметные компетенции, сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности, результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность, освоенные обучающимися общие способы деятельности.
Сформулированные планируемые результаты конкретизируют систему теоретических знаний, приобретенную в ходе освоения программы, компетенции и практические навыки, которые обучающиеся приобретут в ходе освоения программы.
Планируемые результаты соотносятся с целью и поставленными задачами, содержанием программы, Для разноуровневых/модульных Программ планируемые результаты определяются для каждого уровня/модуля.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.2.5. Содержание Программы
- Учебный план - определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, (модулей) тем, практики, иных видов образовательной деятельности и форм аттестации обучающихся.
Последовательность учебных элементов в каждом разделе (модуле) должна быть логически структурирована по возрастающему уровню сложности и нацелена на достижение образовательного результата. Дифференциация материала разделов (модулей) учебного плана осуществляется исходя из содержательно-тематической специфики и направленности программы. Названия разделов (тем, модулей) должны давать представление об их основном содержании.
В учебном плане указывается количество часов по каждому разделу (модулю) с указанием теоретических и практических занятий, а также форм аттестации и контроля. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, при этом практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (теоретическая часть - не более 30% от общего количества часов, практическая - не менее 70%).
Количество часов в учебном плане указывается из расчета на одну группу или на одного обучающегося, если это индивидуальное обучение. Учебный план составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности.
Продолжительность учебного года в учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по подвиду "дополнительное образование детей и взрослых", - 36 недель, для профессиональных образовательных учреждений - до 40 недель, для спортивных школ - до 46 недель.
Учебный план оформляется в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1
N |
Название раздела |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Итого часов |
|
|
|
|
- содержание учебного плана - краткое описание разделов и тем Программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. Содержание учебного плана должно соответствовать цели и прогнозируемым результатам освоения программы, учитывать особенности обучающихся, возможность освоения ими предлагаемого материала, быть представлено в соответствии с учебным планом (названы образовательные модули и учебные элементы, объем: содержания по каждому разделу соответствует количеству часов, отведенных на его освоение, соблюдается деление на теорию и практику по каждому разделу (тем, модулю), формулировка и порядок расположения разделов (тем, модулей) должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане), указываются формы проведения учебных занятий для каждого раздела.
Содержание учебного плана должно быть ориентировано на реализацию современных методов и образовательных технологий, соответствует заявленному разделу (теме, модулю), формы проведения учебных занятий должны быть разнообразны и современны (деятельностные), оптимальны для конкретной направленности программы.
В содержании учебного плана могут быть представлены вариативные образовательные маршруты, содержание каждого года обучения оформляется отдельно. В содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.).
При разработке разноуровневой Программы необходимо предусмотреть возможность последовательного или параллельного освоения содержания Программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.3. Комплекс организационно-педагогических условий
Подраздел 5.3.1 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, которая определяет количество учебных недель и количество учебных дней, праздничные и нерабочие дни, даты начала и окончания учебных периодов/этапов.
Календарный учебный график составляется ежегодно для каждой группы, оформляется в табличной форме (Таблица 2).
Календарный учебный график может размещаться в Приложениях к Программе.
Таблица 2
N |
Год обучения, уровень, номер группы |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Нерабочие праздничные дни |
Сроки проведения промежуточной аттестации |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.3.2. Оценочные материалы
Оценочные материалы - комплекс контрольно-измерительных материалов, диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов по Программе.
В данном разделе представляется перечень отобранных оценочных процедур, технологий, диагностических методик, методических и дидактических материалов для оценки образовательных результатов обучающихся по программе: уровня теоретических знаний и практической подготовки, указывается место их использования при реализации программы.
Диагностика должна иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. Указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий размещаются в приложении к Программе.
При разработке критериев и содержания диагностических процедур разноуровневой Программы необходимо использовать несколько методов и форм оценивания в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов. Оценочные задания проектируются таким образом, чтобы результат их выполнения, выявленный уровень развития и образования обучающегося сравнивался с его же предшествующим уровнем.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.3.3. Формы аттестации
Аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися Программы.
Формы аттестации перечисляются для всех разделов (модулей) учебного плана, их применение должно быть обосновано. Оценка образовательных результатов обучающихся по Программе должна носить вариативный характер. Выбранные формы отслеживания, фиксации, предъявления и демонстрации результатов должны соответствовать заявленному содержанию программы, возрасту обучающихся, должны позволять определить результативность освоения компетенций и практических навыков, которые могут быть сформированы и развиты в результате занятий по программе.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершении программы в целом.
Формы отслеживания, фиксации, предъявления и демонстрации образовательных результатов: аудиозапись, видеозапись, фото, грамота/диплом, свидетельство (сертификат), аналитический материал по итогам проведения диагностики, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, портфолио, протокол соревнований, выставка, демонстрация моделей, защита творческих работ, конкурс, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, отчет итоговый, поступление выпускников в профильные профессиональные образовательные организации, слет, соревнование, фестиваль и др.
