г. Краснодар |
|
13 июля 2020 г. |
Дело N А53-38327/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу N А53-38327/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166; далее - служба) от 09.10.2019 N 100-19.8.1/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 15.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2020, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9 и 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в материалы дела не представлены доказательства неразмещения обществом информации о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование за 2015, 2016, 2017, 2018 годы; данная информация в установленной форме и в установленные сроки размещена обществом, доступ к этой информации обеспечен, что подтверждено скриншотами интернет-страниц в сети Интернет. Вывод судов о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность, аудиторское заключение раскрываются не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, не обоснован, поскольку действующим законодательством не урегулирован порядок размещения финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса при проосмотре официального интернет-сайта общества (www.skppk.ru) служба установила, что по состоянию на 11.09.2019 общество не раскрыло информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, которая в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - постановление N 939) должна быть доступна в течение 5 лет, а именно: не раскрыта годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность и аудиторское заключение за 2015, 2016, 2017, 2018 годы. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11.09.2019.
По данному факту служба составила протокол от 25.09.2019 N 100-19.8.1/2019 и вынесла постановление от 09.10.2019 N100-19.8.1/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление службы в арбитражный суд.
Определением суда от 24.10.2019 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили статьи 3, 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), постановление N 939 и сделали верный вывод о том, что служба доказала совершение обществом правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом N 147-ФЗ.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии со статьей 4 Закона N 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ).
Согласно пункту 1 постановления N 939 под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения информации.
Субъектами естественных монополий информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте субъекта естественной монополии в сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2 постановления N 939).
Из пункта 3 постановления N 939 следует, что в случае если информация размещается субъектом естественной монополии только на выбранном им официальном сайте, он обязан опубликовать сведения об этом в официальных печатных изданиях с указанием ссылки на соответствующий сайт. При этом информация, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна в течение 5 лет.
Субъекты естественных монополий обязаны сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта и наименования официальных печатных изданий, где размещается информация.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 9 постановления N 939 в сфере железнодорожных перевозок раскрытию подлежит информация о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг).
Суды обоснованно исходили из того, что общество, являясь субъектом естественных монополий, обязано соблюдать требования, установленные постановлением N 939.
Поддержав позицию службы о виновных действиях общества, квалифицируемых по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды правильно исходили из документально подтвержденного факта нераскрытия обществом по состоянию на 11.09.2019 информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2015 - 2018 годы, а именно: не раскрыта годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность и аудиторское заключение за 2015, 2016, 2017, 2018 годы.
Факт совершения обществом правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении от 25.09.2019, скриншотами из официального сайта общества в сети Интернет и документально обществом не опровергнут.
Суды верно указали, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Ошибочные выводы судов о том, что согласно оспариваемому постановлению службы общество не разместило информацию о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование за 2015, 2016, 2017, 2018 годы не привели к принятию неправильных по существу судебных актов, поскольку как видно из материалов дела, общество привлечено службой к административной ответственности за нераскрытие по состоянию на 11.09.2019 информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2015 - 2018 годы.
По факту нераскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности суды обоснованно учли пункт 2 приказа Федеральной службы по тарифам от 19.04.2011 N 158-Т "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также правил заполнения этих форм", согласно которому указанная информация раскрывается не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Вывод судов о соблюдении службой процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса не истек.
При таких обстоятельствах суды сделали основанный на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам вывод о том, что служба правомерно привлекла общества к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации вмененного обществу правонарушения в качестве малозначительного, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также основания для замены административного штрафа предупреждением (статья 4.1.1 Кодекса).
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении данного дела, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу N А53-38327/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о соблюдении службой процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса не истек.
При таких обстоятельствах суды сделали основанный на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам вывод о том, что служба правомерно привлекла общества к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды обсудили вопрос о возможности квалификации вмененного обществу правонарушения в качестве малозначительного, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и не усмотрели основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также основания для замены административного штрафа предупреждением (статья 4.1.1 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2020 г. N Ф08-5073/20 по делу N А53-38327/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5073/20
20.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2580/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38327/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38327/19