Постановление Правительства Республики Алтай от 17 октября 2023 г. N 388
"Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства"
Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Глава Республики Алтай, |
О.Л. Хорохордин |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 17 октября 2023 г. N 388
Государственная программа
Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства"
I. Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Республики Алтай в сфере реализации государственной программы Республики Алтай
Реализация в 2019-2022 годах мероприятий государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства" (далее - государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 29 июня 2018 г. N 201, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, позволила не только сохранить, но и обеспечить устойчивый рост экономики Республики Алтай:
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, по итогам 2022 года составила 33,8 тыс. человек, что на 22,9% больше, чем в 2019 году (в 2019 году - 27,5 тыс. человек, в 2020 году - 27,3 тыс. человек, в 2021 году - 33,2 тыс. человек);
количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году по сравнению с 2019 годом выросло на 4% и составило 8 376 ед., в том числе 2400 юридических лиц и 5976 индивидуальных предпринимателей (в 2019 году - 8058 ед., в 2020 году - 7880 ед., в 2021 году - 8344 ед.);
количество самозанятых граждан в 2022 году по сравнению с 2020 годом выросло в 9 раз и составило 7 301 ед. (в 2020 году - 791 ед., в 2021 году - 3647 ед.);
доля среднесписочной численности (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения увеличилась с 22,2% в 2019 году до 30,4% в 2022 году;
темп роста инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 119,5% по отношению к 2019 году.
В 2022 году Республика Алтай стала лидером среди российских регионов по темпам роста инвестиций в основной капитал. По данным Фонда развития гражданского общества, по итогам 2021-2022 годов Республика Алтай заняла 34-е место в рейтинге инвестиционной активности регионов России, став одним из лидеров по динамике показателей;
индекс промышленного производства в 2022 году составил 111,9% по отношению к 2019 году.
В направлении совершенствования системы комплексного социально-экономического планирования в Республике Алтай полностью сформирована система документов стратегического планирования. Реализуются стратегия социально-экономического развития Республики Алтай, план мероприятий по ее реализации, прогнозы социально-экономического развития, государственные программы Республики Алтай. С целью адаптации системы стратегического управления экономикой и социальной сферой региона к современным условиям хозяйствования документы стратегического планирования Республики Алтай своевременно актуализируются с учетом изменений федерального законодательства, законодательства Республики Алтай, изменения внешних и внутренних условий развития региона и страны в целом.
В отчетном периоде проводился мониторинг социально-экономического развития на основе статистических данных в целом по Республике Алтай и в разрезе муниципальных образований в Республике Алтай в рамках указов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Малый и средний бизнес играет существенную роль в экономике Республики Алтай, обеспечивая занятость 34 тыс. человек или 40% от экономически активного населения.
Структура предприятий за последние три года существенно не изменилась. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства 8087 ед. составляют микропредприятия (96,5%), 265 ед. - малые предприятия (3,2%), 24 ед. - средние предприятия (0,3%).
Объем оборота малых и средних предприятий, с учетом микропредприятий за 2022 год составил 56,4 млрд рублей. К уровню 2021 года прирост составил 0,4%.
Отраслевая структура предприятий бизнеса показывает преобладание в нем организаций оптовой и розничной торговли (32%), сельхозпредприятий (20%), а также обрабатывающих предприятий (8%), строительных компаний и гостиниц (по 7%). На остальные предприятия приходится 26% (обеспечение электрической энергией, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом и другие).
Малое и среднее предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается еще не в достаточной мере, что требует внедрения дополнительных инструментов бюджетного стимулирования производственного и инновационно ориентированного предпринимательства.
В регионе сформирована система инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, которая включает в себя Центр "Мой Бизнес", НКО "Гарантийный фонд Республики Алтай", бизнес-инкубатор, АНО "Центр поддержки экспорта Республики Алтай", МКК, НКО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай", Центр инноваций социальной сферы, Центр народных художественных промыслов, Региональный центр инжиниринга, Центр поддержки предпринимательства.
За три года работы Центра "Мой бизнес" услугами воспользовались более 3 тыс. предпринимателей и более 2 тыс. граждан, желающих вести бизнес.
