Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2016 N 528 утвержден статистический отчет "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" по форме К (далее - отчет по форме К) и введена в действие Инструкция по его формированию.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проанализированы вопросы, поступившие из прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, возникшие при учете результатов работы прокуроров в новом статистическом отчете.
Анализ показал, что сложности при заполнении отчета по форме К вызваны изменением подхода отнесения выявленных нарушений к коррупционным.
В соответствии с требованиями пункта 1.2 Инструкции в разделе 1 отчета по форме К учитываются нарушения требований антикоррупционного законодательства, связанные с несоблюдением запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в том числе обязанности по предупреждению коррупции, возложенной на органы власти и организации.
В этой связи в отчете по форме К не могут быть учтены, например, нарушения норм федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не имеющие непосредственной связи с извлечением (возможным извлечением) имущественной выгоды определенным лицом (кругом лиц).
Так, решая вопрос о возможности включения в отчет сведений о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в сфере закупок, следует учитывать, что если неправомерные действия (заключение контрактов без конкурса, внесение в аукционную документацию не предусмотренных законом требований или необоснованное повышение цены контракта и другие) совершены должностным лицом с целью обеспечения выигрыша аффилированной организации (лицу), то они отражаются в отчете по форме К.
В то же время пресечение незаконных решений, вызванных иными причинами и мотивами, например, незнанием требований закона, техническими ошибками, исполнением срочных поручений, и не содержащих в себе коррупционной составляющей, в данном отчете не учитывается.
Вместе с тем при возбуждении дела об административном правонарушении прокуроры должны руководствоваться статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", не допускающей подмены органами прокуратуры иных государственных органов, наделенных полномочиями в сфере административной юрисдикции, и направлять свою деятельность на пресечение нарушений закона, действительно требующих вмешательства прокурора.
Таким образом, в отчете по форме К указываются сведения о работе прокуроров по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также совершивших административно наказуемые деяния, сопряженные с нарушением антикоррупционного законодательства, либо выполнивших действия, направленные на незаконное извлечение материальной или иной выгоды для себя или для определенных третьих лиц с использованием служебного положения.
Например, частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ установлена ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.
Размещение в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления сведений о доходах предусмотрено также частью 6 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 13 и частью 7 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" решением органа местного самоуправления в перечень информации о деятельности этого органа может быть включена и иная информация, в том числе сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах).
С учетом изложенного привлечение к административной ответственности по статье 13.27 КоАП РФ подлежит отражению в отчете по форме К при условии неразмещения сведений, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень. Данная информация должна быть указана в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.
Определенные трудности у прокуроров связаны с применением пункта 1.20 Инструкции, требующего разнесения данных о результатах надзора из строки 1 раздела 1 по строкам 2-13 (например, сведений о нарушении части 4 статьи 12 и статьи 13 3 Закона N 273-ФЗ, допущенном в организациях).
Поскольку неисполнение названных норм закона не связано с основной деятельностью хозяйствующих субъектов и, как правило, не имеет негативного влияния на правоотношения в конкретной сфере правоприменения, данные о выявленных нарушениях отражаются в строке 4 и не должны указываться в строках 5-13.
Если нарушение, связанное с использованием (возможностью использования) должностного положения для незаконного извлечения материальной или иной выгоды как для себя, так и для третьих лиц, выявлено в сфере, не предусмотренной строками 5-13 (например, в сфере градостроительного или земельного законодательства), то оно отражается только в строке 1.
При подсчете количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных в связи с утратой доверия, следует учитывать, что в соответствии с частью 7 1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктами 1.4 и 3.1 статьи 12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть досрочно прекращены за нарушение антикоррупционного законодательства.
В этой связи количество лиц, чьи депутатские полномочия были прекращены по указанным основаниям в результате прокурорского вмешательства, следует учитывать в графах 9 и 11 раздела 1, графах 3-5, 8 и 9 раздела 3 отчета по форме К.
Сложилась ошибочная практика отнесения к актам реагирования в сфере противодействия коррупции исковых заявлений о признании распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей рекомендации по совершению коррупционных правонарушений (в том числе о способах дачи взяток), запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. При этом прокуроры не учитывают, что в таких ситуациях нарушен Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а не законодательство о противодействии коррупции.
В графах 1, 2 раздела 2 и графе 1 раздела 4 отчета по форме К подсчет нарушений, связанных с представлением сведений о доходах и расходах, осуществляется исходя из того, что различные виды недостоверных (неточных) сведений в одной справке, а также наличие таких сведений в нескольких справках, представленных служащим в одном отчетном периоде, учитываются как одно нарушение. В случае выявления в рамках одной проверки подобных нарушений, допущенных в разные отчетные периоды, каждое из них учитывается как повторное.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ в статью 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", в строке 3 раздела 4 указываются данные о нарушениях закона, допущенных также лицами, замещающими муниципальные должности на непостоянной основе.
Содержащиеся в разделе 7 отчета по форме К показатели одновременно отражаются в разделе 1 только в том случае, если имеет место нарушение законодательства о противодействии коррупции. Сведения о нормативных правовых актах с коррупциогенными факторами, а также о внесенных по ним актах реагирования (протесты, представления) в случае отсутствия противоречия каким-либо нормам антикоррупционного законодательства подлежат учету только в разделе 7.
Заполняя раздел 8 отчета по форме К, следует руководствоваться пунктом 8.1 Инструкции, согласно которому в данном разделе учитываются сведения о количестве именно коррупциогенных факторов, а не нормативных правовых актов, в которых они выявлены и в последующем из них исключены.
В строке 16 раздела 10 отчета по форма К указываются факты отказа в возбуждении уголовного дела по результатам рассмотрения материалов, направленных в порядке части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вынесенного на отчетную дату. В случае последующей отмены принятого решения или возбуждения уголовного дела в отчет за следующий период вносится корректировка.
В графе 8 раздела 12 отчета по форме К не учитываются изъятые в ходе предварительного расследования предметы взятки, также как и сумма взятки - в графе 6 данного раздела.
Уголовные дела, снятые с учета как дела коррупционной направленности, не могут быть учтены в отчете по форме К, в связи с чем следует произвести корректировку показателей в следующий отчетный период.
Данная информация направляется для сведения и использования в работе.
Первый заместитель |
А.Э. Буксман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 16 мая 2017 г. N 86-13-2017/Ип4835-17 "Об учете результатов работы прокуроров в области противодействия коррупции в отчете по форме К"
Опубликование:
-