г. Краснодар |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А32-43757/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831) - Кульчицкой Е.Р. (доверенность от 16.03.2020), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560), третьих лиц: межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, общества с ограниченной ответственностью "АнросКрым", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу ФГУП "Росморпорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А32-43757/2019, установил следующее.
ФГУП "Росморпорт" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 18.06.2019 N В-140/07-7825/19-26 в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 180 кв. м, находящегося в кадастровом квартале 23:30:0101013, между земельными участками с кадастровыми номерами 23:30:0101013:15 и 23:30:0101013:25, под причальным сооружением - пирсом N 6, в порту Кавказ, а также о возложении на администрацию обязанности утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 180 кв. м, находящегося в кадастровом квартале 23:30:0101013, между земельными участками с кадастровыми номерами 23:30:0101013:15, 23:30:0101013:25, под причальным сооружением - пирсом N 6, в порту Кавказ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея и ООО "АнросКрым".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием у администрации необходимых полномочий. Суды установили, что формируемый земельный участок находится в границах существующего порта, которые установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1150-р "Об установлении границ морского порта Кавказ (Краснодарский край)". На данном земельном участке также находятся объекты недвижимости, в отношении которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с данным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты) и речного транспорта. Росморречфлот принимает решения об образовании земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов Российской Федерации. В силу пункта 1 приказа Минтранса России от 07.11.2017 N 475 "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры морского порта" причалы и пирсы отнесены к объектам инфраструктуры морского порта. В соответствии со статьей 4 Закона N 261-ФЗ к объектам инфраструктуры морского порта относятся: здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции о выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Из представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:30:0101013 следует, что на формируемом участке площадью 180 кв. м расположен объект недвижимости - пирс N 6 площадью 18 118 кв. м (кадастровый номер 23:30:0101013:147), который принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен заявителю на праве хозяйственного ведения. Данный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:0101013:15, 23:30:0101013:47, 23:30:0101013:52, 23:30:0101013:35, 23:30:0101013:8, 23:30:0101013:25, 23:30:0101013:21. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции также учитывал письмо от 17.02.2017, в котором сообщалось о наличии части причального сооружения пирса N 6 на участке разрыва между арендуемыми земельными участками, используемого в качестве проезда и указано на необходимость устранения разрыва (испрашиваемый земельный участок) путем уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:15 (арендуемого заявителем) с последующим обращением в Росморречфлот с заявлением о его предоставлении предприятию в долгосрочную аренду.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов, представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 30.12.2019 и постановление от 13.03.2020, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на ошибочность вывода судов о нахождении формируемого земельного участка в границах морского порта, на территории существующей железной дороги. Поскольку в отношении формируемого земельного участка не зарегистрировано право федеральной собственности, полномочиями по утверждению схемы наделена администрация (орган местного самоуправления, обладающий правом предоставлять неразграниченные земельные участки государственной собственности в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ). Выводы судов о необходимости согласования схемы с собственником железнодорожных путей не соответствуют представленным в дело доказательствам.
В отзыве администрация указала на правомерность выводов судов об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по утверждению схемы расположения спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель предприятия на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыв на нее и письменные возражения на отзыв, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером 23:30:0101013:15 площадью 1574 кв. м, находящийся относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, порт "Кавказ", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - водный транспорт, запись о государственной регистрации от 11.08.2006 N 23-23-44/029/2006-314. В границах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:30:0101013:147. Указанный участок на основании договора от 10.10.2018 N КС-36/11212 предоставлен в аренду предприятию; с кадастровым номером 23:30:0101013:25 площадью 3428 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, порт "Кавказ", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - водный транспорт, запись о государственной регистрации от 06.06.2017 N 23:30:0101013:25-23/044/2017-1. В границах участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:30:0101013:131, 23:30:0101013:132, 23:30:0101013:144, 23:30:0101013:145, 23:30:0101013:146, 23:30:0101013:156, 23:30:0101013:157, 23:30:0101013:158, 23:30:0101013:147, 23:30:0101013:479, 23:30:0101013:480, 23:30:0101013:481, 23:30:0101013:482, 23:30:0101013:484, 23:30:0101013:485, 23:30:0101013:486, 23:30:0101013:487. Указанный участок на основании договора от 14.02.2019 N КС-36/1357 предоставлен в аренду предприятию (т. 1, л. д. 30 - 61; т. 2, л. д. 40 - 45).