В регионе создана и действует система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай, микрозаймов и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, а также самозанятым гражданам.
Задача системы поддержки бизнеса на уровне региона - обеспечить на каждом из этапов развития малого и среднего бизнеса предоставление предпринимателю тех инструментов и сервисов, которые необходимы бизнесу для роста производимой и реализуемой продукции, повышения качества работы с клиентами и увеличения прибыли.
Необходимо продолжить развитие направления по поддержке молодежного предпринимательства и организации мероприятий по развитию компетенций, деловых связей. В совокупности с созданной инфраструктурой и инструментами поддержки малого и среднего предпринимательства развитие молодежного предпринимательства и популяризация идеи предпринимательской деятельности могут стать новым импульсом развития предпринимательства региона.
Обозначенные направления на региональном уровне дополняются политикой по продвижению продукции, работ и услуг сектора малого и среднего предпринимательства на новые рынки. Заявленные на федеральном уровне приоритеты развития экономики, задачи увеличения доли несырьевого экспорта, а также курс на модернизацию и инновационное развитие делают актуальными информационную, консультационную и образовательную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также становятся приоритетными меры по созданию условий для развития новых технологий и кооперации с крупными поставщиками в отдельных отраслях экономики, по содействию продвижения местной продукции на межрегиональные и международные рынки.
Несмотря на то, что потенциал малого и среднего предпринимательства в республике оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих его интенсивное развитие:
затрудненный доступ субъектов малого предпринимательства, особенно начинающих, к финансово-кредитным ресурсам, который наиболее остро проявляется в муниципальных образованиях в Республике Алтай с низкой бюджетной обеспеченностью;
отсутствие стартового капитала для организации предпринимательской деятельности;
ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства в сравнении с крупными предприятиями, а также в муниципальных образованиях в Республике Алтай с низкой бюджетной обеспеченностью;
недостаток высококвалифицированного, компетентного персонала у субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей.
Развитие экспортного потенциала
Внешнеэкономические отношения Республики Алтай в большей части строятся с регионами приграничных государств - Монголией, Китаем и Казахстаном. Нормативно-правовую базу сотрудничества составляют соглашения с администрациями Баян-Ульгийского, Кобдосского, Увсинского аймаков Монголии и акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
Особенностями экспортной деятельности в Республике Алтай являются:
1) высокая доля несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ).
По итогам 2022 года доля ННЭ в общем объеме экспорта региона составляет 70,2%, что существенно выше показателя по Сибирскому федеральному округу - 42,0% и России в целом - 31,8%;
2) высокая доля компаний малого и среднего бизнеса среди экспортеров.
Наращивание экспортного потенциала напрямую связано с развитием производства и услуг в регионе в целом. Недостаточно развитая инфраструктура для производства товаров с высокой добавленной стоимостью в необходимых объемах является препятствием для вывода бизнеса на зарубежные рынки.
Основные мероприятия по созданию комфортной среды для развития экспортной деятельности реализуются в рамках реализации регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", результатом которого является внедрение к концу 2024 года на территории Республики Алтай Регионального экспортного стандарта.
Инструментами продвижения региональных производителей на внешний рынок являются:
участие в программах АО "Российский экспортный центр" и АНО "Центр поддержки экспорта Республики Алтай", которые осуществляют информационную и консультационную поддержку экспортеров, предоставляют финансовые меры поддержки;
организация бизнес-миссий (в т.ч. реверсных) для представителей бизнес-сообщества региона;
активизация действующих соглашений о сотрудничестве, заключенных органами государственной власти Республики Алтай с органами государственной власти иностранных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств (7 действующих соглашений);
организация участия региональных компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
формирование представительств Республики Алтай за рубежом.
Формирование благоприятной инвестиционной среды
Целями инвестиционной политики Республики Алтай и государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности являются создание на территории региона благоприятных условий для привлечения и использования в экономике региона инвестиций, дополнительных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, создание новых рабочих мест, а также обеспечение условий для увеличения налогооблагаемой базы.
