Во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями", от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" (далее - приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 N 222), руководствуясь ст. 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям, старшим помощникам, помощникам прокурора края, начальникам управлений, отделов прокуратуры края, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур безотлагательно принять меры к совершенствованию механизма взаимодействия и конструктивного обмена информацией с органами местного самоуправления и контрольно-надзорными органами.
Исключить факты неправомерного вмешательства прокурорских работников и контрольно-надзорных органов в деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц. При их установлении давать правовую оценку и бескомпромиссно решать вопрос об ответственности виновных лиц.
2. Прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур:
2.1. Обеспечить надлежащее планирование мероприятий по надзору за исполнением законодательства об органах местного самоуправления, предусмотрев исключение случаев неоднократного проведения проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований в течение короткого периода времени, а также дублирования их различными ведомствами. При планировании надзорных мероприятий в отношении муниципалитетов учитывать результаты ранее проведенных уполномоченными органами проверок, не подменяя при этом функции контролирующих органов.
Информировать глав муниципальных образований муниципальных районов и городских округов о запланированных территориальными, специализированными прокуратурами мероприятиях в органах местного самоуправления в течение 15 дней с даты утверждения плана.
Проверки исполнения законов проводить в строгом соответствии с требованиями п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также анализа состояния законности, других материалов о допущенных правонарушениях, требующих применения мер прокурорского реагирования. При выявлении нарушений закона принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе формировать при наличии оснований материалы для направления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
О результатах проверок информировать должностных лиц органов местного самоуправления.
2.2. Во взаимодействии с органами местного самоуправления принять меры к надлежащему исполнению требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
2.3. Продолжить получение необходимой информации о деятельности поднадзорных муниципалитетов из доступных официальных источников, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средств массовой информации, справочно-правовых систем. Для получения истребуемых документов и сведений использовать возможности электронного документооборота. В ходе проверок исключить повторные запросы муниципальных нормативных правовых актов, имеющихся в прокуратуре, а также получение документов, материалов и сведений, явно выходящих за предмет проверки.
2.4. Не допускать необоснованного возложения на муниципалитеты обязанностей по предоставлению в прокуратуру на регулярной основе сведений и материалов, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.
Обеспечить ведение перечня информации запрашиваемой из органов местного самоуправления для подготовки анализа состояния законности на поднадзорной территории, докладных записок в соответствии со списком (приказов, указаний, распоряжений), по которому установлены контрольные сроки исполнения поручений с указанием периодичности. Указанный перечень ежегодно направлять в исполнительно-распорядительный орган муниципального района (городского округа) для обеспечения своевременной подготовки и предоставления сведений в органы прокуратуры, в том числе на электронных носителях.
Оперативно принимать меры к исключению из перечня информации необходимость в которой для организации надзорной деятельности отпала.
2.5. При истребовании сведений устанавливать разумные сроки для исполнения запросов с учетом сложности поставленных вопросов и объема запрашиваемых документов. Проверки и изучение значительного объема документации практиковать непосредственно в органах местного самоуправления.
2.6. Исключить факты реализации прокурорских полномочий в отношении органов местного самоуправления в целях искусственного наращивания статистических показателей работы, дробления, тиражирования актов реагирования.
Оценивать возможные негативные последствия исполнения формальных требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.
В случаях внесения актов прокурорского реагирования, предполагающих увеличение финансовых расходов органов государственной власти края и местного самоуправления, учитывать необходимость корректировки соответствующих бюджетов и их финансовую сбалансированность.
Последовательно обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически информировать должностных лиц местного самоуправления о типичных нарушениях законодательства, выявляемых органами прокуратуры, внося конкретные предложения по их устранению и не допущению впредь.
2.7. Требования о проведении внеплановых проверок органов местного самоуправления и их должностных лиц контрольно-надзорным органам направлять при наличии поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, содержащих информацию о фактах нарушения законов, в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 N 222, приказом прокурора края от 30.04.2013 N 41 "Об упорядочении направления органами прокуратуры края требований о проведении проверок в территориальные подразделения федеральных органов и региональных органов контроля (надзора) и организации их учета, в том числе проводимых органами муниципального контроля".
При этом учитывать, что требования о проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц уполномочен направлять только прокурор края.
Ответы заявителям в таких случаях давать с учетом сведений о принятых контрольно-надзорным органом мерах по результатам проведенных им мероприятий, и одновременной оценкой правомерности и полноты принятых решений.
Исключить из практики случаи направления требований в отсутствие к тому оснований, а также неуполномоченным органам.
2.8. Не реже одного раза в полугодие проводить межведомственные совещания органов прокуратуры и местного самоуправления по проблемам взаимодействия, исполнения законодательства, соблюдения прав граждан.
2.9. Обеспечить на системной основе работу по повышению юридической грамотности и правовой культуры должностных лиц органов местного самоуправления на поднадзорной территории.