Результат обучения по Программе (участие и победа обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях) должен быть определен количественно и внесен в государственное/муниципальное задание в качестве показателя, характеризующего качество государственной/муниципальной услуги.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе проводятся:
- входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной Программе;
- текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств обучающихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года;
- промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации Программы более одного года);
- итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершении учебного года или всего периода обучения по Программе.
В рамках реализации Программы разрабатывается система оценки (входная, промежуточная и итоговая диагностика) образовательных, компетентностных и личностных достижений.
Реализация Программы подразумевает наличие систематического текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, процедуры диагностики успешности освоения разделов (модулей) программы, оценки готовности к освоению содержания материала того или иного уровня сложности.
Подраздел 5.3.4 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.3.4. Методические материалы
Методическое обеспечение Программы - краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся, обеспечивающей реализацию программы, необходимой для достижения целей программы.
В данном разделе указывается тематика и формы методических материалов, описываются используемые:
- современные педагогические технологии (информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, кейс-технология, технология интегрированного обучения, технология группового обучения, технология индивидуального обучения, ТРИЗ и т.д.);
- методы обучения (словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, исследовательский проблемный, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- особенности и формы организации образовательного процесса (индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая, с использованием дистанционных образовательных технологий, в условиях сетевого взаимодействия и т.п.);
- тип учебного занятия по дидактической цели: вводное занятие, занятие ознакомления с новым материалом, занятие по закреплению изученного; занятие по применению знаний и умений; занятие по углублению знаний, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированное занятие;
- формы учебного занятия по особенностям коммуникативного взаимодействия: акция, аукцион, вернисаж, встреча с интересными людьми, вебинар, видеоконференция, выставка, виртуальная экскурсия, виртуальная консультация, галерея, гостиная, деловая игра, диспут, защита проектов, индивидуальная работа, предполагающая наставничество, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, концерт, интенсивные курсы, предусматривающие погружение в проектную и исследовательскую деятельность с разбивкой на малые проектные группы численностью три - семь человек, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, практическое занятие, представление, презентация, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фестиваль, форум, чемпионат, циклы тематических лекций, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и т.д.);
- алгоритм учебного занятия - краткое описание структуры занятия и его этапов;
- дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, рабочие тетради, вопросы и задания для самостоятельной работы обучающихся и повторения пройденного материала, упражнения, образцы изделий и материалов, макеты и муляжи, действующие модели машин, таблицы, схемы, рисунки, фотоматериалы, учебные пособия, журналы, тематические подборки материалов, текстов песен и т.п.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Методическое обеспечение Программы оформляется в табличной форме (Таблица 3).
Таблица 3
N |
Название раздела, темы |
Дидактические и методические материалы |
1. |
|
|
2. |
|
|
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.3.5. Условия реализации Программы
Условия реализации Программы - систематизированный перечень разнообразных ресурсов, материально-технического обеспечения, необходимого для реализации каждого образовательного раздела (темы, модуля) Программы. Условия реализации программы предъявляются в форме перечисления (а не описания) заданных позиций. В условиях реализации Программы необходимо отразить:
- материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:
- сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет/компьютерный класс/мастерская/хореографический класс/спортивный/актовый зал и т.п.);
- сведения о наличии подсобных помещений (кладовая/костюмерная/раздевалка и т.п.);
- перечень оборудования учебного кабинета (интерактивная доска, компьютер, принтер, столы и стулья для обучающихся и педагога, зеркала, декорации, станки, швейные машинки, музыкальные инструменты и т.п.);
- перечень материалов, необходимых для занятий (ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и т.п.);
- требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.);
- информационное обеспечение - электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, интернет-источники;
- кадровое обеспечение - перечень педагогов и иных специалистов, занятых в реализации Программы.
Кратко характеризуется необходимое образование, квалификация, профессиональные качества педагога. Если для реализации Программы, кроме педагога, необходимы другие специалисты (педагог-организатор, педагог-психолог, тьютор, концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, системный администратор и т.п.), то указываются должности и обязанности этих специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.4. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания - самостоятельная, логически завершенная часть Программы, в рамках которой детализируется (уточняется) воспитательная цель, определяется конкретное содержание деятельности (мероприятия, воспитательные практики, в которые будут включены обучающиеся по программе) и планируются воспитательные результаты.