В целях улучшения инвестиционного климата и создания благоприятной среды в Республике Алтай внедряется система поддержки новых инвестиционных проектов, в рамках которой:
1) сформирован региональный инвестиционный стандарт, состоящий из 5 инструментов поддержки по взаимодействию с инвесторами;
2) реализуется Закон Республики Алтай от 27 ноября 2020 г. N 65-РЗ "Об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций на территории Республики Алтай", в рамках которого будет предоставлена дотация региону в целях частичной компенсации выпадающих доходов от применения инвестиционного налогового вычета;
3) проведено обучение региональной команды по работе с инвесторами.
В 2023 году в Республике Алтай осуществляется внедрение Регионального инвестиционного стандарта, в рамках которого:
1) принята Инвестиционная декларация Республики Алтай (распоряжение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 13 марта 2023 г. N 144-рГ). Декларация задает направления и условия инвестиционной деятельности и способствует привлечению инвестиций в регион. В декларации прописано обязательство главы субъекта по неухудшению условий ведения бизнеса;
2) создан Инвестиционный комитет в рамках деятельности Совета по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Алтай, возглавляемый Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай;
3) принят свод инвестиционных правил, состоящий из 11 алгоритмов действий инвесторов по направлениям: присоединение к электрическим сетям, к сетям теплоснабжения, газораспределения, к объектам водоснабжения и водоотведения, получение земельных участков, получение разрешения на строительство, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект, доступ к дорожной инфраструктуре;
4) разработана и размещена на Инвестиционном портале Республики Алтай Инвестиционная карта Республики Алтай (https://invest-altai-republic.ru/altay-invest-map). Принят Регламент ведения Инвестиционной карты Республики Алтай (распоряжение Правительства Республики Алтай от 7 августа 2023 г. N 470-р). На постоянной основе будет приводиться ее актуализация.
Механизмы поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Алтай реализуются через законодательно закрепленный институт приоритетных инвестиционных проектов, в рамках которого возможно предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и установление по ним льготной арендной ставки, права на применение пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций (в части, зачисляемой в консолидированный бюджет Республики Алтай). Новым инструментом поддержки является механизм заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в рамках которого предусмотрена возможность для инвестора сохранить неизменность условий ведения бизнеса и возместить понесенные расходы на создание объектов за счет уплачиваемых налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Наиболее востребованным в регионе является механизм приоритетных инвестиционных проектов по приданию проекту статуса регионального значения. По состоянию на 1 января 2023 г. портфель инвестиционных проектов со статусом регионального значения составляет 36 проектов, из них инициировано в 2022 году 8 проектов. В соответствии с инвестиционными соглашениями, заключенными между Правительством Республики Алтай и инвесторами, планируемая сумма инвестиций по ним составляет 115 млрд рублей, планируемое количество рабочих мест - 4770 ед. на весь период реализации проектов. Реализация проектов запланирована в долгосрочном периоде до 2036 года.
В рамках мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионе, работа органов государственной власти Республики Алтай направлена на упрощение процедур ведения бизнеса, сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, создание благоприятного инвестиционного климата. Вся эта работа велась системно в рамках реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Республики Алтай.
Улучшение инвестиционного климата продолжится при внедрении соответствующих требований к муниципальным образованиям в Республике Алтай.
Развитие промышленности
Промышленность Республики Алтай представлена средними и малыми предприятиями, занятыми добычей полезных ископаемых, переработкой сельхозпродукции, производством строительных материалов. Основной особенностью Республики Алтай является низкая доля промышленного производства в её экономике (12,7%).
На территории Республики Алтай деятельность в сфере промышленности осуществляет 531 хозяйствующий субъект, что составляет 6,4% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства региона (8390 субъектов). Численность занятых в указанной сфере составляет 4,2 тыс. человек (8,4% от общего числа занятых).
Объем отгруженной продукции за 2022 год достиг 19,9 млрд рублей, что в 2,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (в 2020 году - 8,4 млрд рублей, в 2021 году - 9,1 млрд рублей).
В промышленном производстве региона 51% занимает обрабатывающая промышленность. Добыча полезных ископаемых составила 11%; обеспечение электрической энергией, газом, паром и кондиционирование воздуха - 35%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 3%.
