город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2020 г. |
дело N А53-38327/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 по делу N А53-38327/2019
по заявлению акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864)
к региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
(ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество, АО "СКППК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания от 09.10.2019 N 100-19.8.1/2019 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 в удовлетворении заявления акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Судом первой инстанции не дана оценка законности и правомерности вынесенного постановления, не установлены факты, имеющие значение для разрешения указанного дела, а также не проведен анализ достоверности и допустимости представленных РСТ РСО доказательств, совершения АО "СКППК" административного правонарушения. АО "СКППК" не разместило информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также не раскрыло годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение за 2015, 2016, 2017, 2018 год. Судом первой инстанции также не учтен тот факт, что информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг), раскрывается в соответствии с формами N 2-а, 2-б, 2-в и 2-г приложения к Приказу ФСТ России от 19.04.2011 N 158-Т не позднее 1 июля года, следующего за отчетным и она была размещена в установленный срок, и к ней был обеспечен доступ. Исполнения обязательств по размещению вышеуказанной информации Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания не оспаривается, а также не указан факт её размещения в постановлении от 09.10.2019 N 100-19.8.1/2019. Судом первой инстанции также не учтено, что до 29.06.2015 законодательством Российской Федерации был установлен обязательный порядок размещения годовой бухгалтерской отчетности Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". С 29.06.2015 данный порядок утратил силу и иного нормативно-правового акта, определяющего порядок размещения годовой бухгалтерской отчетности для непубличных акционерных обществ, которым является АО "СКППК", не установлен. Судом не проведен анализ отсылочной нормы, установленной Постановлением N 939, и не определен в своем решении нормативно-правовой акт, которым определен порядок применения оговоренной отсылочной нормы. Суд первой инстанции не указал нормативно-правовой акт, нарушение которого допущено АО "СКППК". Из жалобы следует, что вся необходимая информация для раскрытия информации на основании подпункта б пункта 9 Постановления N 939, а именно формы N 2-а и 2-г в соответствии с видом деятельности размещены на официальном сайте общества, а также опубликованы сведения об этом в официальных печатных изданиях с указанием ссылки на соответствующий сайт. Судом не дана оценка изложенной в заявлении об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности позиции о том, что срок привлечения к административной ответственности истек.
Согласно положениям части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве": "апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Судебное заседание проводится с ведением протокола в письменной форме и осуществлением протоколирования с использованием средств аудиозаписи в том случае, если с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле, в судебное заседание (часть первая статьи 335.1 ГПК РФ, часть 1 статьи 272.1 АПК РФ)".
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для вызова сторон в судебное заседание, ввиду чего апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий в соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2 положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 27.11.2010 N 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и приказом ФСТ от 19.04.2011 N 158-Т "Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а так же правил заполнения этих форм" установлено, что при осмотре официального интернет-сайта www.skppk.ru общества по состоянию на 11.09.2019 информация о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование за 2015, 2016, 2017, 2018 год АО "СКППК" не размещена, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, которая в соответствии с пунктом 3 стандартов должна быть доступна в течение 5 лет, также в соответствии с пунктом 7 стандартов общество не уведомило Службу о раскрытии вышеуказанной информации; не раскрыта годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение за 2015, 2016, 2017, 2018 год.
Согласно абз. 4 пункта 2 Приказа ФСТ РФ от 19.04.2011 N 158-Т годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, аудиторское заключение раскрывается не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
В связи с выявленным нарушением, 25.09.2019 Руководителем РСТ в отношении общества составлен протокол N 100-19.8.1/2019 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении 09.10.2019 руководитель РСТ вынес постановление N 100-19.8.1/2019 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Ссылаясь на незаконность вынесенного постановления, а также назначенного наказания, АО "СКППК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Объективная сторона состоит как в действии, так и бездействии. Так, противоправные действия могут включать непредоставление сведений о своей деятельности; предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности; неопубликование сведений о своей деятельности; опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности; нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона N 147-ФЗ).
В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом N 147-ФЗ (пункт 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации (пунктом 2 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Под раскрытием информации в Постановлении N 939 понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения информации (пункт 1 Постановления N 939).
