г. Краснодар |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А32-46540/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Курятникова Алексея Алексеевича, заинтересованных лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575, ОГРН 1162310050044), общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное предприятие "Мосэлектро"" (ИНН 5050059062, ОГРН 1065050020254), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Курятникова Алексея Алексеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А32-46540/2019, установил следующее.
Курятников А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) и ООО "Производственно-строительное предприятие "Мосэлектро"" (далее - общество) о признании незаконным решения инспекции о государственной регистрации сведений о месте нахождения общества по адресу: 352194, Краснодарский край, г. Гулькевичи, ул. Ленина, 43 - ГРН внесенной записи от 31.07.2019 N 6192375551758; возложении обязанности на инспекцию исключить из ЕГРЮЛ недостоверные сведения о месте регистрации общества по адресу: 352194, Краснодарский край, г. Гулькевичи, ул. Ленина, 43 и восстановить предыдущую запись о месте нахождении общества по адресу: 141100, Московская область, г. Щелково, ул. Свирская, 6.
Решением суда от 13.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Курятников А.А. просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление. Податель жалобы указывает, что суды неправомерно лишили Курятникова А.А. права заявить о фальсификации доказательства. Указание недостоверного адреса юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (подпункты "а" и "р" пункта 1 статьи 23 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее - Закон N 129-ФЗ). Факт отсутствия общества по новому указанному адресу подтверждается материалами дела. Суды вышли за пределы предмета спора, судебной оценке не подлежит в рамках рассматриваемого дела достоверность прежнего адреса общества.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 25.06.2019 в инспекцию от общества поступило заявление по форме Р13001 об изменении адреса (места нахождения) юридического лица на 352194, Краснодарский край, г. Гулькевичи, ул. Ленина, 43.
1 июля 2019 года в рамках исполнительного производства N 93240/19/77055-ИП в отношении общества судебный пристав-исполнитель ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по городу Москве вынес постановление о запрете по внесению изменений в ЕГРЮЛ:
о размере уставного капитала; составе участников общества; принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, составления промежуточного ликвидационного баланса; записи о начале ликвидации; записи о прекращении юридического лица в результате реорганизации и (или) государственной регистрации юридического лица путем реорганизации. Данное постановление направлено в адрес МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю.
1 июля 2019 года Курятников А.А. направил в адрес МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю возражения против предстоящей государственной регистрации внесения изменений сведений об обществе по форме Р38001. Курятников А.А. указал на наличие запрета государственной регистрации внесения изменений сведений в ЕГРЮЛ в отношении общества (постановление ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по городу Москве от 01.07.2019). Недостоверность сведений о новом адресе общества.
Считая неправомерным вынесение решения МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю о государственной регистрации сведений о месте нахождения общества, Курятников А.А. обратился в арбитражный суд с иском
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации. Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регламентируется главой 6 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, в том числе:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации приведен в статье 23 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 данного Закона (подпункт "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т. п.), имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости. При наличии хотя бы одного из перечисленных в пункте 2 указанного постановления обстоятельства сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в частности, судебные акты по делу N А41-39538/2019, которыми отказано в признании недействительными решений общего собрания участников общества от 25.03.2019 (в том числе о смене места регистрации общества), суды пришли к правомерному выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества (исчерпывающий перечень установлен статьей 23 Закона N 129-ФЗ), у регистрирующего органа не имелось, в связи с чем отказали в удовлетворении требований об исключении сведений.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 по делу N А32-46540/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
...
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, в частности, судебные акты по делу N А41-39538/2019, которыми отказано в признании недействительными решений общего собрания участников общества от 25.03.2019 (в том числе о смене места регистрации общества), суды пришли к правомерному выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества (исчерпывающий перечень установлен статьей 23 Закона N 129-ФЗ), у регистрирующего органа не имелось, в связи с чем отказали в удовлетворении требований об исключении сведений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2020 г. N Ф08-5144/20 по делу N А32-46540/2019