Минерально-сырьевая база (далее - МСБ) на территории Республики Алтай представлена благородными, черными, цветными и редкими металлами, горнотехническим нерудным сырьем (спекулярит, волластонит), поделочными камнями, каменным и бурым углем.
Основными направлениями развития МСБ на территории Республики Алтай являются:
воспроизводство и увеличение объемов добычи золота;
выполнение поисковых работ, прежде всего, на золото, на перспективных участках, выявленных в результате региональных и тематических геологоразведочных работ;
возобновление геологоразведочных и добычных работ на месторождениях вольфрама, кобальта, меди в Кош-Агачском районе Республики Алтай, как за счет новых месторождений, так и за счет ввода в оборот известных, неэксплуатируемых сегодня объектов;
вовлечение в эксплуатацию запасов неразрабатываемых месторождений каменного и бурого угля, месторождений серебра, привлечение инвестиций в геологоразведочные работы, ориентированных на освоение месторождений, расположенных вдали от существующей инфраструктуры.
По состоянию на 1 июля 2023 г. на территории Республики Алтай действовало 30 лицензий на изучение, разведку и добычу драгоценных металлов на территории Республики Алтай (на 1 июля 2022 г. - 32 лицензии).
В 2023 году на территории Республики Алтай геологоразведочные работы запланированы на 30 объектах. В 2023-2025 годах возможен прирост запасов россыпного золота за счет поисковых лицензий, выданных в 2019-2021 годах.
Электроснабжение Республики Алтай осуществляется преимущественно от Бийского энергоузла энергосистемы "Алтайэнерго".
Собственные электрогенерирующие источники Республики Алтай представлены солнечными электростанциями суммарной мощностью 120 МВт, установленными в 6 из 11 муниципальных образований в Республике Алтай, дизельными электростанциями в труднодоступных горных населенных пунктах, малой гидроэлектростанцией "Кайру" установленной мощностью 400 кВт, малой гидроэлектростанцией "Джазатор" мощностью 630 кВт.
В соответствии со Стратегией пространственного развития на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, перспективная экономическая специализация Республики Алтай включает в себя следующие отрасли: добыча полезных ископаемых, лесоводство и лесозаготовки, производство прочих готовых изделий.
Повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом Республики Алтай
Государственное имущество Республики Алтай создает материальную основу для реализации функций (полномочий) исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных им учреждений и необходимо для решения экономических и социальных задач, укрепления финансовой системы, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения Республики Алтай.
В составе государственной собственности Республики Алтай находится имущество, закрепленное на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за республиканскими государственными учреждениями, в том числе за органами государственной власти Республики Алтай и государственным унитарным предприятием Республики Алтай, а также имущество казны Республики Алтай, в том числе пакеты акций (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ.
От эффективности управления и распоряжения государственным имуществом Республики Алтай в значительной степени зависят объемы неналоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Алтай.
Приоритетное значение имеет эффективное управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Алтай, 95% которых предоставлены на правах аренды, постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования.
Темп роста доходов республиканского бюджета Республики Алтай от передачи в возмездное пользование государственного имущества, включая земельные участки (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений), в 2022 году по отношению к 2021 году составил 104,7% (в 2021 году по отношению к 2020 году - 176,9%).
Количество зарегистрированных в установленном порядке прав собственности Республики Алтай в отношении земельных участков и объектов недвижимости в 2022 году составило 235 ед. (в 2020 году - 169 ед., в 2021 году - 280 ед.).
Плановые значения поступлений в республиканский бюджет Республики Алтай платежей от аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Алтай, ежегодно выполняются. Вместе с тем, следует отметить, что количество земельных участков ежегодно уменьшается в связи с их выкупом арендаторами по основаниям, установленным федеральным законодательством.
Одной из задач в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Республики Алтай является создание эффективной системы учета объектов республиканской собственности, которая включает в себя полную и достоверную информацию о всех объектах имущества и обеспечивает возможность всем заинтересованным пользователям оперативно получать информацию в полном объеме для принятия управленческих решений.