Рабочая программа воспитания включает следующие структурные элементы;
- цель (определение цели и ее формулировка должна соответствовать современному национальному воспитательному идеалу). В воспитании детей младшего школьного возраста и дошкольников таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений подростков, и, прежде всего, ценностных отношений. В воспитании детей юношеского возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел;
- формы и содержание деятельности, особенности организуемого воспитательного процесса в учреждении. В разделе указываются основные формы и содержание деятельности для достижения поставленной цели. Указывается информация о детском объединении, его традициях, достижениях, успехах, а также о направлениях воспитания в данном коллективе;
- планируемые результаты (приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе; формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности и др.);
- календарный план воспитательной работы - это разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности и мероприятий по датам, участникам и ответственным. Оформляется в табличной форме (таблица 4).
Таблица 4
N |
Название мероприятия, события |
Форма проведения |
Срок и место проведения |
Ответственный |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.5. Список литературы
Список литературы - структурированный перечень всех используемых в Программе материалов для разных категорий участников реализации программы:
- список литературы, рекомендованной педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности;
- список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной образовательной программы;
- список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.
Список литературы должен быть оформлен в соответствии Национальным стандартом ГОСТ Р 7.0.100-2018 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 декабря 2018 г. N 1050-ст).
Нумерация подраздела изменена. - Приказ Министерства образования и науки Курской области от 3 мая 2023 г. N 1-845
5.6. Приложения
Программа должна содержать следующие обязательные приложения: календарно-тематическое планирование и материалы для проведения мониторингов оценки образовательных результатов.
Календарно-тематическое планирование - это реферативное описание разделов и тем Программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом полного курса Программы, с детальной разбивкой на теоретические и практические виды занятий и с указанием планируемых форм контроля.
Календарно-тематическое планирование составляется для каждой группы отдельно, оформляется в табличной форме (таблица 5).
Таблица 5
N |
Дата план |
Дата факт |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма/тип занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
Материалы для проведения мониторинга - пакет контрольно-измерительных материалов: контрольные вопросы и задания, материалы тестирования, диагностические материалы и т.д.
В приложения Программы могут быть размещены материалы для организации образовательного процесса (конспекты, описание занятий; технологические карты; методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т.д.); материалы информационного и справочного характера (иллюстративный материал по тематике занятий, словарь специальных терминов с пояснениями, готовые изделия, образцы, памятки для родителей, сценарии творческих мероприятий, видео- и аудиозаписи, фотоматериалы, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, игры, сборники песен, электронные ресурсы и другие).
В тексте Программы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают и нумеруют в порядке ссылок на них в тексте документа.
VI. Особенности реализации сетевых Программ
6.1. Процесс реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных сетевыми программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), должен быть синхронизирован в учебном, учебно-тематическом планах и календарном учебном графике образовательных организаций - участников сетевой формы реализации программ.
6.1.1. Образовательная деятельность по сетевой программе осуществляется посредством взаимодействия между организациями на основании договора о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной программы (далее - договор о сетевой форме).
6.1.2. Договор о сетевой форме между сторонами может быть заключен на весь период реализации программы или (по согласованию с организацией-участником) на период реализации отдельного модуля/темы, дисциплины.
6.1.3. Сторонами договора о сетевой форме являются:
- базовая организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" и которая несет ответственность за реализацию сетевой Программы, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой программы;
- организация-участник - организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой Программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) (далее - иная образовательная организация), и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), предоставляющая ресурсы для осуществления образовательной деятельности по сетевой Программе (далее - организация, предоставляющая ресурсы).
Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.
6.1.4. При оформлении сетевой Программы обязательно указываются базовая организация и организация(-ии)-участники, а также их полномочия и ответственность за реализацию программы.
VII. Особенности реализации Программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
7.1. Учебно-методический комплекс дистанционной Программы должен быть сформирован по следующим содержательным блокам:
- информационный блок (запись лекций и докладов либо трансляция их в режиме вебинара или видеоконференции, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий в электронном виде и т.д.);
- блок трансляции методов, приемов, технологий работы (видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата);
- диагностический блок (анкеты проверки и самопроверки знаний, тесты, практические задания).
7.2. Реализация дистанционной Программы осуществляется на цифровой платформе, определяемой образовательной организацией самостоятельно.
7.3. При реализации дистанционных Программ образовательные организаций могут применять следующие варианты обучения:
Обучение с веб-поддержкой. В учебном процессе, при очной форме обучения до 30 процентов времени по освоению программы отводится самостоятельному дистанционному обучению (электронные материалы для самоподготовки, подготовка к практическим работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование, организация текущего и промежуточного контроля обучающихся, организация проектной работы с обучающимися).
Смешанное обучение. Образовательный процесс построен на основе интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, с использованием и взаимным дополнением технологий традиционного и дистанционного обучения (от 30 до 80 процентов учебного времени). При смешанном обучении в дистанционный формат частично или полностью переносятся отдельные виды учебной деятельности (лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д.).
Дистанционное обучение. Большая часть образовательного процесса (от 90 до 100 процентов) осуществляется в электронной среде, характеризуется высокой интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия обучающихся как с педагогом, так и друг с другом.
