г. Краснодар |
|
21 июля 2020 г. |
Дело N А15-2648/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Захарова В.В. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Комбинат благоустройства" (ИНН 0545021552, ОГРН 1080545001811) Наумовой Нины Валерьевны, заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в городе Каспийске, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан (ИНН 0554000012, ОГРН 1140554000014), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 09883 0, 10126 4, 09882 3, 10127 1, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Комбинат благоустройства" в лице конкурсного управляющего Наумовой Нины Валерьевны на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по делу N А15-2648/2019, установил следующее.
Конкурсный управляющий МУП "Комбинат благоустройства" Наумова Н.В. (далее - предприятие) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в городе Каспийске (далее - фонд) о признании недействительным решения от 18.04.2019 N 017F07190000143 об отказе в возврате 268 273 рублей 60 копеек излишне уплаченных (взысканных) денежных средств; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Определением суда от 13.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан (далее - инспекция).
Решением суда от 06.12.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2020, в удовлетворении заявления отказано.
С предприятия в лице конкурсного управляющего Наумовой Н.В. в доход федерального бюджета взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы отсутствием документальных доказательств излишней уплаты страховых взносов, размера и периода возникновения переплаты.
В кассационной жалобе предприятие просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на пояснения инспекции и справку от 15.08.2018 N 69065 о состоянии расчетов о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Переплата подлежит возврату для дальнейшего включения в конкурсную массу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.08.2018 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена Наумова Н.В., которая направила в инспекцию запрос о предоставлении сведений в отношении предприятия.
Письмом от 28.08.2018 N 06-86/002877 инспекция представила справку от 15.08.2018 N 69065 о состоянии расчетов на 10.08.2018, в которой отражена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 228 400 рублей 30 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 - 35 214 рублей 32 копейки, по пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии в размере 4657 рублей 98 копеек, всего - 268 272 рубля 60 копеек (л. д. 14, 15).
Конкурсный управляющий обратился в фонд с заявлением от 15.04.2019 о возврате этих излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней (л. д. 37, 38).
Уведомлением от 18.04.2019 N 8 предприятию сообщении о решении фонда от 18.04.2019 N 017F07190000143 об отказе возвратить 268 273 рублей 60 копеек излишне уплаченных денежных средств со ссылкой на часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"" (далее - Закон N 250-ФЗ, л. д. 17, 91).
Конкурсный управляющий обжаловал решение фонда в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов регулируется статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (пункт 3 статьи 21 Закона N 212-ФЗ).
Заявление о возврате излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации").
В то же время пропуск указанного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на плательщика страховых взносов.
Таким образом, применительно к вопросу о страховых взносах в Пенсионный фонд, вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога (страхового взноса) должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик (страхователь) узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога (страхового взноса).
Судебные инстанции учли и материалами дела подтверждается, что предприятие запросило инспекцию 03.08.2018 о фактах излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
Составленный инспекцией 15.08.2018 акт сверки расчетов N 69065 с отражением переплаты по страховым взносам и пеням направлен письмом от 28.08.2018 N 06-86/002877.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ). Такое решение принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (часть 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 отражено, что право на зачет и возврат из бюджета излишне уплаченного (взысканного) налога непосредственно связано с наличием его переплаты в соответствующий бюджет и отсутствием задолженности в тот же бюджет. Это обстоятельство может подтверждаться: платежными поручениями, инкассовыми поручениями (распоряжениями), информацией об исполнении обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Следовательно, по правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик страховых взносов), утверждающий о наличии переплаты за конкретный налоговый (расчетный) период, представляет доказательства наличия в бюджете перечисленных им денежных средств: в том числе исполненные платежные поручения, инкассовые поручения (распоряжения). Налоговый орган (орган государственного внебюджетного фонда), возражающий против такого утверждения, может представить доказательства наличия у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) обязанности по уплате данных платежей, равной, либо превышающей уплаченные (взысканные) суммы за тот же период: в том числе налоговые декларации (расчеты) налогоплательщика (плательщика страховых взносов), решения по результатам проверок, содержащие доначисления. В случае необходимости, при решении вопроса о наличии (отсутствии) переплаты, суд учитывает и производные сведения, содержащиеся в базе данных, формирующейся в отношении каждого плательщика налоговым органом (органом государственного внебюджетного фонда), а также акты сверок расчетов.
Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о переплате по страховым взносам и пеням само по себе не подтверждает реальную переплату без подтверждения первичными документами страхователя.
Суд указал, что помимо справок от 15.08.2018 N 69065 о состоянии расчетов на 10.08.2018 и N 18168 о состоянии расчетов на 05.11.2019 в материалы дела не представлены доказательства возникновения переплаты. Сама по себе справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, в которой зафиксирована только переплата без информации о периоде ее возникновения в отрыве от иных доказательств, не свидетельствует о наличии безусловных оснований ее возврата.
Суд учел непредставление предприятием доказательств наличия спорной переплаты по страховым взносам, пеням, их размерам и периодам возникновения (в том числе с учетом установленных предельных сроков уплаты, что необходимо для проверки момента, с которого плательщик мог и должен был узнать о наличии переплаты). В материалах дела отсутствуют расчеты страхователя с определенными к уплате страховыми взносами по каждому из периодов, включенных в состав спорной переплаты.
Суд признал невозможным установление факта наличия переплаты, периода ее возникновения, а также причин образования излишне уплаченных платежей.
Более того, из той же справки о состоянии лицевого счета усматривается наличие у плательщика взносов и задолженности по страховым взносам, что также исключает возврат платежей, поскольку он допускается при отсутствии недоимки в соответствующий бюджет. В справке также отражена переплата пеней по страховым платежам на выплату накопительной части страховой пенсии, в связи с чем эти платежи возврату не подлежат вследствие принадлежности накопительной части пенсии конкретному застрахованному лицу, на чей лицевой счет в Пенсионном фонде России зачисляются страховые взносы. Страхователю такие платежи не возвращаются из-за из принадлежности застрахованным лицам и особого правового режима страховых взносов на накопительную часть пенсии.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в возврате страховых платежей.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с предприятия подлежит взысканию 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, от уплаты которой при принятии жалобы к производству определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2020 предоставлена отсрочка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по делу N А15-2648/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Комбинат благоустройства" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
В.В. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ). Такое решение принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (часть 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 отражено, что право на зачет и возврат из бюджета излишне уплаченного (взысканного) налога непосредственно связано с наличием его переплаты в соответствующий бюджет и отсутствием задолженности в тот же бюджет. Это обстоятельство может подтверждаться: платежными поручениями, инкассовыми поручениями (распоряжениями), информацией об исполнении обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2020 г. N Ф08-5539/20 по делу N А15-2648/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5539/20
14.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-359/20
05.03.2020 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-359/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2648/19