В 2022 году в Министерстве экономического развития Республики Алтай был внедрен программный продукт - автоматизированная информационная система "СОБСТВЕННОСТЬ-СМАРТ". Данный программный продукт обеспечивает полноценный, емкий и одновременно гибкий учет всех процессов управления и распоряжения государственным имуществом: ведение реестра государственной собственности Республики Алтай, ведение реестра договоров аренды, субаренды, купли-продажи, безвозмездного пользования и других, формирование начислений и автоматизированный контроль уплаты по ним.
Нормативная правовая база в сфере управления государственным имуществом поддерживается в актуальном состоянии. В 2023 году постановлением Правительства Республики Алтай от 3 апреля 2023 г. N 138 утверждено Положение об учете государственного имущества Республики Алтай, устанавливающее состав подлежащего учету государственного имущества Республики Алтай, порядок его учета и порядок предоставления информации из реестра государственного имущества Республики Алтай, а также иные требования, предъявляемые к системе учета государственного имущества Республики Алтай.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Алтай в сфере реализации государственной программы Республики Алтай
Цели государственной программы сформированы с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и целевых показателей их характеризующих, а также стратегических целей и приоритетов развития социально-экономического развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа, установленных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегией социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. N 129-р, и Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р.
Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Алтай, установленными в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 г. N 60, является улучшение отраслевой структуры экономики, а также социального развития, включающего обеспечение стабильно высокого уровня занятости, диверсификацию экономики за счет развития межрегиональных и международных хозяйственных связей, развитие обеспечивающих секторов, в том числе динамичное развитие торговли.
В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Алтай определены цели государственной программы, разработаны ее структура и система показателей.
Система целеполагания государственной программы включает в себя следующие цели:
Цель 1. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которая характеризуется следующими показателями:
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей);
доля субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся мерами государственной финансовой поддержки, от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров;
доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность, в общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.
Цель 2. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, которая характеризуется следующими показателями:
темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета к предыдущему году;
темп роста частных инвестиций в текущих ценах к предыдущему году.
Цель 3. Рост промышленного производства, которая характеризуется следующими показателями:
индекс промышленного производства;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Цель 4. Эффективное управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай, которая характеризуется показателями:
ежегодный прирост неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай от передачи в возмездное пользование государственного имущества, включая земельные участки (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений);
доля вовлеченных в гражданский оборот объектов недвижимого и движимого имущества, земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Алтай, от общего количества государственного имущества Республики Алтай, включенного в Реестр государственного имущества Республики Алтай.
Для достижения указанных целей в структуру государственной программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление (подпрограмма) 1: "Развитие малого и среднего предпринимательства", которое включает в себя мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также мероприятия по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
направление (подпрограмма) 2: "Повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности", которое включает в себя мероприятия, связанные с комплексной поддержкой инвестиционных проектов и обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности региона, а также мероприятия по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности;
направление (подпрограмма) 3: "Развитие промышленности", которое включает в себя мероприятия по формированию комплекса мер государственной финансовой поддержки и созданию условий для развития отраслей промышленности;
направление (подпрограмма) 4: "Управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай", которое включает в себя мероприятия, связанные с управлением и распоряжением земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай и проведением комплекса кадастровых работ.
Кроме того, государственной программой предусмотрены структурные элементы, не входящие в направления (подпрограммы): комплексы процессных мероприятий "Создание условий для реализации государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства" и "Реализация государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Алтай".
3. Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Цели и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, а также взаимоувязаны с целями и показателями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации:
"Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316;
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328;
"Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148.
Реализация государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", а также целевых показателей национальной цели:
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
4. Задачи государственного управления Республики Алтай, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Республики Алтай
Государственная программа в соответствии со стратегическими приоритетами ориентирована на решение комплекса задач, определенных документами стратегического планирования Российской Федерации и Республики Алтай.
Для достижения цели "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", определены следующие задачи:
1) повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан, в том числе молодежи, к осуществлению предпринимательской деятельности);
2) повышение доступности финансовых и информационно-консультационных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях в Республике Алтай, в том числе путем повышения эффективности деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
4) стимулирование экономической активности (улучшение предпринимательского климата, поддержка модернизации, инновационного развития, поддержка молодежного предпринимательства).