VIII. Особенности реализации Программ заочных и сезонных школ для мотивированных детей
8.1. Содержание Программы заочных и сезонных школ может быть представлено по следующим примерным группам:
- практики, направленные на осуществление разного рода социальных практик детскими коллективами (например, волонтерские группы; школы лидерства; поисковые отряды; иные типы коллективного социально-гуманитарного проектирования);
- практики, предполагающие включение детей в какие-либо реальные (или симулированные) производственные процессы - "профессиональные пробы";
- практики, ориентированные на целенаправленную подготовку детей к конкретным конкурсам, чемпионатам, олимпиадам и другим мероприятиям;
- практики, направленные на изучение гуманитарных, технических и естественно-научных дисциплин, и далее по специализации (например, технические: "IT", "Инженерия", "Робототехника" и другие; гуманитарные: "Лингвистка", "Регионоведение", "Философия", "Культурология" и другие; естественно-научные: "Агроэкология", "Генетика", "Биотехнологии", "Урбанистика", "Лесное дело" и т.д.);
- практики, ориентированные на деятельность в мастерских и детских объединениях (тематически специализированные занятия, проводимые на систематической основе, например, "Авиамоделирование" или "Мастерская/лаборатория фотографии" и т.д.);
- практики, предполагающие реализацию гражданско-патриотических движений (деятельность волонтеров, движение начинающих предпринимателей, российское движение школьников и т.д.);
- практики, имеющие экспедиционно/образовательно-туристическую направленность (выезды в заповедные места, на археологические раскопки и т.д.) и другие.
8.2. Характеристика образовательной деятельности:
8.2.1. При реализации Программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей могут быть использованы формы и методы обучения:
- командная работа, предполагающая развитие гибких компетенций, таких как креативное и критическое мышление, выработка коммуникативных навыков, а также навыков проектной и исследовательской деятельности в рамках реализуемых программ;
- интенсивный курс занятий, предусматривающий глубокое погружение в изучаемый материал;
- формы индивидуальной работы, которые предполагают разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов и другие.
8.2.2. Заочные и сезонные школы для мотивированных детей могут быть организованы в рамках:
- деятельности организаций дополнительного образования; деятельности общеобразовательных организаций;
- детских летних лагерей с дневным пребыванием/загородных стационарных лагерей;
- летнего отдыха, осуществляемого на базах отдыха, палаточных лагерей:
- походно-туристических программ;
- образовательной деятельности при организациях высшего, среднего профессионального образования и др.
8.3. В зависимости от цели и содержания Программы заочных и сезонных школ могут быть следующих уровней:
- "Ознакомительный уровень".
Содержание Программ данного уровня направлено на ознакомление с новым видом деятельности, научной областью, видом спорта и т.д. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала с целью ознакомления обучающихся с различными видами деятельности в зависимости от направленности Программы. Результатом обучения является освоение обучающимися Программы без предъявления требований к качеству ее освоения.
- "Стартовый уровень".
Содержание Программ данного уровня предполагает получение начальных сведений о новом виде деятельности, научной области, профессии, виде спорта, формирование устойчивого интереса к выбранному направлению. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания Программы.
Результатом обучения является повышение интереса к выбранной области не менее чем у 50% обучающихся по результатам итогового мониторинга.
- "Продвинутый уровень".
Содержание Программ направлено на подготовку детей, проявивших способности в интеллектуальном, творческом или спортивном развитии, к участию в профильных конкурсных мероприятиях, выстраивание индивидуальной образовательной траектории с целью ранней профориентации.
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания Программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Результатом обучения является участие не менее 70% обучающихся по Программе в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях, включенных в региональный (утвержденный приказом Министерства образования и науки Курской области) и/или федеральный (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации) перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, обеспечивающее включение в число победителей и призеров муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях не менее 30% обучающихся.
8.4. С целью формирования единого образовательного пространства дополнительного образования Курской области к реализации дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей могут быть привлечены представители организаций высшего и среднего профессионального образования, бизнес-структур, производственных организаций, предпринимателей, практикующих специалистов иных сфер деятельности.
8.5. Привлечение сторонних специалистов осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
8.6. Взаимодействие специалистов разных сфер деятельности в рамках заочных и сезонных школ для мотивированных детей может осуществляться с целью:
- вовлечения конкретных специалистов из разных структур в образовательную деятельность в качестве экспертов, мастеров, наставников, лекторов-преподавателей и т.д.;
- инициации со стороны привлеченных структур собственной образовательной практики;
- использования разнообразных ресурсов в образовательной практике/ использования территории организаций в качестве площадок для реализации образовательных практик (или их отдельных модулей);
- организации системы взаимозачета результатов, полученных в рамках заочных и сезонных школ для мотивированных детей, профессиональными образовательными организациями при поступлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.