Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 марта 2023 г. N 16234-ДН/04
Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение вице-президента Ассоциации управляющих организаций "НОВОЕ КАЧЕСТВО" О.В. Малахова (вх. Минстроя России от 22 февраля 2023 г. N 29349/МС) и в пределах компетенции сообщает следующее.
1. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, (далее - Правила N 354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
При этом Правила N 354 не регулируют отношения между управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Указанные отношения регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156) и Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 (далее - Правила N 505).
Однако Правилами N 1156 и Правилами N 505 не предусмотрена обязанность регионального оператора осуществлять перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном отсутствии граждан в жилом помещении.
Учитывая изложенное, действующим законодательством не предусмотрено осуществление региональным оператором перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по заявлению управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов.
2. В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, либо в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения, исходя из общей площади жилого помещения, на основании нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил N 354.
Необходимо отметить, что Конституционным Судом Российской Федерации дел по жалобе гражданки Т.В. Фирсовой (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 52-П) и по жалобе гражданина С.В. Гусарова (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. N 3212-О) выработана консолидированная позиция по вопросу о предоставлении права на перерасчет платы за оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно указанной позиции, действующие в нормативной связи часть 11 статьи 155 ЖК РФ и пункты 56(2) и 148(36) Правил N 354, возлагающие на собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем не зарегистрирован по месту жительства и постоянно не проживает, при отсутствии иных постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом помещении граждан, обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исчисляемой исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО, и тем самым обеспечивающие участие каждого из собственников жилых помещений в таком доме в оплате указанной коммунальной услуги, оказываемой, по существу, одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в данном доме, независимо от количества фактически проживающих в нем граждан, не порождают каких-либо непреодолимых препятствий как для предоставления, так и для практической реализации права потребителей соответствующей коммунальной услуги (как собственников, так и иных пользователей помещений) на перерасчет платы за нее при их временном (т.е. более 5 календарных дней подряд) отсутствии в жилом помещении.
Таким образом, право на перерасчет платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО предоставляется в отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, в случае, когда потребитель постоянно или временно проживает в таком жилом помещении, но в течение какого-то срока отсутствует по определенным причинам. Само по себе неиспользование собственником жилого помещения не является основанием для его освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. При этом под "временным отсутствием потребителя" подразумевается временной отрезок, исчисляемый определенным периодом, факт и продолжительность которого подтверждается в порядке, установленном Правилами N 354.
Учитывая изложенное, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2022 N 52-П, при отсутствии постоянно или временно проживающих потребителей в жилом помещении перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не осуществляется.
3. При принятии решения о проведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО значение имеет факт постоянного проживания потребителя в жилом помещении.
При этом действующее законодательство не определяет, каким образом потребитель подтверждает постоянное проживание в жилом помещении для целей предоставления коммунальных услуг.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила регистрации), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета. Пунктом 35 Правил регистрации предусмотрено, что в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении.
Согласно части 10 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1), пункту 128 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984, информация о регистрационном учете граждан Российской Федерации вносится в базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 4, содержащаяся в базе данных информация предоставляется на основании запросов, поданных в электронном виде и (или) на бумажных носителях. Собственник жилого помещения вправе получать содержащуюся в базе данных адресно-справочную информацию о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, без их согласия в объеме, предусмотренном абзацами вторым, третьим и пятым (в части сведений о дате регистрации по месту жительства (месту пребывания) части одиннадцатой статьи 3 Закона N 5242-1, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Предоставление информации, содержащейся в базе данных, физическим и юридическим лицам осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
Таким образом, адресно-справочная информация о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства в жилом помещении, может быть представлена территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании запроса собственника жилого помещения.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления |
Д.Ю. Нифонтов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 марта 2023 г. N 16234-ДН/04
Опубликование:
-