Для достижения цели "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата" определены следующие задачи:
1) формирование организационно-правовых условий для улучшения инвестиционного климата;
2) привлечение инвестиций на территорию региона, оказание мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности;
3) внедрение и ежегодное подтверждение инвестиционного стандарта на региональном и муниципальном уровнях;
4) организация информационной поддержки инвестиционной деятельности.
Для обеспечения роста промышленного производства необходимо решение следующих задач:
1) переход местных производителей от формы производства, как поставщиков сырья, к формату глубокой переработки;
2) модернизация промышленного производства, внедрение новых технологий;
3) повышение производительности труда промышленных предприятий.
Для достижения цели "Эффективное управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай" определены следующие задачи:
1) создание эффективной системы учета объектов республиканской собственности, которая включает в себя полную и достоверную информацию о всех объектах имущества и обеспечивает возможность всем заинтересованным пользователям оперативно получать информацию в полном объеме для принятия управленческих решений;
2) обеспечение максимального вовлечения в хозяйственный оборот объектов государственного имущества Республики Алтай (зданий, строений, сооружений, земельных участков, движимого имущества);
3) обеспечение увеличения поступлений в республиканский бюджет Республики Алтай средств от использования имущества и распоряжения имуществом Республики Алтай;
4) формирование земельного фонда Республики Алтай;
5) организация проведения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории Республики Алтай;
6) обеспечение выполнения комплексных кадастровых работ на территории Республики Алтай;
7) обеспечение осуществления права государственной собственности в отношении объектов государственной собственности Республики Алтай, в том числе земельных участков;
8) обеспечение осуществления прав Республики Алтай как учредителя (участника) коммерческих и некоммерческих организаций;
9) обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к предоставляемому на льготных условиях имуществу за счет дополнения общего количества объектов, включенных в Перечень имущества Республики Алтай, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренный частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях предоставления имущества Республики Алтай во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Успешное выполнение задач государственной программы необходимо для достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития Республики Алтай.
II. Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам в рамках государственной программы Республики Алтай
Порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений в Республике Алтай из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития органов местного самоуправления - победителей конкурса для сельских поселений в Республике Алтай на получение гранта Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай приведен в приложении к настоящей государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Республики Алтай
"Развитие экономического
потенциала и предпринимательства"
Порядок
предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений в Республике Алтай из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития органов местного самоуправления - победителей конкурса для сельских поселений в Республике Алтай на получение гранта Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай
1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений в Республике Алтай из республиканского бюджета Республики Алтай на поощрение за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития органов местного самоуправления - победителей конкурса для сельских поселений в Республике Алтай на получение гранта Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай (далее соответственно - муниципальные образования, Конкурс, Порядок, иные межбюджетные трансферты).
2. Иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях повышения качества жизни населения, решения социально значимых проблем муниципальных образований и совершенствования механизмов привлечения дополнительных ресурсов для реализации вопросов местного значения путем проведения мероприятий в сфере социально-экономического развития муниципальных образований (за исключением мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, находящихся в собственности сельских поселений), в части:
а) укрепления (приобретения, оборудования) материально-технической базы для решения вопросов местного значения;
б) оборудования элементами освещения улично-дорожной сети;
в) благоустройства и оборудования мест захоронения.
3. Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Алтай Министерству экономического развития Республики Алтай (далее - Министерство) на соответствующий финансовый год, и доведенных до него лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.
4. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований на основании протокола заседания Конкурсной комиссии по проведению Конкурса, созданной Правительством Республики Алтай.
5. Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является:
а) заключение соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятия, указанного в пункте 2 настоящего Порядка (далее - расходные обязательства), а также ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
б) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, софинансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Алтай, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из республиканского бюджета Республики Алтай иного межбюджетного трансферта;
в) реализация мероприятия направлена на развитие объекта общественной инфраструктуры и на решение вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
г) мероприятие реализуется в соответствии со сметой расходов, утвержденной главой администрации муниципального образования;
д) объект, планируемый к оборудованию и ремонту (завершению ремонта) в рамках реализации мероприятия, должен находиться в собственности муниципального образования, либо объект, планируемый к приобретению в рамках реализации мероприятия, должен быть оформлен в собственность муниципального образования после его приобретения;
е) реализация мероприятия в течение финансового года, в котором предоставляется иной межбюджетный трансферт.