2.10. Осуществлять координацию деятельности контрольно-надзорных органов в отношении муниципалитетов, добиваясь исключения фактов не основанных на законе проверок. Принять меры по недопущению фактов дублирования контрольных мероприятий и привлечения к ответственности должностных лиц местного самоуправления различными ведомствами за одно и то же нарушение.
2.11. Исключить случаи согласования контрольно-надзорным органам внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе по ранее выданным предписаниям.
2.12. Два раза в год не позднее 5 июня и 5 декабря проводить сверки данных с подразделениями и учреждениями органов государственного контроля (надзора), должностными лицами органов государственного контроля (надзора), дислоцированными на поднадзорной территории, обо всех осуществленных ими плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц независимо от местонахождения данных муниципалитетов с составлением актов сверок.
Не реже одного раза в полугодие проверять соблюдение вышеуказанными подразделениями и учреждениями, должностными лицами федерального законодательства при осуществлении всех проверочных мероприятий в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц независимо от местонахождения данных муниципалитетов, изучать материалы плановых и внеплановых проверок, обращая особое внимание на законность, обоснованность и эффективность проводимых проверок и принятых по их результатам решений.
При установлении в ходе прокурорской проверки нарушений принимать меры прокурорского реагирования по согласованию с прокуратурой края.
Перечень прокуроров, которыми проводятся названные сверки и проверки, определяется соответствующим дополнительным письмом прокуратуры края.
2.13. На постоянной основе проводить мониторинг состояния законности в сфере контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и практики прокурорского реагирования в данном направлении, в том числе анализировать факты оспаривания в суде актов реагирования и их последствий.
3. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края (далее - Управление) во взаимодействии с заинтересованными подразделениями аппарата прокуратуры края:
3.1. Обеспечить реализацию полномочий органов прокуратуры по формированию и согласованию ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок и согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Организацию исполнения названных полномочий возложить на отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления.
При необходимости начальником Управления вышеуказанные обязанности могут быть временно возложены на иных работников Управления.
3.1.1. Организацию и техническое сопровождение электронного документооборота возложить на специалистов по обслуживанию компьютерной техники прокуратуры края.
3.1.2. Старшему помощнику прокурора края по взаимодействию со средствами массовой информации обеспечивать размещение на официальном сайте прокуратуры края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и изменений, вносимых в него.
3.2. Два раза в год не позднее 10 мая и 10 ноября направлять прокурорам, которыми в соответствии с п. 2.12 настоящего приказа проводятся сверки данных об осуществленных проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, для использования в работе сведения о согласованных прокуратурой края внеплановых проверках.
3.3. Сверки данных с подведомственными территориальными подразделениями федеральных органов власти в Пермском крае, органами власти Пермского края, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), об осуществленных плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах компетенции Управления проводить не реже одного раза в полугодие.
3.4. Организовать учет требований о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
3.5. На регулярной основе осуществлять системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав органов местного самоуправления и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), включая сведения средств массовой информации.
3.6. В постоянном режиме осуществлять мониторинг размещаемой на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) информации, предусмотренной ч. 2.7 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При установлении фактов незаконного привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к ответственности давать принципиальную оценку действиям сотрудников контролирующих органов и принимать необходимые меры реагирования.
3.7. Использовать выводы и результаты обобщений для совершенствования надзорной практики.
3.8. Выносить проблемные вопросы обеспечения законности и организации прокурорского надзора на рассмотрение заседаний коллегии прокуратуры края и (или) межведомственных совещаний, рабочих групп.
4. Утвердить и ввести в действие с момента подписания настоящего приказа Регламент согласования в прокуратуре Пермского края внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц (приложение N 1); форму Акта сверки данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц (приложение N 2); форму Журнала учета заявлений о согласовании внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц (приложение N 3); форму Журнала учета требований о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля (приложение N 4).
5. Прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, старшим помощникам, помощникам прокурора края, начальникам управлений, отделов прокуратуры края в срок до 10 числа первого месяца каждого полугодия представлять в Управление информацию об исполнении настоящего приказа.
Установить, что конкретные требования к содержанию информации прокуроров городов, районов, специализированных прокуратур и порядку ее представления устанавливаются соответствующим дополнительным письмом прокуратуры края.
Управлению обеспечить обобщение полученной информации и подготовку в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записок о состоянии законности и практике прокурорского надзора в рассматриваемой сфере каждое полугодие к 25 июля и в составе докладной записки о результатах работы за год.
6. Признать утратившим силу приказ прокурора края от 08.08.2014 N 161 "О совершенствовании взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления".
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей прокурора края по курируемым направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям, старшим помощникам, помощникам прокурора края, начальникам управлений, отделов прокуратуры края, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
И.о. прокурора края |
В.А. Черкасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Прокуратуры Пермского края от 26 апреля 2016 г. N 141 "О совершенствовании взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления"
Вступает в силу с 26 апреля 2016 г.
Опубликование:
-