Суды установили, что между названными земельными участками расположен земельный участок площадью 180 кв. м, который не поставлен на государственный кадастровый учет и схема расположения которого не утверждена уполномоченным лицом.
В целях формирования земельного участка предприятие 08.05.2019 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 180 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Темрюкский район, порт Кавказ (т. 1, л. д. 82, 83).
Администрация отказала в утверждении схемы расположения участка (письмо от 18.06.2019 N В-140/07-7825/19-26), указав на необходимость его образования на основании документации по планировке территории (проект планировки, содержащий проект межевания территории), утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (т. 1, л. д. 84 - 87).
Предприятие, полагая, что отказ администрации в утверждении схемы противоречит закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В пункте 2 названной статьи определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Суды установили, что на территории, за счет которой планируется образовать земельный участок, расположен объект недвижимости (пирс N 6), находящийся в федеральной собственности и принадлежащий предприятию на праве хозяйственного ведения (т. 1, л. д. 88; т. 2, л. д. 56).
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований предприятия, правомерно указали на отсутствие у администрации оснований для утверждения схемы расположения данного земельного участка.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 данного Кодекса).
По общему правилу органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса), а также предоставление земельных участков неразграниченной государственной собственности в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Суды установили, что формируемый участок занят федеральным объектом недвижимости с кадастровым номером 23:30:0101013:147 (причальное сооружение пирс N 6), принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения. Такой земельный участок в силу закона относится к федеральной собственности.
С учетом изложенного суды правомерно заключили, что администрация не обладает полномочиями, названными в пункте 13 статьи 11.10 Земельного кодекса, в отношении формируемого земельного участка.
Предприятие, ссылаясь на наличие у администрации полномочий по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено (статья 3.3 Закона N 137-ФЗ), не учитывает, что в случае, если право собственности публично-правового образования на соответствующий земельный участок возникает в силу закона, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, не исключают наличие у соответствующего органа государственной власти полномочий в утверждении схемы его расположения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2019 по делу N А32-5609/2017).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований предприятия.
Суд апелляционной инстанции также верно сослался на правила статьи 11.9 Земельного кодекса и письмо генерального директора предприятия в адрес директора филиала (т. 1, л. д. 22 - 24), содержащее указания на мероприятия, связанные с устранением "разрыва" между земельными участками с кадастровыми номерами 23:30:0101013:15 и 23:30:0101013:25.
Иные доводы предприятия не влияют на оценку законности и обоснованности принятых по делу судебных актов, рассмотрены при производстве по делу в суде апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного условия для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявления предприятия подателем жалобы не опровергнута.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на заявителя (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А32-43757/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприятие, ссылаясь на наличие у администрации полномочий по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено (статья 3.3 Закона N 137-ФЗ), не учитывает, что в случае, если право собственности публично-правового образования на соответствующий земельный участок возникает в силу закона, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, не исключают наличие у соответствующего органа государственной власти полномочий в утверждении схемы его расположения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2019 по делу N А32-5609/2017).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований предприятия.
Суд апелляционной инстанции также верно сослался на правила статьи 11.9 Земельного кодекса и письмо генерального директора предприятия в адрес директора филиала (т. 1, л. д. 22 - 24), содержащее указания на мероприятия, связанные с устранением "разрыва" между земельными участками с кадастровыми номерами 23:30:0101013:15 и 23:30:0101013:25."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2020 г. N Ф08-4664/20 по делу N А32-43757/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4664/20
13.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2685/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43757/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43757/19