6. Распределение иных межбюджетных трансфертов осуществляется:
а) на основании итогов Конкурса в соответствии с Порядком проведения конкурса сельских поселений в Республике Алтай на получение гранта Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, утвержденным Правительством Республики Алтай;
б) в соответствии с размерами поощрений для победителей Конкурса, установленными Правительством Республики Алтай.
7. Министерство заключает с муниципальными образованиями соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на срок действия доведенных до него лимитов бюджетных обязательств средств республиканского бюджета Республики Алтай в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством, в сроки, установленные статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. В течение 30 календарных дней со дня внесения изменений в закон Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на текущий финансовый год и на плановый период и (или) утверждения правового акта Правительства Республики Алтай, предусматривающего уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение иных межбюджетных трансфертов, в Соглашение вносятся соответствующие изменения.
9. Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется бюджетам муниципальных образований на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай.
10. Результатом использования иного межбюджетного трансферта является - "органами местного самоуправления сельских поселений - победителями конкурса на получение гранта Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай реализованы мероприятия в сфере социально-экономического развития сельских поселений.
Оценка эффективности использования муниципальным образованием иного межбюджетного трансферта осуществляется Министерством путем сравнения установленного соглашением планового значения результата (показателя достижения результата) использования иного межбюджетного трансферта и фактически достигнутого значения результата (показателя достижения результата) использования иного межбюджетного трансферта.
11. Ответственность за целевое и эффективное использование полученных иных межбюджетных трансфертов, за достоверность предоставляемых в Министерство сведений и отчетных данных возлагается на муниципальное образование.
12. Муниципальные образования представляют в Министерство:
отчеты о выполнении графика и условий соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
отчеты о расходовании средств бюджетами муниципальных образований, в целях финансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, а также отчеты о достижении значений результата предоставления иного межбюджетного трансферта ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Министерство представляет сводный отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере финансов.
13. Ответственность за целевое и эффективное использование полученного иного межбюджетного трансферта, за достоверность предоставляемых в Министерство сведений и отчетных данных возлагается на муниципальные образования.
14. Иной межбюджетный трансферт, перечисленный бюджетам муниципальных образований, подлежит возврату в республиканский бюджет Республики Алтай в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай, в случаях:
наличия неиспользованного остатка иного межбюджетного трансферта в отчетном финансовом году, предусмотренного Соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта из республиканского бюджета Республики Алтай;
нарушения условий (в том числе нецелевое использование иного межбюджетного трансферта), установленных Соглашением, заключенным между Министерством и сельским поселением.
15. В случае потребности муниципального образования в ином межбюджетном трансферте, не использованном в отчетном финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка иного межбюджетного трансферта, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, в соответствии с требованиями, установленными статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
16. В случае нецелевого использования иного межбюджетного трансферта и (или) нарушения муниципальными образования условий его предоставления и расходования, в том числе невозврата муниципальными образованиями средств в республиканский бюджет Республики Алтай, в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
17. Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляют Министерство и органы государственного финансового контроля в порядке, установленном бюджетным федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация государственной программы направлена на достижение национальной цели развития на период до 2030 г. - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство". Определены задачи программы и целевые показатели ее результативности. К 2030 г. планируется увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек; инвестировать в основной капитал не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 г.; увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров.
Установлен порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам сельских поселений из республиканского бюджета за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития органов местного самоуправления - победителей конкурса для сельских поселений на получение гранта Главы Республики Алтай.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 17 октября 2023 г. N 388 "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный портал Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 17 октября 2023 г.
"Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 октября 2023 г. N 0400202310180008
Сборник законодательства Республики Алтай, октябрь 2023 г. N 212(218), ч. 2, с. 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 6 февраля 2024 г. N 28
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2024 г.