г. Краснодар |
|
22 июля 2020 г. |
Дело N А61-2075/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании, проводимом с применением системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания (судья Баскаева Т.С.) от Администрации местного самоуправления муниципального образования Дигорский район Республики Северная Осетия-Алания - Кусова З.Б. (доверенность от 15.01.2020), в отсутствие конкурсного управляющего муниципального предприятия "Дигорская городская сетевая компания" (ИНН 1514002128, ОГРН 1061514012185) Дудко Дениса Вячеславовича, публичного акционерного общества "МРСК Северного Кавказа", иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 5 марта 2020 года (судья Сидакова З.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2020 года (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А61-2075/2018, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МП "Дигорская городская сетевая компания" (далее - должник) конкурсный управляющий должника Дудко Д.В. (далее - конкурсный управляющий) обратился с заявлением о признании недействительной сделку, оформленную постановлением главы администрации местного самоуправления Муниципального образования Дигорский район Республики Северная Осетия - Алания от 05.07.2017 N 161 "Об изъятии муниципального имущества в составе сетей электроснабжения из оперативного управления Муниципального предприятия "Дигорская городская сетевая компания"" и акта приема-передачи от 18.07.2017; применении последствий недействительности сделки в виде возврата в конкурсную массу должника имущества, выбывшее по указанному постановлению от 05.07.2017 и акту приема-передачи от 18.07.2017 путем передачи конкурсному управляющему имущества (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания, региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания и ПАО "МРСК Северного Кавказа".
Определением суда от 5 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15 мая 2020 года, требования конкурсного управляющего удовлетворены в части. Признана недействительной сделка, оформленная постановлением администрации местного самоуправления муниципального образования Дигорский район Республики Северная Осетия - Алания от 05.07.2017 N 161 "Об изъятии муниципального имущества в составе сетей электроснабжения из оперативного управления муниципального предприятия "Дигорская городская сетевая компания"" и актом приема - передачи от 18.07.2017 в части изъятия у должника следующего имущества: компьютер - 2 шт.; принтер-сканер - 1 шт.; прибор Энергомера СУ 602-100К - 1 шт.; применены последствия недействительности сделки в виде изъятия у администрации и передачи в конкурсную массу должника спорного имущества. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе ПАО "МРСК Северного Кавказа" просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, удовлетворить требования. По мнению заявителя, отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения за должником в 2016 году не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Должник не получил встречное предоставление; на дату заключения сделки должник обладал признаком неплатежеспособности.
В отзывах на кассационную жалобу конкурсный управляющий должника и Администрация местного самоуправления муниципального образования Дигорский район Республики Северная Осетия-Алания просят отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель администрации местного самоуправления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывав на жалобу, выслушав представителя администрации местного самоуправления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением от 09.10.2018 должник признан банкротом, введена процедура конкурсного производства ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утвержден Дудко Д.В.
Сведения о введении в отношении должника упрощенной процедуры ликвидируемого должника опубликованы в газете "Коммерсантъ" 13.10.2018.
Суды установили следующие обстоятельства: постановлением Главы местного самоуправления Дигорского района Республики Северная Осетия - Алания от 21.07.2006 N 128 МП "Дигорские городские электрические сети" реорганизовано путем выделения из его состава МП "Дигорская городская сетевая компания" с возложением функций технического содержания электросетей и передачи электрической энергии по сетям.
В пункте 3 данного постановления перечислено имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за вновь созданным предприятием.
Согласно пункту 2.1 устава должника целями предприятия являются удовлетворение социально значимых общественных потребностей и получение прибыли в следующих сферах производства и услуг: обеспечение качественного электроснабжения; техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт электрических сетей и подстанций.
В соответствии с решением Собрания представителей муниципального образования Дигорский район от 18.05.2017 N 3-9-6 "О безвозмездной передаче муниципального имущества в составе сетей электроснабжения", администрация приняла постановление от 05.07.2017 N 161 об изъятии имущества.
18 июля 2017 года основные средства должника по акту приема-передачи изъяты у должника и возвращены во владение администрации.
Полагая, что отчуждение имущества при отсутствии соответствующего встречного предоставления существенно уменьшило стоимость имущества, которое могло быть включено в конкурсную массу должника, что повлекло нарушение прав конкурсных кредиторов, конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования конкурсного управляющего в части, суды правомерно руководствовались положениями статей 113, 114, 216, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 61.1, 61.2, 61.8, 129 и 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Из материалов дела видно, что предметом данного спора является имущество, используемое для энергоснабжения населения в г. Дигора.
Поскольку спорные объекты представляют собой единый технологически соединенный комплекс, снабжающий электроэнергией жителей г. Дигора, суды пришли к выводу о том, что данное имущество является социально значимым. На дату совершения сделки по изъятию имущества право хозяйственного ведения за должником не зарегистрировано.
Суды указали, что линии электропередач не могут иметь самостоятельную юридическую судьбу, поскольку по смыслу статьи 133 Гражданского кодекса являются составной частью неделимой вещи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс.
Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" утвержден перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, в состав которого входят подстанция электрическая (трансформаторная подстанция, переключательный пункт, преобразовательная подстанция); линии электропередач; трансформаторные и распределительные пункты.
Право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает у муниципального предприятия с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации этого права.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, отказывая в обжалуемой части в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из отсутствия у должника зарегистрированного в установленном законом порядке права хозяйственного ведения на спорное имущество и, как следствие, невозможности признания изъятия этого имущества недействительной сделкой по основаниям пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 5 марта 2020 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2020 года по делу N А61-2075/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.В. Гиданкиной |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" утвержден перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, в состав которого входят подстанция электрическая (трансформаторная подстанция, переключательный пункт, преобразовательная подстанция); линии электропередач; трансформаторные и распределительные пункты.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, отказывая в обжалуемой части в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из отсутствия у должника зарегистрированного в установленном законом порядке права хозяйственного ведения на спорное имущество и, как следствие, невозможности признания изъятия этого имущества недействительной сделкой по основаниям пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2020 г. N Ф08-5634/20 по делу N А61-2075/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8314/2021
09.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1331/20
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5634/20
15.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1331/20
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2075/18
09.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2075/18