Субъектами естественных монополий информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте субъекта естественной монополии в сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2 Постановления N 939).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 9 Постановления N 939 в сфере железнодорожных перевозок раскрытию подлежит информация о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, включая структуру основных производственных затрат на выполнение регулируемых работ (оказание услуг).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что обжалуемым постановлением обществу вменено не отсутствие размещения информации о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий за 2015 - 2018 годы, а отсутствие доступности данной информации на официальном сайте общества в течение 5 лет (пункт 3 постановления N 939).
АО "СКППК", являясь субъектом естественных монополий, обязано соблюдать требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 939.
Заявитель информацию, указанную в пункте 9 Стандартов, должен был опубликовать в соответствии со сроками указанными в Стандартах, а также в соответствии с пунктом 3 стандартов информация, размещенная на официальном сайте, информация должна быть доступна в течение 5 лет, так как правила раскрытия информации, указанные в Стандартах имеют императивный характер.
Факт нарушения АО "СКППК" требований Стандартов подтверждается материалами протоколом об административном правонарушении от 25.09.2019, скриншотами с официального сайта АО "СКППК".
Подлежит отклонению довод заявителя о том, что судом не дана оценка изложенной в заявлении об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности позиции о том, что срок привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (далее - информация) независимо от цели получения информации (пункт 1 Постановления N 939).
Из пункта 3 постановления N 939 следует, что в случае если информация размещается субъектом естественной монополии только на выбранном им официальном сайте, он обязан опубликовать сведения об этом в официальных печатных изданиях с указанием ссылки на соответствующий сайт. При этом информация, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна в течение 5 лет.
Субъекты естественных монополий обязаны сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта и наименования официальных печатных изданий, где размещается информация.
Таким образом, информация о ценах (тарифах) на работы (услуги), об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год должна быть доступна до 2020 года, за 2016 год - до 2021 года, за 2017 год - до 2022 года, за 2018 год - до 2023 года.
Из материалов дела следует (в том числе протокола об административном правонарушении от25.09.2019), что обществу вменено нераскрытие на 11.09.2019 информации о ценах (тарифах) на работы (услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование и об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2015 - 2018 годы.
Нераскрытие необходимой информации на интернет-сайте в течение установленных 5 лет обоснованно расценено судом первой инстанции как необеспечение доступа неограниченного круга лиц к ней и нарушение тем самым установленных стандартами раскрытия информации порядка, способа и сроков. В данном случае выявленное службой правонарушение является длящимся, поскольку обществу не вменялось несоблюдение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку, а отсутствие подлежащей раскрытию информации на интернет-сайте в течение 5 лет от необходимой даты ее размещения. В связи с этим срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, следует исчислять с момента обнаружения правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях).
Исходя из системного толкования части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях в их взаимосвязи с положениями постановления N 939 суд первой инстанции применительно к конкретным обстоятельствам вмененного обществу правонарушения обоснованно счел срок давности привлечения к ответственности по статье 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях (за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях) составляющим 1 год, который служба не пропустила.
Данная правовая позиция нашла закрепление в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 306-АД16-901, 13.11.2014 N 305-АД14-243 и определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N ВАС-16748/11.
Доказательства принятия АО "СКППК" всех зависящих от него мер по исполнению обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами, в материалах настоящего дела отсутствуют.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения АО "СКППК" указанной обязанности, не установлено.
Наказание Обществу назначено в пределах санкции, установленной части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
Довод заявителя о том, что Законом N 294-ФЗ не предусмотрен такой вид проверки как государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса уже являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Факт совершения заявителем правонарушения выявлен административным органом по результатам систематического контроля и анализа информации исполнения обязанностей регулируемыми организациями по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере, не требующих взаимодействия с юридическим лицом, а не по результатам проведения плановой либо внеплановой проверки. Систематический контроль и анализ информации не являются такими мероприятиями, которые производится в установленном Законом N 294-ФЗ порядке. Возможность проведения упомянутого вида государственного контроля (надзора) предусмотрена подпунктом 53 пунктом 2.2 Положения о Региональной службы по тарифам РСО-Алания, утвержденного постановлением правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 N 24.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административным органом не нарушен. При этом совершение указанного правонарушения в данном случае нельзя отнести к категории малозначительного.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 по делу N А53-38327/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.Л. Новик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38327/2019
Истец: АО "СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5073/20
20.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2580/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38327/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38327/19